Стиль арнуво
Professional воображает нового автора блога —
Ольга Емельянова, дизайнер
Ар-нуво (от фр. Art nouveau, «Новое мастерство», а в русской критической мысли «модерн») – один из последних «громадных» стилей, вдохновленных мастерством и взявших собственный броское самобытное выражение в архитектуре, предметном и интерьерном дизайне. Он считается последним из «громадных стилей» мастерства.
Ар-нуво – «интернациональный стиль» без границ. В других государствах именуется кроме этого: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в Соединенных Штатах, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «финиш века») во Франции, «югендстиль» (правильнее, «югендштиль» — по заглавию основанного во второй половине 90-ых годов XIX века иллюстрированного издания Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Громадное влияние на модерн оказало влияние востока, в частности, Японии. Отказ от национальных традиций воспринимался как рвение к космополитизму. Первыми модернистами были живописцы вычисляющие, что духовная революции, которая, согласно их точке зрения, неизбежно рождалась из кризиса ветхого мира, потребовала отказа от социально-политического радикализма.
Новой идейной платформой стала духовная революция. Новое уровень качества сознание, новое жизнепонимание, создание полностью нового стиля в архитектуре, живописи, одежде и образе судьбы людей.
Источник идей для живописцев ар нуво была природа. Самый распространенной темой стали бутон (знак появления новой судьбе) и экзотические растения с бледными цветками и длинными стеблями. предпочтение отдавалось лилиям, кувшинка, орхидеям и ирисам. В громадной моде были образы дам с неимоверно долгими, струящимися волосами. Замечательно поддавались стилизации броские и птицы стрекозы и грациозные — насекомые и бабочки, ласточки.
Довольно часто при декорировании употребляется перо павлина – характерный знак Ар-нуво.
Природная декоративность Ар нуво содействовала его применению в различных жанрах. Во время наивысшей популярностью он употреблялся для украшения фактически каждого мыслимого предмета потребления ручной массового тиража и работы, кроме этого оформления интерьеров и фасадов зданий многих магазинов, частных и ресторанов домов.
Отличительной изюминкой стиля стал отказ от прямых острых строгих линий и углов. Сущность стиля Ар-нуво – это применение неестественных, изогнутых замысловатых линий, волнистых очертаний, что придаёт всем предметам интерьера чувство лёгкости, лёгкости и создаёт как бы иллюзию отсутствия гравитации.
Главное наполнение палитры – это цвета живой природы: древесные цвета, оттенки травы, листвы, цветов, почвы. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета. Палитра может включать в себя оливково-зеленые, горчичные, золотистые, белые, тёмные и светло-коричневые цвета, каковые сочетаются с сиреневыми, фиолетовыми, темно-фиолетовыми и ярко-голубыми тонами.
Фирменным знаком линии Ар нуво стала известная вышивка Германа Обриста Удар бича на портьере 1895 г. Первоначально работа именовалась Альпийские фиалки, но в то время, когда какой-то критик сравнил свирепые перемещения стебля растения с яростными изгибами обрушивающегося бича, появился термин удар бича, что скоро стал фирменным росчерком стиля Ар нуво.
Второй особенность нового стиля стало рвение художников и архитекторов создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. У истоков концепции эстетического синтеза — главного понятий нового стиля — стоял Уильям Моррис (1834-1896), британский ремесленник, живописец, социалист и поэт. Он сформулировал теоретическую базу будущего стиля в собственном труде «ремёслам и Искусствам».
Открыл миру художественные и философские трактаты искусствоведа Джона Рескина, что, опираясь на эстетический принцип единства Красоты и Хороша, утверждал, что предметное окружение общества говорит о его моральном состоянии. Собственный дом Моррис совместно с приятелями-живописцами пробовал перевоплотить в совокупное произведение пространственных искусств, гармоничную среду, которая послужит матрицей совершенных людских взаимоотношений, облагороженного мастерством образа судьбы.
Жизнеустроительный опыт Морриса повторил бельгийских мастер модерна Генри Ван де Вельде, выстроивший для себя дом Блуменверф, для которого он не только спроектировал все элементы, от столовых устройств до дверных ручек, но и создал эскизы одежды для всей семьи.
Принцип художественного единства всех элементов предметно-пространственной среды придавал каждому проекту художественную завершённость и поразительную целостность. Ар Нуво был не только новым стилем — он был новым мировоззрением, синтезировавшим все виды мастерства и ценившим архитектора и ремесленника кроме этого высоко, как скульптора и художника.
хорошими примерам дизайна в стиле ар нуво являются интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри Ван де Вельде, мебель и интерьеры фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в домах архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Луис Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эжена Галле, мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и др.
Поздний модерн переходным этапом к новым стилевым направлениям начала 20 века — арт деко, функционализму, на базе которых, со своей стороны, выросла философия формообразования современного дизайна.
Материалы:
«Арт Нуво. Дух красивой фантазии», Сюзанна А.Стерноу
«История дизайна», том 2, С.Михайлов
История архитектуры. Утопии и действительность в 2-х томах
Википедия