Рубик и его кубик. часть третья: возвращение
Первый чемпионат мира совпал с пиком популярности кубика. Скоро волна глобального ажиотажа начнёт спадать, а много миллионов кубиков попрячутся по пыльным углам. Но это не означает, что сообщество любителей головоломки разочаровалось в собственном выборе.
Само собой разумеется, сложность методов сборки всё-таки появилась. Большая часть обладателей игрушки так ни при каких обстоятельствах и не смогла самостоятельно сложить кубик. По всей видимости, эти люди обнаружили в нём технологичную замену привычным чёткам.
Мизерная часть занялась изучением оптимальных способов сборки. Сейчас считается, что из любого положения возможно придти к верной раскраске граней не более чем за 22 вращения (сначала это число оценивалось как 52).
Действительно, на практике не удаётся направляться малейшей способе сборки, приходится пользоваться проверенными и универсальными методами. Ну а по поводу гипотетического метода Всевышнего (God?s Algorithm), делающего минимально вероятную последовательность ходов, увидим, что его доказательство и разработка являются серьёзнейшую математическую задачу.
Кроме этого обнаружилось, что совсем необязательно складывать одноцветные грани, возможно заниматься выстраиванием на них «крестов», «окон»и других регулярных узоров. Помимо этого, преуспевшие с кубиком 3х3х3 взяли бонус в виде конфигураций 4х4х4 а также 5х5х5 — вот где их ожидал непочатый край работы.
Змея Рубика с некоторых пор впала в спячку.
Кубик 2х2х2 был занимателен только самым несмышлёным игрокам. Большая часть же крутило кубик только по привычке, а после этого и вовсе из ностальгической привязанности, всё реже и реже.
Сам Эрно Рубик, в неполные сорок лет ставший миллионером, человеком частным и богатейшим лицом Венгрии-легендой, занялся изобретением вторых объёмных головоломок. Часть из них, к примеру угловатая змейка Рубика (Rubik?s Snake ) — развитие древнекитайской планарной головоломки «танграм», имела определённый успех, но до прежней популярности незабвенного кубика ей было более чем на большом растоянии.
И ещё, само собой разумеется, мешали эпигоны и конкуренты, дружно выпустившие на рынок мутный поток перепевов и подражаний игрового хита, подрывающих его монополию. Но, и Рубик по-своему переделал кубики СОМА в «кирпичики Рубика» (Rubik?s Bricks), и придумал вовсе уж настольную игру «Бесконечность» (Rubik?s Infinity).
Безобидную и неповоротливую змею свободно возможно носить в кармане, вместе с ключами.
И, что самое скверное, на повестку дня нежданно поднялись компьютерные игры. Кроме того самые первые и несовершенные творения имели возможность безболезненно дать кубику сто очков вперёд. У того остался единственный козырь — мобильность.
В это же время, падение интереса к многоцветному искусителю вовсе не было дружным и повсеместным. Так имело возможность показаться только производителям игрушки, на волне игорного помешательства наштамповавшим десятки миллионов «лишних» кубиков и на год-второй забывшим, что рынок сбыта однако ограничен.
Результатом стал коллапс в сфере продаж, огромные складские запасы нереализованных кубиков на фабриках и в магазинах, и отсутствие новых заказов на производство. Исходя из этого, начиная с 1983 года, кубик стало всё тяжелее, и после этого и вовсе нереально обнаружитьприлавке.
«Кирпичики Рубика» до неприличия напоминают кубики СОМА Пита Хейна.
Обстановка осложнялась тем, что главный держатель прав, Ideal Toy Corporation, то ли почувствовав угрожающие тенденции, то ли по каким-то иным обстоятельствам продалась CBS, а та весьма не так долго осталось ждать, в 1985-м, вышла из бизнеса на ниве игрушек.
Но человек, находившийся у истоков экономического чуда Рубика, Том Кремер (Tom Kremer), сохранил светлую веру в непреходящий потенциал кубика. Кремер вычислял его, подобно «Монополии» либо Scrabble, игрой на все времена.
Воспользовавшись эргономичной обстановкой, в 1985 году кремеровская компания Seven Towns перекупает права на кубик и к 1991 году крайне осторожно и выборочно начинает снова медлено производить его на рынок.
Само собой разумеется, о баснословных продажах начала восьмидесятых нужно было забыть. Но, однако, обстановка неспешно выправлялась. Для США переломным стал 1996 год: на территории страны было реализовано 300 тысяч кубиков и с того времени эта цифра растёт.
Игра «Бесконечность» — одно из поздних творений Эрно Рубика.
Да и на английской почва уже в следующем году продажи превысили 100 тысяч штук, равно как и на японских островах. Подобно Терминатору, кубик возвратился.
Косвенно восстановлению престижа кубика содействовало, как это ни необычно, появление Интернета. Показались бессчётные сайты, на которых отчаявшихся сборщиков научат верно складывать кубик.
«Официальные» авторизованные пособия по сборке возможно отыскать тут либо тут, но направляться отдавать себе отчёт в том, что у Рубика нет никакой лицензии на истину, исходя из этого приведённые методы возможно ничем не лучше и не хуже любых вторых.
В Сети обитает какое количество угодно виртуальных кубиков Рубика, к примеру, вот данный, отечественный. Кроме этого возможно загрузить бесплатную программу Cube Explorer, которая рассмотрит ваш настоящий кубик через глазок вебкамеры и в полминуты, в среднем за 19 ходов, отыщет ответ, только на один-два хода более долгое, чем оптимальное.
В случае если у вас нет вебкамеры — программа сгодится всё равняется, а помимо этого, она совсем не единственная. Но ресурс Cube Explorer воображает большой интерес для читателя, пребывающего в ладу с математикой и английским языком.
Если вы зайдёте на упомянутый выше сайт, то сходу увидите, как его создатель Герберт Кокимба (Herbert Kociemba) решительно открещивается от всяческих ассоциаций с обладателем авторских прав на Rubik?s Cube и посягательств на данный торговый символ. По всей видимости, Кокимба имел какой-то бесценный опыт общения с упомянутым юридическим лицом. И тут в самый раз сделать увлекательное лирическое отступление.
Для нового поколения сборщиков кубика 18 секунд – не предел (фото sfgate.com).
Уникальность обстановки с кубиком пребывает в том, что юридическая защита авторских прав на него ни при каких обстоятельствах не основывалась на уникальном патенте, настоящем, напомним, только в пределах Венгрии.
Права Рубика, фактически, распространяются только на торговую марку «Рубик», обеспечившую и обеспечивающуюуспешную протекцию всем его творениям во всём мире, и кубику а также.
А что касается раздельно забранного кубика Рубика, то это только авторский объект, артефакт, первоначально созданный в единственном экземпляре. Соответственно западным стандартам, все права на любое трёхмерное воспроизведение, а также на любое графическое либо экранное представление этого объекта, остаются за Эрно Рубиком и будут актуальны впредь до истечения 70 лет со дня смерти создателя очень способного шедевра.
А сейчас возвратимся к объявленному нами 2-му Мировому чемпионату по играм Рубика, что состоится в канадском Торонто 23-24 августа 2003 года. Кстати, кроме соревнования сборщиков кубиков, предусмотрены выступления и в других дисциплинах, содействующие росту популярности остальных головоломок Рубика.
Вот так Dan Knights, один из участников будущего мирового первенства, тренируется перед соревнованиями (фото sfgate.com).
Действующий официальный мировой чемпион по собиранию кубика Минх Тхай (Minh Thai) уже объявил, что не примет участия в состязаниях. Ещё бы, слишком много времени прошло. Выросло новое поколение игроков, систематично демонстрирующих собственную силу в локальных и региональных турнирах.
Рекорд Тхая двадцатилетней давности (22,95 сек) сейчас думается безнадёжно устаревшим.
Элита мирового спорта стабильно показывает результаты ниже 18 секунд, а неофициальные рекорды американских и японских игроков находятся на уровне 15,2 -15,5 секунд. Действительно, столь очевидный прогресс во многом разъясняется существенно возросшим качеством самих кубиков.
Дабы скоро собрать кубик, его нужно в буквальном смысле разобрать (иллюстрация wuarchive.wustl.edu).
Однако, придирчивые игроки скупают множество кубиков, придирчиво их разбирают, осматривают, налаживают, смазывают высокотехнологичным спреем на базе силикона и снова собирают. Для построения кубика мирового класса нужно извести несколько дюжина единиц продукции.
Но одним опытным игровым инструментарием победу не добудешь. Для показа результата ниже 18 секунд необходимы металлические нервы, концентрация и предельное напряжение всех ресурсов организма.
Игрок экстра-класса владеет компьютером и руками пианиста в голове, думает на пара ходов вперёд и как будто бы переходит в второе измерение, кроме того дыхание его замедляется.
Аналогом этого состояния может служить поведение шахматиста, находящегося в ожесточённом цейтноте либо играющего на блиц-турнире. Не смотря на то, что, само собой разумеется, шахматы — состязательный вид спорта, а тут участники имеют соперника в виде куска многоцветной пластмассы.
Примечательно, что лучшие игроки ни при каких обстоятельствах не собирают кубик послойно, предпочитая выстраивать на гранях многоцветные кресты и перемещать угловые кубики лишь в последнюю очередь.
Компьютерные игры, само собой разумеется, подпортили кубику жизнь, его и самого постигла та же участь (иллюстрация school.discovery.com).
Как бы ни закончился чемпионат (а его итоги станут известны уже весьма не так долго осталось ждать), реинкарнация кубика Рубика, возможно сообщить, произошла. Ну, а сам изобретатель головоломки последние годы ведёт затворнический образ судьбы, иногда выступая с многозначительными и квазирелигиозными заявлениями для прессы.
Приведём только одно из них:
«Тот факт, что любая грань куба складывается из трёх слоев по три блока, имеет громадное значение. Число три, думается, владеет своеобразным смыслом, выражающимся в некоторых необычных связях между природой и человеком. Мать-дитя-отец. Небеса-почва-преисподняя.
Созидание-сохранение-разрушение. Рождение-жизнь-смерть».
В общем, как сообщил всё тот же Эрно Рубик, «мы вращаем кубик, и кубик скручивает нас».