Авиетка e-flight отказалась от топлива и выбрала розетку
Представьте удивление техников на аэропорте, в то время, когда пилот только что приземлившегося спортивного самолёта начнёт расспрашивать их не о размещении заправочных шлангов, а о месте нахождения электрической розетки. Заряжать собственный летательный аппарат, как будто бы какой-нибудь мобильный телефон – разве не фантастика?
На ежегодном авиашоу ассоциации экспериментальных летательных аппаратов в Ошкоше (EAA AirVenture Oshkosh) американские компании Sonex Aircraft и AeroConversions Products заявили об официальном старте инициативы E-Flight.
Букву «Е» тут возможно трактовать по-различному, и как «электрический», и как «надёжный для внешней среды» и как «этанольный», и как «действенный» — всё будет верно, поскольку это и имеется главные цели инициативы: испытание и разработка агрегатов и технологий, каковые разрешат маленьким самолётам летать или на экологически «верном» спирте (чистом, либо в виде смеси E85), или вовсе без горючего — на электричестве из розетки.
Главные действующие лица — Джон Монэ (John Monnett), основатель Sonex, и Пит Бак (Pete Buck), штатный инженер известной группы Skunk Works, подразделения передовых проектов компании Lockheed Martin, и, по совместительству, основной инженер Sonex.
Электрический спортивный самолёт E-Flight обязан проложить дорогу к авиации без выхлопных газов (фото Sonex).
Сперва — несколько слов об этаноле. Сейчас автостроители по нему практически с ума сходят (вот пример). «Зелёное» же горючее, как-никак. А авиастроителей из Sonex он интересует не только из-за экологической чистоты, но и из-за высокого октанового числа, которое разрешит поднять степень сжатия ДВС и повысить его КПД и улучшить экономичность самолёта.
на данный момент Sonex и AeroConversions экспериментируют с переделанным серийным движком AeroVee 2.0, в большинстве случаев кушающим летный бензин. А ведь и в штатном варианте лёгкий самолётик Sonex (это одна из нынешних моделей компании Sonex, названная так же) с мотором AeroVee имеет расход горючего менее 5,6 литра на 100 километров, на скорости 241 км/ч.
Но перевод авиационной техники на этанол — не основная часть инициативы E-Flight. Куда ответственнее попытка внедрения на серийные самолёты электрической тяги.
В первой половине 90-ых годов двадцатого века, ещё до основания Sonex (в 1997-м), Монэ и Бак придумали концепцию лёгкого одноместного спортивного самолёта, заряжаемого от розетки, что должен был установить рекорд скорости для аппаратов для того чтобы типа.
Бак кроме того выполнил технико-экономическое обоснование для этого проекта, взявшего наименование Flash Flight, из которого (обоснования) следовало, что электрический самолёт возможно будет выстроить кроме того из имеющихся на рынке компонентов, но параметры его окажутся тяжёлыми. Скорость, быть может, и будет рекордной для самолётов на электричестве, но длительность полёта чуть ли превысит 10 мин..
Возможно, потому Flash Flight так и не был выстроен. Сейчас, с бурным развитием главных для данной идеи областей техники: литиевых батарей и замечательных (но компактных и лёгких) электромоторов мечта о «полётах из розетки», была возрождена в новом проекте — том самом E-Flight.
Силовая установка E-Flight. Контроллер ещё не готов, потому продемонстрирован нарисованным ящичком (иллюстрация Sonex).
В качестве базы для электрической модели изобретатели забрали лёгкий спортивный самолёт Waiex, производимый всё той же Sonex. Его масса (безлюдного) образовывает всего 280 килограммов.
Из Waiex новаторы удалили ДВС и топливный бак, заменив на блок и электромотор аккумуляторная батарей. Этот необыкновенный аппарат ещё не летал. Но его расчётная большая скорость образовывает 209 км/ч, а длительность полёта на одной зарядке — 25-45 мин., в зависимости от скорости.
Не все компоненты нового самолёта готовы — часть ещё находится на стадии проектирования либо опробований. А что уже имеется?
Инженеры из Sonex и AeroConversions, совместно с Бобом Баучером (Bob Boucher) из компании Astro Flight, создали и создали опытный образец авиационного тягового электромотора с выдающимися параметрами.
По виду Sonex сравнивает его с 35-унцевой банкой кофе. Действительно, весит такая банка вовсе не килограмм, а 22,7 килограмма. Но энергетические параметры таковы, что любой кофе позавидует.
Столь небольшой, в неспециализированном-то, и лёгкий мотор (бесколлекторный, 3-фазный, с кобальтовыми магнитами в роторе) запланирован на ток 270 и напряжение вольт в 200 ампер, а его КПД превышает 90%.
Мотор спроектирован как модульная масштабируемая совокупность. Он составлен из секций, число которых возможно поменять, изменяя мощность различных предположений этого двигателя.
Питать данный агрегат будут литий-полимерные батареи (из самых идеальных и дешёвых на рынке). Они разместятся в 10 уникальных «коробках безопасности», по 8 батарей в каждой коробке.
Умелый прототип E-Flight со снятым обтекателем. Красная «банка» — 54-киловаттный электромотор. Тёмный корпус скрывает «слоты» для 10 изолированных коробок с литиевыми батареями.
Один таковой ящик виден (красного цвета), остальные не установлены (фото Sonex).
Батареи поставляют ток (либо заряжаются), и уравновешивают собственный заряд между собой, применяя пучок проводов, что идёт в блок управления. Фактически он есть одной из самых сложных частей комплекса.
Авторы самолёта посчитали, что на рынке нет контроллеров для зарядных систем и электромоторов для батарей, по своим параметрам (перевариваемая мощность, отнесённая к весу устройства) достаточных для птахи E-Flight. А вдруг кто такую штуковину имел возможность поставить на заказ, то цена была бы заоблачной. Потому партнёры по проекту решили создать таковой блок сами, не смотря на то, что и в содружестве с рядом экспертов по электронике.
Примечательно, что боксы либо коробки с батареями разрешают этим батареям легко расширяться либо сжиматься по мере нагрева либо охлаждения. Эти же корпуса несут ответственность за охлаждение батарей. Изнутри они заполнены особой «охлаждающей пеной» (как она трудится — авторы совокупности не уточняют), снаружи же любая коробка охлаждается подводимым извне потоком воздуха (на корпусе выполнены рёбра охлаждения).
Но и этого создателям электросамолёта показалось мало. Для пущей безопасности они предусмотрели возможность безвредного (для автомобили) взрыва (либо возгорания) части литиевых батарей (все не забывают истории со взрывающимися ноутбуками?). Причём продукты взрыва должны быть выкинуты через особое окно в корпусе прочного и огнестойкого бокса.
Окно это соединено с маленьким выпускным коллектором. Так, пожар в любого из 10 коробок не должен привести к возгоранию всего летательного аппарата.
Нужно кроме этого добавить, что боксы с батареями, в случае если потребуется, смогут быть легко сняты с автомобили и заряжены лично. Это кроме этого повысит безопасность и удобство эксплуатации для того чтобы самолёта.
Новое поколение литиевых аккумуляторная батарей, которое уже на подходе, должно обеспечить электросамолёту часовой запас хода, передаёт Aero-News Network.
Создатели умелой машинки не скрывают амбиций: на борту E-Flight нарисована надпись и молния Spirit of Future Flight — «Дух полёта будущего» (фото Sonex).
Но что по поводу появления для того чтобы превосходного аппарата в продаже?
Представитель Sonex Марк Шейбл (Mark Schaible) отмечает, что компания не собирается заблаговременно устанавливать какие-то сроки, но одновременно с этим не желает затягивать проект через чур на долгое время.
Наряду с этим цель E-Flight — появление в портфеле Sonex серийного электрического самолёта, что был бы не дороже простых (с ДВС) аппаратов того же класса (лёгкие спортивные).
Пускай кроме того запас хода и «максималка» у электрической модели будут скромнее, чем у его чадящих собратьев. Но наслаждение от практически бесшумного полёта – куда выше.