Удаление обломков, не выступающих над поверхностью детали
Удаление с помощью привариваемых подробностей очень распространено. В качестве подробностей в большинстве случаев применяют ветхие гайки, вставки и т. п. в зависимости от размещения обломка.
Финиш обломка находится в яркой близости к поверхности подробности. В этом случае возможно забрать ветхую гайку, внутренний диаметр которой меньше диаметра шпильки на 1,5-2 мм, наложить ее на сломанную шпильку так, дабы центр шпильки совпал с центром гайки (рис. 1, в), и при помощи электросварки через отверстие в гайке приварить ее к торцу шпильки.
По окончании остывания обломок легко вывернуть гаечным ключом.
Финиш обломка остался глубоко в теле подробности (но не глубже, чем на диаметр резьбы). Для удаления для того чтобы обломка необходимо изготовить из шестигранного прутка особую вставку (рис. 1, г) и приварить ее к торцу шпильки.
Дабы в ходе приварки не прогорела стена вставки, ее толщина должна быть не меньше 1 мм.
По окончании остывания приваренной подробности обломок вывертывается гаечным ключом.
Удаление с помощью особых приспособлений. Как пример разглядим приспособление для удаления сломанных шпилек крепления полуоси автомобиля ГАЗ-51А.
В набор этого приспособления входит кольцо и ключ. Ключ состоит, в собственную очередь, из гайки и сердечника с рукояткой. внутренняя резьба и Резьба сердечника гайки — левые М12, наружная резьба нижней части гайки — правая М22.
Ход резьбы как у сердечника, так и у гайки обязан соответствовать шагу резьбы вывертываемой шпильки.
Нижний финиш сердечника закален, а его торцовая часть выполнена по форме торцовой фрезы. В верхней части сердечника сделано боковое отверстие для воротка. В кольце б восемь отверстий; против одного из них приварен штуцер с внутренней резьбой, соответствующей наружной резьбе нижней части, т.е.
М 22.
Этим приспособлением обломки вывертывают в таковой последовательности. Снимают полуось автомобиля и на освободившиеся шпильки ступицы колеса устанавливают кольцо приспособления так, дабы штуцер поднялся против отверстия со сломанной шпилькой. Затем кольцо закрепляют двумя-тремя гайками, завинчиваемыми на шпильки ступицы, ввертывают в штуцер гайку ключа, а в эту гайку — сердечник I , пока он не упрется в торец сломанной шпильки.
После этого, прижимая сердечник к обломку шпильки воротком, засунутым в его боковое отверстие, вращают гайку за рукоятку и вывертывают сломанную шпильку.
Пара упрощенное, подобное обрисованному приспособление, предназначенное для шпилек ступицы автомобиля ЗИЛ-164, продемонстрировано на рисунке 1, в. Тут для вывертывания ремонтных шпилек с увеличенным шагом резьбы сделано второе отверстие под штуцер с резьбой М 22?2, для него необходимо изготовить второй штуцер. контргайка и Болт остаются прошлыми.
Рис. 1. Приспособление для вывертывания обломанных шпилек: а — ключ; б — кольцо; в — приспособление для вывертывания Ремонтных шпилек; 1 — сердечник; 2 — гайка; 3 — рукоятка; 4 — штуцер, 5 — контргайка; 6 штуцер
Высверливание обломков на универсальных станках употребляется в тех случаях, в то время, когда разрешают размеры подробностей. По окончании высверливания в отверстие забивают особый цилиндрический экстрактор, конический либо зубчатый конус.
Некое затруднение приводит к отысканию центра обломка, без чего не удается доброкачественно выполнить работу.
Дабы уменьшить это, нужно использовать особый кернер, диаметр которого равен диаметру отверстия, где находится обломок, а угол острия кернера такой же, как и у сверла, которым предстоит сверлить обломок. Помимо этого, дабы на протяжении сверления обломанной шпильки (винта) сверло не ушло в сторону и не повредило резьбу, на него необходимо надевать направляющую трубку, наружный диаметр которой равен диаметру отверстия с обломанной шпилькой (внутренний диаметр трубки соответствует диаметру сверла).
Высверливание обломков из цапф поперечных брусьев рамы тр актор а ДТ-54 А на токарно-винторезном станке. Цапфа с обломком винта вставляется в приспособление, продемонстрированное на рисунке 3, а, фиксируется в нем стопорным винтом, а после этого приспособление зажимается в суппорте станка, а сверло в патроне.
Рис. 2. Извлечение оборванной шпильки: а — сверление обломка; б — сверление обломка сверлом с направляющей трубкой; в, экскурсовод — удаление обломка соответственно цилиндрическим экстрактором, коническим и зубчатым конусами
Рис. 3. Приспособления для высверливания обломков на универсальных станках: а — из цапф поперечных брусьев тракторов ДТ-54; б — из стоек механизма навески гусеничных тракторов; 1 — станина; 2 и 5 — кронштейны; 3- стойки; 4 — бугель
Высверливание обломков из стоек механизма навески тракторов ДТ-54, Т-74 и ДТ-75. Для данной цели используется приспособление, складывающееся из станины (рис. 3, б), изготовленной из швеллера № 18 и приваренных к нему двух кронштейнов.
Кронштейны приварены так, что по окончании установки на них стойки механизма навески ее плоскость бугеля должна быть строго горизонтальной.
Стойку с оборванным винтом крепят к кронштейнам болтом и штифтом, а к кронштейнам 5-пальцем. Затем приспособление с установленной стойкой помещают на стол сверлильного станка и высверливают обломок.
При высверливании обломков бывают случаи, в то время, когда сверло заедает и ломается. Дабы не допустить такие поломки, необходимо пользоваться фрикционным патроном.
Патрон складывается из конуса с корпусом, фланца, регулировочных винтов и втулки. Дабы эти винты не отвинчивались на протяжении работы, под них подложены пружинные шайбы.
Втулка помещается в выточках фланца и корпуса. Между ними уложены Текстолитовые шайбы. Во втулке имеется квадратное от, верстие для сверла.
В набор фрикционного патрона входит пара сменных втулок для сверл с квадратами разных размеров.
На протяжении высверливания обломков шпилек или-винтов, при подходе сверла к дну отверстия либо заедании, втулка со сверлом останавливается, а корпус с фланцем вращается . Именно поэтому сверло предохраняется от поломки. Упрочнение, при котором срабатывает фрикционный патрон, зазисит от степени зажатия втулки регулировочными винтами.
Чем больше размер высверливаемых обломков, тем посильнее необходимо зажимать втулку между корпусом и фланцем.
В случае если обломок удаляют цилиндрическими экстракторами, изготовляемыми фирмами в виде особых наборов.
Высверливание обломков при помощи приспособлений используется для восстановления громоздких подробностей: корпусов, ступиц и т. п.
Приспособление для высверливания обломков из ступиц колес машин является рамой , складывающуюся из двух труб, соединенных планками. На трубу надета подвижная труба, к которой привернуты хомуты. В этих хомутах с помощью гаек-барашков крепится электродрель.
Труба поворачивается вместе с дрелью около трубы и фиксируется винтом. Рама надета на стойку, к которой с одной стороны прикреплена ступица с плитой, а иначе приварена гайка 6. В гайку входит винт с маховичком. При завинчивании винта, приваренная к нему труба нажимает на планку рамы, тем самым осуществляется подача сверла.
Возвращение сверла в исходное положение является следствием пружины.
Рис. 4. Фрикционный патрон: 1 — конус; 2 — регулировочный винт; 3 — пружинная шайба; 4 — корпус; 5 — текстолитовые шайбы; 6 — фланец; 7 — втулка; 8 — сверло
Рис. 5. Приспособление для высверливания обломков шпилек: 1 — кондукторная плита; 2 — ступица; 3, 5, 10 и 11 — трубы; 4 — пружина; 6 — гайка; 7 — винт; 8 — маховичок; 9 и 13 — хомуты; 12 — планка; 14 — кондуктор; 15 — стойка
В плите сделано пара последовательностей отверстий с резьбой, расположенной по различным радиусам, соответствующим ступицам колес машин разных марок.
Пользуются приспособлением в таковой последовательности: плиту закрепляют на оставшихся шпильках гайками, в отверстие плиты, расположенное против сломанной шпильки, ввертывают кондукторную втулку и через нее высверливают обломок.
Приспособление для высверливания обломков шпилек крепления головки блока цилиндров двигателя ГАЗ-21 является плитой , в которой ввернуты втулки, предназначенные для крепления приспособления на блоке, и кондукторные втулки.
Конструкция приспособления разрешает высверливать любую из десяти шпилек в случае их облома, что достигается перестановкой втулок в соответствующие отверстия в зависимости от их расположения.
Приспособление для высверливания обломков сломанной шпильки крепления приемной неотёсанны глушителя двигателя ГАЗ-21 складывается из основания размером 220 X 115 мм со стойкой, закрепленной косынкой, и плиты, изготовленной по форме фланца крепления приемной трубы. Плита имеет бобышку диаметром 60,5 мм, штифт и кондукторную втулку.
Рис. 6. Приспособление для высверливания обломков шпилек: а — крепления головок двигателя ГАЗ-21; б — крепления трубы глушителя двигателя ГАЗ-21: 1 — основание; 2 — газопровод; 3 — выпускной трубопровод; 4 — плита; 5 — штифт; 6 — кондукторная втулка; 7 — стойка; 6 — косынка
Рис. 7. Извлечение оборванной приржавевшей шпильки: а — первая операция; б — вторая операция; 1 — в третья операция; отверстие; 2 — обломок; 3 подробность
Дабы высверлить обломок шпильки, необходимо газопровод в сборе закрепить на стойке приспособления при помощи шпилек крепления карбюратора, а плиту установить на плоскость фланца приемной трубы глушителя так, дабы бобышка вошла в выходное отверстие трубы, штырь — в отверстие болта, а кондукторная втулка поднялась против сломанной шпильки. Через кондукторную втулку и направляться высверливать обломок.
Удаление обломков, очень сильно приржавевших к подробностям, выполняется следующим методом. На всю длину обломка на стыке его с телом подробности высверливается отверстие диаметром 4,5-5 мм, после этого в центре обломка просверливается отверстие кроме этого на всю глубину. Сверло наряду с этим необходимо выбрать для того чтобы диаметра, дабы не повредить резьбу в подробности.
Затем маленьким крейцмейселем направляться загнуть кромки остатков обломка к центру отверстия и удалить обломок круглогубцами либо квадратом, а резьбу в подробности зачистить метчиком.
Удаление обломков из сквозных отверстий маленького диаметра. В тех случаях, в то время, когда шпилька либо винт малого диаметра оборвались на середине сквозного отверстия, удалять обломок необходимо следующим методом.
Забрать второй такой же винт, заточить его финиш напильником так, дабы появилась режущая кромка, и начать ввертывать его в то же отверстие.
Режущая кромка целого винта, как одноперовое сверло, врежется в торец обломка и при предстоящем вращении вывернет его из подробности.
Удаление обломков из алюминиевых подробностей. При удалении обломков из алюминиевых подробностей, каковые нельзя повреждать, возможно пользоваться азотной кислотой HN03 плотностью 1,15-1,20 г/см3, которая, растворяя железо и сталь, практически не растворяет алюминиевые сплавы. В первую очередь необходимо нагреть подробность до температуры 80 °С, после этого у места сломанной шпильки установить стеклянную либо эбонитовую воронку и в нее налить раствор азотной кислоты.
Для ускорения процесса растворения шпильки раствор нужно иногда заменять свежим и поддерживать температуру подробности в пределах 50-60 °С.
Концентрацию раствора возможно выяснить следующим образом: в фарфоровую чашку положить кусочек сломанной шпильки и налить кислоту. Затем необходимо прибавлять воды в количестве от 10 до.30% , пока кусок шпильки не начнет растворяться. Кислоту взятой так концентрации и необходимо использовать для растворения данной шпильки, изготовленной из определенной стали.
Для стали второй марки концентрация кислоты возможно другой.
При помощи азотной кислоты нельзя удалять поломанные шпильки из электрона либо алюминиевых сплавов, содержащих цинк.