Банкиры на связи: максим ноготков (гк «связной»): «у нас восстанавливаются отношения с банками»
В конце прошлого года практически все банки свели количества кредитования к минимуму: они не доверяли никому, кроме того ветхим проверенным заемщикам. Но в последние месяцы обстановка изменилась — многие банкиры снова зажгли зеленый свет прошлым партнерам. // Екатерина Гуркина,Банковское обозрение №8/14, август 2009 г.
О том, из-за чего у ГК «Связной» к концу 2008 года фактически практически не осталось заемных денег и как ритейлер на данный момент строит отношения с кредиторами, «БО» поведал основатель, хозяин и глава фирмы Максим Ноготков.
— Максим, поведайте, как складывались отношения с банками в первые годы вашей деятельности? Говорят, в те годы для молодого предпринимателя проблемой было кроме того открыть расчетный счет в банке — все делалось только по знакомству.
— Таковой неприятности, как открытие счета, я не припоминаю — это возможно было сделать достаточно легко. Но в первые годы существования «Максуса» мы не применяли банковские займы и жили за счет кредитов быстрого оборота и поставщиков. В случае если, скажем, товар закупался в пятницу, то в понедельник мы уже возвращали деньги.
Первый опыт общения с банками у нас случился приблизительно во второй половине 90-ых годов двадцатого века. И первые кредиты — это были, скажем так, неформальные деньги. Прежде всего такие займы получалось приобретать благодаря личным отношениям с топ-собственниками и менеджерами банков.
Деньги нам давали банки из второй-третьей много рейтинга по капиталу. Но это были совсем маленькие суммы — в среднем не больше 1 миллионов долларов. Продолжительное время мы трудились по большей части на собственные средства — до 2002 года количество выданных «Связному» кредитов не превышал 7-8 миллионов долларов. Какой-то опыт общения с большими кредиторами у нас был — мы вели, например, переговоры с Альфа-Банком.
Но уровень доверия к компании в то время был еще недостаточным.
— «Максус» тогда относился к категории малого бизнеса?
— Да, мы были маленьким предприятием, ежегодный оптовый оборот в 2000 году составлял около 100-200 миллионов долларов. Одновременно с этим мы являлись наибольшим оптовым поставщиком сотовых телефонов в Российской Федерации, но с позиций банков были не весьма заметны как структурированный бизнес. Розница у нас появилась в 2000 году, но бренд был еще не так известен.
— В то время, когда наступил переломный момент?
— Отечественные отношения с банками без шуток изменились по окончании того, как к нам из компании «Совокупность Телеком» пришел трудиться финдиректором Николай Жмуренко. До его прихода компания представляла собой разрозненные юридические лица, у нас не было консолидированной денежной отчетности. Практически сразу после прихода Николая было решено поменять юридическую структуру компании — это было сделано к середине 2004 года.
Тогда же в «Связном» (данный бренд был выведен на рынок в 2002 году) показалась и консолидированная отчетность. Отечественный бизнес стал более осязаем для банков, поскольку оптовая компания, кроме того большая, как трейдер — сейчас реализовала, на следующий день может и не реализовать. розничный бренд и Розница — более стабильный для банков формат.
Так, вместе с трансформацией структуры, созданием единого холдинга мы стали для банков более кредитоспособными и понятными заемщиками. К середине 2005 года «Связной» начал деятельно кредитоваться. Мы договорились с Альфа-Банком, Промсвязьбанком, Столичным кредитным банком, банком «Зенит», НОМОС-Банком, другими словами с большими кредиторами.
Тогда мы забрали у них около 100-200 миллионов долларов.
— Дорогие ресурсы?
— Не берусь сообщить совершенно верно, по какой ставке мы тогда привлекались. Мы старались применять аккредитивы с постфинансированием на шесть месяцев, это были западные деньги и обходились нам дешевле. В любом случае тогда кредиты стоили меньше, чем на данный момент.
— Как оказалось, что к 2008 году долговая нагрузка «Связного» была многократно ниже, чем у других игроков рынка? В чем тут секрет?
— Тут имеется пара моментов. Первое: мы думаем, что обычная долговая нагрузка — это три-четыре EBITDA. Это общепринятая докризисная величина для русского бизнеса и для отечественного сегмента в частности, исходя из этого мы старались за нее не выходить. Во-вторых, мы не гнались за долей рынка и закрывали магазины, каковые на четвертом месяце работы не начинали приносить прибыль.
Особенно бережно мы начали наблюдать на рентабельность точек начиная с 2006 года. Так как в прошлые годы — 2003, 2004, 2005 — отечественный рынок возрастал на 60% каждый год, и многие неточности на фоне для того чтобы большого роста не замечались. Но тогда многие люди приобрели себе первые телефоны и не спешили их поменять — рынок стабилизировался в 2006-2007 году.
И тогда мы оптимизировали сеть. Одновременно с этим отечественный главный соперник «Евросеть» в погоне за количеством точек и долей рынка держала довольно много неэффективных точек. Лишь с приходом нового хозяина они поменяли собственный отношение к прибыльности и эффективности бизнеса.
— Кризис ликвидности начался для «Связного» совместно со всеми — в осеннюю пору 2008 года?
— Для нас кризис начался приблизительно на 6 месяцев раньше — в феврале 2008 года. Тогда мы определили на своем примере, какое сильное влияние смогут оказывать на компанию журналисты. До этого момента мы приблизительно полгода вели с банкирами переговоры о рефинансировании собственных кредитов, в основном «маленьких» — не более одного года.
И в частных беседах мы говорили о ситуации с налоговыми претензиями к нашей бывшей дочерней структуре (ЗАО «Связной», компания находится в процедуре банкротства, сотрудники налоговой администрации требуют с нее около девяти миллиардов рублей. — Прим. «БО»). Эта история воспринималась нормально, без эмоциональных реакций. Но в начале 2008 года в прессе встал ажиотаж на эту тему. И нам стало сложно общаться — переговоры по рефинансированию практически во всех банках затянулись.
Досрочного погашения займов, действительно, никто из кредиторов не настойчиво попросил, но возобновить кредитные линии банки или отказывались вовсе, или тянули резину. Если бы не было внимания к нам со стороны СМИ, все было бы значительно несложнее.
— Но так как банки и до этого знали о том, что происходит с «дочкой» «Связного»?
— Да, мы говорили об этом банкирам. Но по окончании серии статей их реакция стала более эмоциональной, тогда как раньше они относились к обстановке нормально. Во многом это связано с тем, что мы имели возможность донести точную данные и разъяснить риски и собственную позицию лишь клиентщикам. Наряду с этим люди, реально принимающие ответы, — рисковики, управление банков — формировали собственную позицию по отношению к нам из утренних газет.
Данный фактор плюс кризис стали причиной тому, что мы закончили год с чистым долгом около 1 миллионов долларов — другими словами, по сути, нулевым. У нас оставались еще овердрафты от банков приблизительно на 20-30 миллионов долларов, но против них на расчетных квитанциях и в кассе лежало столько же наличных. Мы были вынуждены заменить банковский долг авансами от операторов.
Для них мы были проверенным и серьёзным партнером, они нас поддержали.
— Рост валютных направлений как-то оказал влияние на бизнес «Связного»?
— Нет, по причине того, что с 2006 года производители импортируют телефоны в Россию самостоятельно и реализовывают нам телефоны на условиях DDP, другими словами уже растаможенные в рублях. Соответственно, расчеты с поставщиками мы производим в рублях, исходя из этого утраты на девальвации понесли в январе-феврале лишь производители, но не «Связной». Какие-то утраты случились по маленьким валютным остаткам кредитных линий и по 10-20% соглашений аренды, каковые были заключены в долларах.
Но это несущественные суммы.
— Что происходит на данный момент? Возможно ли сказать о каком-то потеплении в отношениях с банками? Рассчитывает ли компания на кредитные ресурсы в собственном предстоящем развитии?
— Да, у нас восстанавливаются отношения с банками. Мы выполнили обязательства перед всеми кредиторами, нам не пригодилось никаких реструктуризаций долга, пролонгации кредитов. Уже начиная с февраля банки начали открывать для нас новые кредитные линии.
— В каких банках кредитуется на данный момент «Связной»?
— Мы весьма довольны сотрудничеством с Промсвязьбанком — с этим партнером у нас заключены самые долгосрочные отношения. Недавно заново установил кредитные ограничения Столичный кредитный банк. С рядом банков — Сберегательным банком, ВТБ, «Барклайс», МБРР — мы находимся в ходе переговоров.
— А на расчетно-кассовом обслуживании вы пребываете в тех же банках?
— По большей части, да. Но, непременно, главная часть финансового потока проходит через Сбербанк легко вследствие того что мы присутствуем в 500 городах и нам нужна ежедневная инкассация. Мы привыкли трудиться с федеральными банками с громадным числом точек присутствия.
Это оказывает помощь нам оптимизировать управление финансовыми потоками.
— Максим, по вашим ощущениям, за счет чего случилось улучшение взаимоотношений с банками? Им самим легче стало, либо легко шумиха около вашей «дочки» неспешно успокоилась?
— Я думаю, это смешанная история. Во-первых, мы укрепили собственные позиции в целом — отечественная часть на рынке за год увеличилась в полтора раза. Мы заключили последовательность удачных больших контрактов с операторами. Сыграл роль последовательность действий, каковые мы осуществили самостоятельно, — увеличили ликвидность компании, улучшили ее рентабельность.
Помимо этого, банки успокоились, в то время, когда заметили, что нас денежно поддержали операторы. Ну и, само собой разумеется, сами банки отошли от шокового состояния, обстановка для многих из них если сравнивать с в осеннюю пору 2008-го прояснилась и стабилизировалась.
— Вам хватает выделенных кредитов?
— Недочёта в кредитах нет. на данный момент у нас 60-80 миллионов долларов заемных средств. Но в принципе мы можем жить и без этих денег.
— Цена банковских денег устраивает вас, разрешает не трудиться в убыток? Так как какое-то время назад госслужащие громогласно возмущались тем, что банки кредитуют бизнес по заведомо неприемлемым ставкам.
— Цена кредитов, в то время, когда она относительно однообразна для всех игроков, в рознице на плечи клиентов. Более значительным этот фактор есть для экспортеров.
— И во какое количество на данный момент приблизительно обходятся «Связному» займы?
— Средняя ставка привлечения для нас образовывает 20% годовых. В принципе, эти ставки разрешают нам жить и трудиться — меня не смущает такая цена. Основное, что мы должны быть конкурентоспособны по части ставок, другими словами я бы волновался, если бы мои соперники завлекали под 10%, а мы — под 20% годовых.
Но в случае если для всего рынка отличие в цене ресурсов незначительна, то это обычная обстановка.
— Кстати, об одолжениях. Еще сравнительно не так давно вы планировали деятельно развивать денежные сервисы через собственные магазины. К примеру, проект «Связной Кредит», что вы разрабатывали совместно с банком «КИТ Финанс» начиная с 2007 года…
— Данный проект, к сожалению, был закрыт из-за смены акционеров банка. На сегодня в том виде, в котором он вспоминал, данный проект отложен как минимум на год. Так как мы разрабатывали его на фоне ежегодного 60-процентного прироста рынка розничного кредитования, и тогда мысль продажи кредитов через точки «Связного» казалась весьма актуальной.
на данный момент для размещения имеющейся в наличии ликвидности многим банкам достаточно собственных отделений — так как количества кредитования существенно сократились.
— Но какие-то денежные услуги вы все-таки собираетесь развивать? Либо эта тема временно закрыта?
— на данный момент мы больше ориентируемся на развитие платежных сервисов — «Связной» в текущем году примет около 1,5 миллиардов долларов платежей за разные услуги: погашение кредитов, оплата сотовой связи, ЖКХ. Сравнительно не так давно мы начали осуществлять финансовые переводы по странам и России СНГ. Всего оборот по платежам В первую очередь года вырос в компании на 45%. Как раз исходя из этого развивать платежные сервисы для нас на данный момент самый весьма интересно. А также — с применением банковских карт.
Кредитование кроме этого остается актуальной темой, и мы ищем партнеров для продажи денежных продуктов своим клиентам.