Стиль хай-тек

Стиль хай-тек

Ольга Емельянова,

дизайнер

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие разработки) — стиль в дизайне и архитектуре, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и отыскавший широкое использование в 1980-х. Главные практики и теоретики хай-тека (в основном практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) по большей части британцы — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе собственного творчества Джеймс итальянец и Стирлинг Ренцо Пиано.

История стиля

Хай-тек относят к ультрасовременным стилям. Он появился в революционные 60-е прошлого века, дизайнеров того времени вдохновили на подвиги представители архитектурных течений 20-30-х годов, в особенности конструктивисты. Стиль появился из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению, и сначала воображал собой скорее подход к архитектуре, чем особенный стиль.

Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где взяли предстоящее развитие: вышла смесь высоких конструктивизма и технологий.

Для становления концепций хай-тека крайне важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-научной фантастики и арта 1960-х гг. в архитектуру. Кроме этого ответственны с технологической стороны работы Б. Фуллера и О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, в соответствии с классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, другими словами его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном специалисте, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, преувеличение, технологичность, конструкция и структура как орнамент, анти-историчность, монументы. Фактически все архитектурные критики за Дженксом архитекторов хай-тек именуют новым поколением модернистов, поскольку, не обращая внимания на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения весьма функциональны, эргономичны, и в них имеется собственная красота. Но в случае если хай-тек — пик модернизма, кроме того шире — пик идеи «современности» в архитектуре, при таких условиях хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эры.

Одним из первых серьёзных осуществлённых сооружений хай-тека принято вычислять Центр Помпиду в Париже (1977), выстроенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Сначала проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

Ранний хай-тек

В Англии первые английские сооружения в стиле хай-тек были выстроены в 1980—1990-х годах (строение компании Ллойдз, 1986).

В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц посвятил свое выступление вопросу поддержки новых классицистов и против архитекторов хай-тек, именуя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей покинуть архитектуру архитекторам», кроме того высказывается вывод, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре.

Хай-тек уже с 1980-х гг. высказывал престижность (все строения хай-тек весьма дорогие), Ч. Дженкс именует их «банковскими соборами», возможно кроме того сказать о том, что современный хай-тек формирует имидж наибольших коммерческих компаний. В Лондоне архитектурные дебаты около хай-тека утихли, а самые яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. хай-тек все чаще пробует соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог. Так, неспешно хай-тек перерастает в био-тек и эко-тек (особенно это заметно в работах архитекторов отчизны хай-тека — итальянца и Англии Р. Пиано).

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. высказывал престижность (все строения хай-тек весьма дорогие), Ч. Дженкс именует их «банковскими соборами», возможно кроме того сказать о том, что современный хай-тек формирует имидж наибольших коммерческих компаний. В Лондоне архитектурные дебаты около хай-тека утихли, а самые яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. начинается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пробующие соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов отчизны хай-тека — итальянца и Англии Р. Пиано).

Архитекторы хай-тек

Норман Фостер (Norman Foster 1935 г.) — английский архитектор, лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Произведен королевой сперва в рыцари, а позже и в бароны (Baron Foster of Thames Bank). Два года получал образование Йельской школе архитектуры, где взял ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых». Из недр этого учреждения вышел очень обширно распространившийся стиль хай-тек.

Один из самых популярных архитекторов современности.

Ричард Роджерс (Richard Rogers 1933 г.) — английский архитектор, что в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль хай-тек. Лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Королева Англии произвела его в бароны (Baron Rogers of Riverside).

Роджерс совместно с Рензо Пиано создали Центр Помпиду в Париже в первой половине 70-ых годов двадцатого века.

Ренцо Пиано (Renzo Piano 1937 г.) — итальянский архитектор, что вместе с Ричардом Роджерсом создал стиль хай-тек. Центральное произведение — Центр Помпиду в Париже (1971-77).

Кэндзо Тангэ (?? ?? 1913 — 2005 гг.) — один из самых влиятельных японских архитекторов XX века. Отталкиваясь от классической японской эстетики и структурных правил, проектировал в «интернациональном стиле» (муниципалитет Токио, 1952-57) и стиле хай-тек (штаб-квартира Fuji Television, 1996). Среди его общепризнанных шедевров — католический собор Олимпийский центр и Святой Марии (оба — в Токио, закончены в 1964 г.) Одним из первых применял перекрытия-оболочки: собор и Олимпийский центр Святой Марии в Токио, конгресс-холл в префектуре Эхимэ.

Сантьяго Калатрава (Santiago Calatrava Valls 1951г.) — скульптор и испанский архитектор, создатель многих футуристических построек в различных государствах мира. Его эстетику время от времени определяют как «био-тек».

Владимир Григорьевич Шухов (1853 — 1939 гг.) — инженер, архитектор, изобретатель, ученый. В. Г. Шухов первым в мире применил для постройки зданий и башен металлические сетчатые оболочки. Потом архитекторы хай-тека, Бакминстер Фуллер и Норман Фостер, — совсем внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в двадцать первом веке оболочки стали одним из основных средств формообразования современных строений.

Типы сооружений стиля хай-тек

Главные типы сооружений хай-тек — публичные, коммерческие, офисные строения. Довольно часто строения хай-тек это огромные небоскребы, аэропорты, музеи, культурные центры, мосты, виадуки.

Интерьер хай-тек

В современном дизайне стиль хай-тек очень популярен. Ключевыми принципами дизайна интерьера в стиле хай-тек возможно назвать: функциональность, применение металла, стекла, пластиков, бетона; простота и строгость конструкций, прямые линии, чистые, яркие цвета, фактически полное отсутствие декора. Главной доминантой помогает форма, а не расцветка либо цветовая гамма.

Фактически полное отсутствие декора тут компенсируется «работой фактуры»: игрой света на стекле, блеском хромированных и железных поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому смогут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы. рисунок и Цвет для стиля хай-тек не являются характерными подробностями.

Интерьер в стиле хай-тек строится на сочетании света и пространства. Базу стиля хай-тек, составляют тёмный, белый и серый цвета. К ним смогут добавляться любыми другие чистые, несмешанные оттенки: красный, светло синий, зеленый, желтый цвета. декоративных элементов и Рисунков, в стиле хай-тек нет.

Стиль Хай-Тек не терпит небрежности — все должно быть ровным и ровным: чистые, довольно часто блестящие поверхности стен, потолка, пола, оконных рам, дверных коробок.

Для стиля хай-тек освещение играется очень ключевую роль, поскольку разрешает выделить и выгодно выделить форму и фактуру материалов использованных в отделке интерьера. Более того, свет кроме этого берет на себя дополнительную роль организатора пространства интерьера. Светильники, конечно же, должны нести на себе отпечаток техногенности. Приветствуются сложные варианты освещения из-за панелей, встроенные светильники.

Применяя струнные светильники, возможно визуально поделить помещение на функциональные территории, создав границу между столовой и кухней либо между спальней и гостиной, добившись наряду с этим пластичности и невероятной лёгкости. Довольно часто в интерьерах хай-тек возможно заметить софиты. А для придания уюта помещению возможно применять торшеры с россыпью галогеновых лампочек.

Простым декором окон в стиле хай-тек являются разные жалюзи. К ним возможно добавить шторы, но, вероятнее, однотонные, без узоров.

Стенки в большинстве случаев однотонные яркие, не смотря на то, что замечательно смотрятся и варианты темно-серых либо кроме того тёмных тонов. Основное дабы эти цвета были умело обыграны в интерьере.

Мебель в интерьере хай-тек минимальна. Основное условие — мебель хай-тек должна быть эргономична, практична и не иметь лишних декоративных подробностей. Материалы мебели хай-тек — кожзаменитель, металл, стекло, пластик.

Фурнитура довольно часто серебристая, матовая или блестящая.

стиль хай-тек в интерьере


Темы которые будут Вам интересны: