Золотовалютных резервов у цб на поддержку рубля фактически нет
FinNews.ru перепечатывает статью, размещённую в ЖЖ zhu-s.
Пара слов о популярных мифах.
К числу самые расхожих мифов относится представление о бесконечных валютных резервах Банка России, благодаря которым он имел возможность бы, в случае если захотел, сглаживать колебания курса рубля ещё достаточно продолжительно, в противном случае и просто выкупить все собственные рублёвые обязательства (наличные, средства на корреспондентских и депозитахбанков) по некоему фиксированному курсу. Подобный замысел вправду проводился в судьбу весной – летом 1998 года.
К счастью, тогда у ЦБ кончилась валюта, а у правительства терпение раньше, чем его удалось реализовать до конца. Казалось бы, кроме того по окончании сокращения на 109 млрд. долларов в номинальном выражении по отношению к состоянию на начало прошлого года, оставшиеся к началу ноября 428,6 млрд. долларов выглядят все ещё в полной мере респектабельно.
В конечном итоге, сумма, которой ЦБ имел возможность бы воспользоваться для интервенций без риска взять чистую маленькую позицию в валюте (в то время, когда обязательства больше активов), или выйти за пределы покрытия 3-х месячного импорта – признанной нижней черты безопасности для запаса интернациональной ликвидности, значительно меньше.
Из ликвидных резервов возможно сходу вычесть мало пригодное для своевременных интервенций.
Монетарное золото, ввиду его низкой ликвидности (45,3 млрд. долларов в текущих стоимостях на 1 ноября).
Обязательства ЦБ по валютному свопу с банками-резидентами (они существенно растут в периоды ослабления курса, и прошлый октябрь не стал исключением), средства на валютных корсчетах банков-резидентов в ЦБ (введены в разгар валютного кризиса 2008 года, и опять стали пользоваться популярностью на протяжении паники в марте 2014 года), и валюту, привлечённую по сделкам прямого РЕПО с агентами-нерезидентами – суммарно это более 7 млрд. долларов.
Распределённую для России квази-валюту МВФ – особые права заимствований (SDR), и резервную позицию Банка России в международный валютный фонд (суммарно 12,4 млрд. долларов).
Дабы было ясно, из-за чего это нужно в этом случае вычесть, отметим, что резервная позиция в международный валютный фонд складывается из так именуемого резервного транша – 25% квоты страны в уставном капитале МВФ, которую страна обязана поддерживать в валютах других государств. Первоначально, до демонетизации золота – в золоте, либо в конвертируемой в золото валюте (на момент соглашения об образовании МВФ в июле 1944 года, доллар был единственной таковой валютой, причем до августа 1971 года – конвертируемой по фиксированному курсу 35 долларов за тройскую унцию для официальных зарубежных держателей долларовых авуаров).
Остальные 75% квоты считаются оплаченными в национальной валюте, учитываются на счёте в международный валютный фонд и смогут быть использованы для предоставления кредита вторым государствам, нуждающимся в ней. В этом случае резервный транш машинально возрастает на величину предоставленного кредита, потому, что транш международного валютного фонда предоставляется в форме приобретения зарубежной валюты за национальную.
При применения страной кредита Международного Валютного Фонда в резервную позицию включается кроме этого его непогашенный остаток. SDR, учитываемые в составе интернациональных резервов, являются распределенную в октябре 2009 года в целях смягчения последствий экономического кризиса квазиэмиссию МВФ, и дают право стране завлекать в соответствующих пределах, при необходимости, кредиты Центробанков государств с прочными внешними позициями (США, территория евро, Япония, Англия). Ясно, что до тех пор пока обстановка с платёжным балансом России далека от критической, обращаться в международный валютный фонд за согласованием применения данной части резервов для интервенций (другими словами, по сути – за резервным кредитом) было бы более чем необычно.
Из остающихся 363,8 млрд. долларов интернациональной ликвидности, 165 млрд. долларов связаны в обязательствах перед Министерством финансов. Применять их в критической обстановке возможно, но всё-таки не так вольно, как ту ликвидность, которая не связана обязательствами.
Резервный фонд (89,55 млрд. на 1 ноября) с определённой возможностью потребуется Министерству финансов на покрытие недобора нефтегазовых доходов уже в следующем году (цена нефти на уровне ниже 80 долларов за баррель значительно ниже расчетной на 2015 год 8-летней средней, около 100 американских долларов, действительно, расчётах рублёвой суммы нефтегазовых доходов употреблялся курс американского доллара, думается 37,7, но случившегося до тех пор пока что обесценения рубля для компенсации понижения доходов бюджета в долларовом выражении может и не хватить). За деньгами ФНБ (75,4 млрд. долларов за вычетом депозита в 6,25 млрд. долларов во ВЭБе) уже выстроилась очередь из национальных нефтегазовых и ЖД компаний-банкротов.
Так что, в случае если Министерству финансов удастся в итоге отстоять от растаскивания 40% фонда будущих поколений – это будет чудесным образом. Еще 50 млрд. долларов нужно зарезервировать с целью проведения валютных РЕПО до конца 2016 года, причём лимит возможно ещё расширен, и по заявлению ЦБ, это, а не операции купли-продажи валюты, сейчас станет главной формой его присутствия на валютном рынке.
Итого остается 148,7 млрд. американских долларов, из которых неснижаемый резерв 3-месячного покрытия импорта нужно оценить или в 116 млрд. долларов (ввоз товаров и услуг за 3-й квартал) или как минимум в 77,7 млрд. долларов (лишь товарный импорт за тот же период). Итого избыточные резервы, которыми возможно было бы продолжать интервенции, возможно оценить в диапазоне от 31 до 71 млрд. долларов. Этого хватило бы при октябрьской интенсивности интервенций ещё на 1 либо 2 с маленьким месяца.
Иначе говоря ответ ЦБ прекратить интервенции правильно было приблизительно таким же вынужденным, как и ответ выйти из валютного коридора 17 августа 1998 года (само собой разумеется, в том месте ещё находился дефолт по государственному долгу и запрет на выполнение внешних обязательств частным сектором, чего в нынешней обстановке нет, по крайней мере – в отношении государственного долга).
Источник:zhu-s