Blue space: российский подводный велосипед уплывает за океан
инженеры и Учёные из Петербургского национального морского технического университета создали пилотируемый аппарат Blue Space, переворачивающий представления о доступности подводного мира. Фаворит проекта Владимир Тарадонов ответил на вопросы редакции «Мембраны».
— Владимир Станиславович, вашу машину довольно часто именуют подводным велосипедом. Как это определение соответствует действительности?
В действительности отечественная машина именуется непроницаемый («сухой») туристический подводный аппарат (ПА) с мускульным приводом.
— Многие компании уже строят либо пробуют строить маленькие (на 1-4 человека) и относительно недорогие аппараты для развлекательных путешествий на маленькие глубины. Тут имеется и сухие варианты, и варианты с «мокрой» кабиной, версии для путешественников с аквалангом и конструкции, создающие около головы человека воздушный пузырь.
В чём, по вашему точке зрения, основная неточность ваших коллег и предшественников по данной области подводной техники? Из-за чего вы вычисляете, что именно ваша конструкция будет хорошим решением данной задачи?
Существующие ПА сухого типа применяют классические винтовые и водомётные движители, каковые требуют наличия аккумуляторных батарей (АБ) больших размеров и имеют относительно малое время работы.
Фактически по окончании каждого погружения эти АБ нужно перезаряжать на берегу либо судне обеспечения, цена которого на пара порядков выше стоимости ПА. Причём уже для двухместного «сухого» ПА требуется мощность АБ 3 — 5 кВт. А один простой велосипедист может в течение 1–4 часов развивать мощность не более 0,6 кВт.
Blue Space больше напоминает фантастический аппарат для работы в воздухе, чем подводную лодку. Это закономерно — гидродинамика играется в его перемещении огромную роль.
— Из-за чего вы выбрали двухместный вариант (а не вариант конструкции на одного либо, напротив, на 4 человек)?
Двухместный вариант ПА выбран легко в качестве опытного образца. Конечно, Blue Space возможно выполнен в расчёте на любое количество подводных туристов. Принцип действия останется неизменным.
— Как именно аппарат Blue Space меняет плавучесть? Это балластные водяные цистерны, гидродинамические силы, появляющиеся при перемещении (как у подводных планеров), тяговые совокупности, действующие в вертикальном направлении, либо что-то ещё?
Аппарат может поменять плавучесть лишь за счёт маленьких, количеством около 50 литров, цистерн, расположенных в прочном корпусе.
А перемещаться вверх и вниз на ходу он может как за счёт горизонтальных рулей, так и за счёт реализации результата Коанда на его корпусе (смотрите патент РФ на изобретение «Метод создания тяги любого направления на транспортном средстве» № 2127692 от 20.03.99 года).
— Итак, это хорошая схема с водяными цистернами. А как осуществляется вытеснение воды из них при всплытии?
Вода из цистерн вытесняется сжатым воздухом из баллонов, расположенных в междубортном пространстве.
Аппарат предоставляет беспрецедентную обзорность по всем направлениям.
— Существует ли, и как трудится автоматика, предотвращающая «проваливание» автомобили на глубины больше расчётных рабочих?И по большому счету — возможно ли заявить, что машина «защищена от дурака»?
На ПА предусмотрен механизм с датчиком давления, что при достижении аппаратом определённой глубины автоматическисбрасывает катастрофический балласт. Данный балласт возможно кроме этого сбрасывать и вручную.
— Не могли бы вы растолковать кратко: в чём содержится эффект Коанда, и как он трудится как раз в вашем аппарате?
Эффект Коанда содержится в том, что в случае если из плоской щели на выпуклую поверхность выдувать струю воздуха либо воды, то струя прилипает к данной поверхности (пробегая впредь до 245 градусов на протяжении поверхности цилиндра).
Помимо этого, на данной поверхности появляется довольно громадное разрежение. Следовательно, чем больше площадь данной поверхности, тем громадную тягу возможно взять на этом теле.
— За счёт чего тут появляется экономия мощности, требуемой для передвижения? Так как закон сохранения энергии ещё действует, а мы имеем аппарат не смотря на то, что и достаточно обтекаемый (если судить по картинкам), но с весьма приличной лобовой площадью.
Экономия энергии на перемещение ПА появляется за счёт того, что мы создаём тягу именно на его поверхности. Тогда как классический метод обеспечения перемещения транспортных средств базируется на преодолении сопротивления поверхности тела за счёт точечного приложения тяги любыми движителями.
Закон сохранения энергии тут, конечно, не нарушается. Образно говоря, возможно, затрачивая определённую энергию, тащить тяжёлый ящик по земле. А возможно поставить ящик на тележку с колёсами и перемещать её с той же энергией.
Конечно, во втором случае скорость перемещения коробки, при равных затратах энергии, будет значительно выше. В нашем случае, если высказать предположение, что перед телом создать территорию разрежения, то его«» в том направлении, и ничем толкать не нужно.
Иными словами, реализация разрежения на определённой части поверхности тела и имеется та «тележка с колёсами». Причём размеры тела в этом случае не играют роли, а главным причиной делается величина удельного разрежения, приходящаяся на единицу площади движущегося объекта.
При аварии жители аппарата покидают его с маленькими дыхательными баллонами в качестве «парашютов».
— Обрисуйте, прошу вас, привод, что проходит от педалей к движителю (и, фактически, что это за движитель)? В случае если тут имеется какой-либо вывод потока мощности (вал, что-то ещё) из корпуса наружу — как обеспечивается герметичность?
От педалей к особым роторным носовым и кормовым водомётным движителям привод осуществляется через герметичные каналы при помощи цепных передач с выходом валов на роторы через простые манжеты и уплотнительные сальники.
— Как именно осуществляется разворот аппарата на месте?
Разворот на месте осуществляется за счёт вращения с реверсом роторных движителей с перекрытием реализации эффекта и соответствующих выходных каналов Коанда на разных территориях поверхности ПА (смотрите вышеуказанный патент).
— Как велика отличие по высоте между центром тяжести и центром плавучести?
Отличие по высоте между центром тяжести и центром плавучести соответствует правилам Регистра РФ и равна 0,3–0,4 м.
— Какова предельная глубина погружения данной автомобили?
Теоретически, предельная глубина погружения для того чтобы аппарата зависит лишь от толщины акрилового стекла. За границей имеется отдельные сферические акриловые ПА с толщиной стенок 90 мм, каковые опускаются на 600 м. Эта модель запланирована на применение до глубины в 30 метров.
— Сообщите, прошу вас, основные размеры и подводное водоизмещение аппарата. Из каких главных материалов выполнен корпус (кабина)?
Водоизмещение ПА около 1,8–2 тонны. Примерные размеры: протяженность 3,5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,1 м.
Корпус ПА изготавливается из особого акрилового стекла. Причём ПА имеет наружный (проницаемый) и внутренний прочный (непроницаемый) корпуса.
Эти корпуса крепятся на железные либо углепластиковые шпангоуты.
— Имеется ли у аппарата внешнее освещение?
На рабочих глубинах принятых для отечественной автомобили, в чистой воде присутствует естественное освещение. Но, помимо этого, на Blue Space
имеются забортные АБ, каковые снабжают электропитание для осветительного оборудования, фото и киносъёмки, и работы маломощных навигационных и других нужных устройств.
— Обрисуйте, прошу вас, как люди будут покидать аппарат, если он по какой-либо причине не сможет самостоятельно подняться на поверхность (кроме того по окончании сброса аварийного балласта)?
При аварии аппарата туристы, имеющие индивидуальные маленькие баллоны ВВД с загубниками, открывают крышку ПА и самостоятельно всплывают на поверхность моря. Это как бы парашют–напротив.
кормовые водомёты и Носовые скрыты в корпуса.
— Не думаете ли вы, что лучшим решением для аналогичного аппарата был бы гибридный привод — из маломощного электромотора и мускульной тяги со относительно маленьким аккумулятором (включаемого только иногда)?
Так как так возможно было бы и силы пилотов экономить (особенно, в то время, когда им необходимо бороться с течением) и сохранить относительно низкую цена автомобили?
В проекте ПА предусмотрен вариант совмещенного мускульного и электрического привода.
— Сколько будет стоить аппарат? И на чём основана ваша оценка данной стоимости, не считая упомянутого на вашем сайте сопоставления цены приблизительных аналогов (двухместные сухие аппараты), оснащённых электромоторами, и достаточно произвольного обобщения, что похожий аппарат, но на мускульной тяге будет стоить на порядок меньше?
Машина вправду будет стоить не так уж большое количество – около $25 тысяч. Это рыночная цена для того чтобы ПА, вычисленная по особому опросу, совершённому в сети компанией «Финвал» по отечественному заказу.
— Показывали ли вы собственный проект сотрудникам из вторых университетов/компаний (не считая сайта), существует ли опытный образец автомобили либо её макет?
Всё, что сейчас у нас имеется, возможно заметить на сайте проекта.
— Как вам оказывает помощь сайт?
Благодаря сайту мы приобретаем каждый день около 600 запросов на приобретение этого ПА и участие в приобретении акций будущего предприятия по их выпуску.
— Не свидетельствует ли то, что русская версия сайта не работает, её ненужность? Возможно, проект изначально ориентирован на «забугорье»?
Учитывая потребности и характер отечественных инвесторов, мы на данный момент конечно рассчитываем, по большей части, на венчурных инвесторов и зарубежных покупателей.
— Имеется ли какие-либо новости о вероятной организации кооперации (СП с какой-либо зарубежной, быть может — и русским компанией) для серийного производства новинки?
До тех пор пока только ведутся переговоры с разными потенциальными инвесторами.