Системы организации лесоустройства
За долгий иериод практики лесоустройства сложились две организационные совокупности исполнения лесоустроительных работ:
1) централизованная совокупность исполнения лесоустройства, свободная от местного лесного управления;
2) совокупность децентрализации лесоустройства, в то время, когда последнее выполняется работниками, подчиненными местному лесному управлению.
Обе совокупности имеют недостатки и свои достоинства. При централизованной совокупности лесоустройства легче достигнуть согласованности и единства плана его исполнения. В хозяйствах, устраиваемых с однообразной дробностью (по одному разряду лесоустройства), в этом случае достигается одинаковый технический уровень работ.
Централизованная совокупность лесоустройства в ходе его исполнения снабжает самый полный контроль ведения лесного хозяйства в устраиваемых лесных массивах. При ответе основных вопросов, к примеру плана рубки и установления размера леса, лесоустроители, подчиненные центру, решают эти вопросы более объективно, без местных влияний, каковые обусловлены спецификой местной хозяйственной конъюнктуры.
В то время, когда лесоустройство сосредоточено в одной большой организации, имеются довольно широкие возможности для внедрения новых технических достижений. В большой производственной организации возможно лучше подобрать технические кадры лесоустрои-телей, организовать их работу и расставить людей на отдельные участки работы соответственно их квалификации и трудовым навыкам. Лесоустроительные работы, делаемые единой централизованной организацией, легче поддаются контролю.
Наровне с преимуществами данной совокупности характерны и недочёты. Лесоустроители централизованной совокупности, руководствуясь неспециализированными положениями практики и теории лесоустройства, при недостаточном знакомстве с местными изюминками лесного хозяйства, смогут не учесть эти особенности, тогда как они должны иметь важное значение.
Между лесоустроителями централизованной совокупности и работниками местных органов лесного хозяйства смогут появиться неувязки и противоречия, мешающие верному ответу лесоустроительных вопросов. Лесоустроители центральной совокупности смогут не учесть хозяйственных заинтересованностей и в погоне за однообразием технических приемов принять односторонние, шаблонные ответы, снижающие уровень хозяйства.
Вследствие этого на данный момент принята комбинированная совокупность, при которой основные вопросы лесоустройства — размер пользования лесом, замысел рубки и т. д.—решаются на совместных заседаниях работников централизованной лесоустроительной организации и местного лесного управления.
Дабы работники лесоустройства с громадным знанием дела имели возможность проектировать лесохозяйственные мероприятия, в составе лесоустроительной организации нужно иметь технический персонал, проработавший определенный срок в лесном хозяйстве: в лесничествах, леспромхозах и лесхозах.
Централизованная совокупность лесоустройства, дополненная совместными лесоустроительными заседаниями с местными органами лесного хозяйства, имеет последовательность преимуществ если сравнивать с децентрализованной совокупностью.
Децентрализованной совокупности лесоустройства свойственны определенные преимущества. Лесоустроители, трудящиеся в местных лесных органах, прекрасно знают местные изюминки устраиваемого хозяйства, исходя из этого они лучше их смогут учесть и отразить в составляемом замысле лесного хозяйства. Проектирование (разработка лесохозяйственных мероприятий) как бы сливается с работой по ведению лесного хозяйства.
В этих условиях намечаемые мероприятия оказываются более жизненными, выполнимыми.
Замысел лесного хозяйства, составленный под руководством и с участием самих исполнителей, окажется более приемлемым, и работники лесного хозяйства покажут громадные упрочнения для его исполнения.
Децентрализованной совокупности свойственны большие недочёты. При данной совокупности нереально достигнуть однообразного уровня лесоустроительных работ. Вследствие этого в конечной документации, приобретаемой в следствии лесоустройства, создается разнокалиберность, лишающая возможности взять сопоставимые материалы по учету леса и хозяйственным проектировкам.
Неспециализированные лесоустроительные действия могут быть подчиненными местным и временным заинтересованностям, снижающим уровень ведения лесного хозяйства. Лесоустройство, подчиненное местным органам, теряет контрольное значение ведения лесного хозяйства в устраиваемом массиве.
При исполнении лесоустройства местными работниками, Разобщенными между собой, создается опасность застоя в развитии лесоустроительной техники. При массовом переходе на эту совокупность будут потеряны отмеченные выше преимущества централизованной совокупности в смысле уровня работ и единства плана, согласованности действий, контрольного значения лесоустройства, внедрения новой техники, поднятия технического уровня работников лесоустройства и т.д.
Учитывая преимущества централизованной совокупности лесоустройства над децентрализованной для исполнения лесоустроительных работ, создано Всесоюзное аэрофотолесоустроительное объединение “Леспроект”, которое на данный момент находится в ведении Госкомитета СССР по лесу. Местными органами лесного хозяйства (лесхозами, лесничествами и особыми лесоустроительными партиями, организуемыми областными управлениями лесного хозяйства) лесоустроительные работы смогут выполняться только на маленьких площадях лесных объектов и притом лишь с особенного в каждом отдельном случае разрешения вышестоящих органов лесного управления.
Лесоустроительные работы, как и другие виды хозяйственных и технических действий, предварительно планируются центральными руководящими организациями. При разработке проектов замыслов лесоустроительных работ учитываются заявки лесопромышленных объединений, намечающих в определенных районах развитие лесозаготовок и освоение лесов. На лесоустроительные работы составляются годовые и перспективные замыслы.
В годовом замысле, увязанном с перспективным, предусматриваются конкретные объекты лесоустройства в географическом разрезе.
Лесоустроительные работы “Леспроектом” ведутся по соглашениям, заключенным с областными, краевыми и независимо-республиканскими управлениями лесного хозяйства. “Леспроект” осуществляет лесоустроительные работы через собственные подразделения—лесоустроительные фирмы, размещенные в различных районах страны.
Для координации технических выработки и действий неспециализированных решений и приёмов лесоустроительных задач лесоустройство, в большинстве случаев, ведется по особой, детально созданной инструкции по обследованию и устройству лесов национального значения. Эта инструкция, служащая для лесоустроителей управлением к действию, в большинстве случаев утверждается начальником того ведомства, в ведении которого находится Национальный лесной фонд.
Инструкция по обследованию и устройству лесов есть для лесоустроителей необычным техническим законом, применительно к которому проводится все лесоустройство, составляется вся плановая и техдокументация, устанавливается дробность и объем работ и, наконец, решаются спорные технические вопросы. Поэтому громадное значение придается разработке руководств по их принятию и лесоустройству. Инструкция в большинстве случаев используется в течении последовательности лет.
Необходимость текущих изменений и дополнений ее выявляет в первую очередь ежегодное заседание лесоустроителей, созываемое Всесоюзным объединением “Леспроект”.
В состав лесоустроительных фирм входят экспедиции. Лесоустроительные экспедиции разделяются на лесоустроительные партии. Значительно чаще экспедиция объединяет пять-шесть партий.
Лесоустроительная партия есть первичной производственной единицей.
Численность инженерно-технических работников в лесоустроительной партии не должна быть больше восемь человек. В их число входит глава партии, таксаторы, их геодезисты и помощники. В зависимости от изюминок объекта лесоустройства партии пополняются лесопатологами, геоботаниками, другими специалистами и почвоведами.
Аэрофотосъемочные работы выполняются организациями Гражданского воздушного флота по соглашениям с объединением “Леспроект”.
Глава экспедиции распределяет работу между лесоустроительными партиями и выдает костюмы-задания главам партий на полевые и камеральные работы. Он командует работой лесоустроительных партий, устанавливает единую методику работ, следит за правильностью распределения их в партий и осуществляет контроль работу партий. На него возлагается контроль за правильностью расхода денежных средств.
развития и Проекты организации лесного хозяйства составляют лесоустроительные партии под управлением главы экспедиции. Он контролирует эти проекты и воображает их на утверждение. Глава экспедиции образовывает сметы и отчетность по экспедиции. Он заключает контракты на работы и смотрит за расчетами по соглашениям.
На него возлагается представительство в организациях и соответствующих учреждениях по делам экспедиции.
Глава лесоустроительной партии командует работами инженерно-технического персонала собственной партии, несёт ответственность за верную организацию работ, за своевременное их надлежащее качество и выполнение. Он распределяет работу между инженерно-техническими работниками, изучает лесоэкономические и лесоводственные условия устраиваемого массива и собирает все материалы, нужные для развития проекта и составления организации лесного хозяйства.
На начальника партии возлагается составление проекта квартальной и визирной сети, управление закладкой пробных площадей. Он же согласует созданные лесохозяйственные мероприятия с лесхозом, образовывает объяснительную записку ко второму лесоустроительному заседанию и развития и проект организации лесного хозяйства.
Глава партии выдает заработную плат и ведет финансовую отчетность но собственной партии. Выполненные в лесу лесоинвентариза-ционные работы он сдает лесхозам по соответствующим актам. Осуществляет сообщение с организациями и соответствующими учреждениями по вопросам делаемой работы партией.
Таксаторы создают таксацию леса, фиксируя результаты работы на абрисе и в карточке таксации, а на базе этих двух документов в последующем составляют таксационное описание. На таксаторов возлагается закладка пробных площадей и изучение лесовозобновления. В камеральный период таксаторы составляют таблицу классов возраста, бонитетов, полнот запасов и товарности.
Они же составляют ведомости и прочие таблицы, каковые входят в развития проекта и состав организации лесного хозяйства. Таксаторы руководят и осуществляют контроль работу собственных техников и помощников. По собственному участку в полевой период таксаторы ведут финансовую отчетность.
Ассистенты таксаторов выполняют съемку границ, внутренних ситуаций и планшетных рамок местности. Они ведут прорубку и прочистку квартальной и визирной сети, промер линий и постановку пикетов и столбов. Результаты съемки фиксируют в издании съемки и на абрисе.
На аэрофотоснимках опознают и отмечают просеки, границы и другие ориентиры, подготавливая снимки для работы таксатора. Ассистенты таксаторов вычерчивают планшеты, замыслы лесонасаждений, схемы лесхозов и другие картографические документы. По поручению таксаторов они делают другие технические и счетные работы.
Геодезисты, включаемые в лесоустроительные партии, выполняют самые сложные съемочные работы в натуре с последующим оформлением планово-картографических материалов. На них же возлагается наблюдение и руководство за исполнением чертежных работ.
Другие эксперты, прикомандированные к лесоустроительной партии, делают задания по собственной профессии, предусматриваемые неспециализированным замыслом лесоустроительных работ.
Областные и краевые управления лесного хозяйства обязаны на подведомственной им территории оказывать содействие работникам лесоустройства в исполнении порученных им работ.
До проведения лесоустроительных работ управления лесного хозяйства разрешают вопросы о переводе лесов из одной группы в другую, об трансформации лесничеств и границ лесхозов. Помимо этого, они снабжают своевременное финансирование лесоустроительных работ с заключением соответствующих соглашений.
Управления лесного хозяйства воображают работникам лесоустройства для применения плановые и другие материалы, нужные для исполнения лесоустройства. Они дают соответствующие распоряжения о предоставлении лесоустроительным экспедициям помещений, рабочей силы и транспортных средств для производства полевых работ.
За год до проведения фактически лесоустройства выполняют работы по подготовке, каковые заключаются в расчистке граничных линий и существующей квартальной сети. Границы лесного фонда проверяются по имеющимся документам и планово-картографическим материалам. При происхождения споров вопрос о границах согласовывается с держателями и органами землеустройства смежных земель.
Об этом согласовании границ составляются соответствующие акты за подписью обеих сторон, к актам прилагаются замыслы с нанесением на них принятых границ. Границы в натуре закрепляются постановкой столбов, имеющих размеры и форму, принятые в лесоустроительной инструкции.
При подготовительных работах восстанавливаются квартальные столбы прошлого лесоустройства. Но номера кварталов на эти столбы не наносятся, поскольку в ходе нового лесоустройства нумерация может измениться. Защитные и запретные полосы в лесхозе при подготовительных работах отграничиваются в натуре.
При устройстве отдаленных лесов в необжитых районах в работы по подготовке входит организация продуктовых баз, заброска необходимого имущества и продовольствия в глубинные пункты.
Работы по подготовке выполняются работниками лесоустройства совместно с инженерно-техническим персоналом устраиваемого лесхоза за счет средств, отпускаемых на лесоустройство.
Перед началом полевых работ глава лесоустроительной партии докладывает о грядущих работах местным советским организациям и ставит перед ними те вопросы, в разрешении которых нужна их помощь. Исполкомы райсоветов и областные аккуратные комитеты нардепов оказывают содействие всей экспедиции и лесоустроительным партиям в получении нужных сведений по экономике данного района в отделах сельского хозяйства, районных и областных плановых отделах.
В полевой части лесоустройства большое количество сил и времени затрачивается на преодоление широчайших пространств. Любой таксатор за полевой период различными видами транспорта проделывает путь, измеряемый многими сотнями а также тысячами километров. Сам процесс таксации леса в конечном итоге сводится к хождению по лесу по намерено прокладываемой совокупности ходовых линий и обозрению с них лесного пейзажа.
Современное лесоустройство располагает особыми транспортными средствами (автомашинами, мотоциклами, велосипедами, лодками) и, помимо этого, применяет общегосударственную транспортную технику (ЖД и водный транспорт, вертолёты и самолёты).
Технический прогресс в средствах связи и в транспортной технике значительным образом отразился на ответе лесоустроительных задач; лесоустройство стало более мобильным, качество и производительность исполнения лесоинвентаризационных работ быстро возросли.