Виден ли конец налоговому произволу?
Думает ли власть о будущем собственных граждан и процветании отечественной экономики, заботят ли русского власть насущные вопросы русского бизнеса? // Сергей Виряскин. Специально для Банкир.Ру.
Говорят, что думает, и что заботят. Ходят достаточно противоречивые слухи о скорой “оттепели” в отношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками. Вправду, члены Госдумы и Совета Федерации подготовили множество поправок к проекту ЗаконаО внесении трансформаций в часть первую Налогового кодекса РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования.
В целом около семиста изменений и дополнений, среди которых ответственное место занимают по большей части вопросы, остававшиеся ранее без национального регулирования. Самое основное, что предстоит узнать Государственной дума, пребывает в следующем:
1) Необходимы ли налоговому праву дополнительные процессуальные сроки?
2) Нужно ли внесение трансформаций в статью Налогового Кодекса РФ, касающейся значения камеральной и выездной налоговой проверки.
3) Расширить ли меру ответственности чиновниковов налоговых органов за деяния, которые содержат в себе показатели превышения должностных полномочий?
4) Быть ли реально действующему механизму защиты нарушенных прав плательщиков налогов незаконными действиями представителей налоговых органов?
Вот данный список вопросов и предстоит дать добро депутатам в самое ближайшее время. Предполагается, что началом голосования по поправкам станет 6 декабря этого года.
Разглядим подробнее любой из перечисленных выше пунктов и проанализируем новые положения в сравнение с действующими.
Вопрос о процессуальных сроках подразумевает их большое конкретизирование, и ограничение временными рамками действий налоговых органов. Вправду, применительно к сборам и налогам на слуху остаются лишь сроки, указанные в законе для плательщиков налогов. Одновременно с этим создаётся чувство, что сотрудники налоговой администрации находятся вне часовых поясов.
Так, в статье 23 НК РФ, посвящённой обязанностям плательщиков налогов, приводится следующий перечень сроков для сообщения налоговым органам:
об открытии либо закрытии квитанций — в десятидневный срок;
обо всех случаях участия в российских и зарубежных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала для того чтобы участия;
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реструкуризации либо ликвидации;
о реструкуризации — в срок не позднее трех дней со дня принятия для того чтобы решения.
Как видно, всё предельно светло и разумно: при какого-либо нарушения сотрудники налоговой администрации смогут ссылаться на пропущенные сроки и нерадивому налогоплательщику уже тяжело будет избежать ответственности. К тому же, в том же НК РФ совсем не решены вопросы о срочном характере обязанностей налоговых органов, чем последние не частенько злоупотребляют во вред плательщиков налогов. Примеров может бытьмасса ( всё зависит от степени остроумия налогового сотрудника), самый броский, ставший уже притчей во языцех — пришедшее в ночь с пятницы уведомление о неуплаченных налогах, с требованием их уплаты к понедельнику.
Кроме этого в твёрдой ротации парламентских точек зрения окажется вопрос о соотношении значений камеральных и выездных налоговых испытаний. Отметим, что на сегодня отличие одной от второй проявляется только в техническом нюансе дела.
Статья 88 НК РФ о камеральной проверке говорит следующее:
Камеральная налоговаяпроверка проводится по месту нахождения налогового органа на базе налоговых документов и деклараций, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для уплаты и исчисления налога, и вторых документов о деятельности плательщика налогов, имеющихся у налогового органа.
Камеральнаяпроверка проводится уполномоченными чиновниками налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо особого ответа начальника налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для уплаты и исчисления налога, в случае если законодательством о сборах и налогах не предусмотрены иные сроки.
В случае если проверкой распознаны неточности в заполнении документов либо разногласия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика налогов дополнительные сведения, взять объяснения и документы, подтверждающие своевременность уплаты и правильность исчисления налогов.
На суммы доплат по налогам, распознанные по итогам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей пени и суммы налога.
А вот что говорится о выездной проверке в статье 89 НК РФ:
Выездная налоговаяпроверка проводится на основании ответа начальника (его помощника) налогового органа.
Выездная налоговаяпроверка в отношении одного плательщика налогов (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному либо нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного годдве выездные налоговые испытания и более по одним и тем же налогам за один и тот жепериод. Выездная налоговая проверка неимеетвозможности длиться более двух месяцев, в случае если иное не установлено настоящей статьей.
Крайне редко вышестоящий налоговый орган может расширить длительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных испытаний организаций, имеющих представительства и филиалы, срок проведения проверки возрастает на один месяц на проведение проверки представительства и каждого филиала.
Налоговые органы вправе контролировать представительства и филиалы плательщика налогов (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения испытаний самого плательщика налогов (налогового агента, плательщика сбора). Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения контролирующих на территории контролируемого плательщика налогов, плательщика сбора либо налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и понятием им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Так, самого законного определения испытаний не существует, а все различия сводятся лишь к тому, где (в каком месте) и с чьего ведома будет осуществляться проверка (полномочия органов приблизительно однообразные). Что же касается правовых последствий обеих испытаний, то они равнозначны: и в первом и во втором случае составляется акт, что сам по себе в будущем может стать основанием для привлечения к ответственности.
Поправки к положениям этих статей будут заключаться в трансформации статуса камеральной проверки, целью которой обязана будет стать простая проверка представленных документов на предмет их соответствия стандартам и установленным правилам, а при каких-либо недоразумений — разъяснение налогоплательщику правильности совершения таковых документов в будущем, и проверки выездной, которая будет преследовать конечную цель деятельности налоговых органов — правильное соблюдение законодательства о сборах и налогах. Помимо этого, повторные выездные испытания по воле сотрудников налоговой администрации станут сейчас неосуществимы, поскольку для повторной налоговой проверки будет требоваться согласие самого плательщика налогов, что именно и отвечает законным заинтересованностям организации.
Третья вероятная новелла Налогового Кодекса – это конкретизация и увеличение меры ответственности налоговых органов, в лице их сотрудников за неправомерные действия, нарушающие права и законные интересы плательщиков налогов. Сейчас о таковой ответственности говорится в статье 35 НК РФ:
Налоговые и таможенные органы отвечают заубытки, причиненные налогоплательщикам благодаря собственных неправомерных действий (ответов) либо бездействия, а равняется неправомерных действий (ответов) либо бездействия чиновниковов и других работников указанных органов при выполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет бюджета страны в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными законами .
За неправомерные действия либо бездействие другие работники и должностные лица органов несут ответственность в правовом поле РФ.
Скажем сходу: не близко. Не смотря на то, что действует ещё норма статьи 183 УК России, где предусматривается уголовная ответственность за разглашение сведений и незаконное получение, составляющих коммерческую, налоговую либо банковскую тайну, что довольно часто случается с неугодными налогоплательщиками.
Но в конечном итоге, в то время, когда дело касается сотрудников налоговой администрации, она не действует, и функционировать не будет , пока будет оставаться презумпция врождённой чистоплотности и невиновности сотрудника налогового органа. Но, что касается плательщиков налогов физических и юрлиц, то и в самом Налоговом Кодексе и в Уголовном Кодексе содержится множество статей, обрисовывающих составы налоговых правонарушений, и приводящих целые перечни мер уголовной ответственности. И в случае если за неправомерные действия либо бездействие другие работники и должностные лица налоговых органов несут ответственность в правовом поле РФ, то уклонение от уплаты налогов и (либо) сборов с организации методом непредставления налоговой декларации либо иных документов, представление которых в правовом поле РФ о сборах и налогах есть необходимым, или методом включения в налоговую декларацию либо такие документы ложных сведений, идеальное в большом размере, -наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей либо в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или арестом на срок от четырех до полугода, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового (статья 199 УК РФ).
В поправках к закону предполагается максимально детализировать меры ответственности, каковые смогут быть наложены на сотрудников налоговых органов, и ужесточить большие меры наказания за самые серьёзные правонарушения. Станет вероятным кроме этого в качестве наказания назначать и лишение свободы на определённый срок.
Не считая всего другого, серьёзным пунктом в предлагаемых изменениях и поправках есть механизм защиты прав и законных заинтересованностей плательщиков налогов от незаконных действий сотрудников налоговой администрации. Предполагается создание грамотно отлаженной решений обжалования сотрудников и процедуры действий налоговых органов, и совокупности контроля над решениями и такими действиями со стороны страны.
Но стоит предостеречь от поспешных выводов о торжестве демократичного подхода над подходом деспотическим и всяких салютований в честь законности и будущего равноправия. В рядах депутатов по этому поводу нет согласованного единства точек зрения, и, думается, что всё, в конечном итоге, будет зависеть лишь от “президентского большинства” в Думе, соответственно, окончательное слово останется за Президентом.
И в случае если кроме того большинство из аналогичных поправок пройдёт и получит статус закона, то и тогда сказать о налоговиках с “человечьим лицом” будет ещё рано. Представляется, что русские сотрудники налоговой администрации, ощущающие себя в сумбуре и правовом хаосе как рыбы в воде, не дадут просто так собственных насиженных мест и позиций. Чтобы поломать порочную практику деятельности налоговых структур, складывавшуюся годами в Российской Федерации необходимы не годы, требуются десятилетия.