Большой брат для филиалов

Большой брат для филиалов

Контроль над филиалами в реальном времени экономит банкам средства, кадровые ресурсы и разрешает мгновенно отменить из центра любую вызывающую большие сомнения операцию. // Ксения Болецкая. Банковское обозрение, №2, февраль 2005 г.

Дороговизна кредитов для малого бизнеса разъясняется высокими рисками и По окончании технологической модернизации центральных контор банки стали «оптимизировать» собственные филиальные сети. Работы в этом смысле — непочатый край. В некоторых банках филиалы и центральный офис по большому счету трудятся на разнородном программном обеспечении, почему бухгалтерам приходится сдавать рукописные отчеты. Унифицировать ПО во всех подразделениях — задача сегодняшнего дня.

А часть банков уже готова перевести собственные филиалы в режим on-line.

филиал и Центр говорят на различных языках

Более привычна для русских многофилиальных банков off-line сообщение. При таких условиях любой филиал банка имеет собственную АБС и хранилище. Иногда происходит так называемая выгрузка данных в главный офис. В большинстве банков при закрытии опердня любой филиал пересылает в центробанк первичные эти, другими словами сведения о клиентах, о перемещениях по квитанциям и т.п.

Целый другой массив документов выгружается с намного меньшей периодичностью — раз в неделю, раз в тридцать дней. И разработка регламентов по времени и каналам выгрузки данных с филиалов — отдельная задача ИТ-департамента либо консалтинговых компаний. Одна из неприятностей, с которой может столкнуться ИТ-департамент при налаживании связи между филиалом и центральным офисом, — их работа на разнородном ПО. Такая обстановка довольно часто появляется при поглощении одного банка вторым.

В следствии — у главного офиса и раздельно забранного филиала смогут быть АБС либо отдельные компоненты информсистемы банка от различных производителей. Соответственно, формат данных кроме этого возможно различным, и прямая синхронизация между центром и филиалом будет неосуществима. При таких условиях ИТ-департамент должен прописывать особые протоколы для «перевода» данных, поступающих из регионов, в «удобоваримый» для центра вид.

Но, обстановка, в то время, когда в раздельно забранном филиале принимали ответ поставить у себя ритейловый модуль от другого производителя, нежели в центральном офисе, на данный момент видится весьма редко. Но как уверяют эксперты, еще недавно это было в полной мере привычной практикой. Доходило до того, что бухгалтеры некоторых филиалов были вынуждены писать отчеты вручную, потому, что формат отчетности местной АБС не совпадал с форматом отчетности АБС головного банка.

Одним из самых последовательных банков по унификации ПО в филиалах стал Альфа-Банк. на данный момент, как заверил «БО» помощник директора дирекции по информационным разработкам Альфа-Банка Андрей Соколов, ПО в филиалах банка «полностью аналогично».

связь и Обновление

Еще одна классическая неприятность при ИТ-помощи филиальной сети, трудящейся в off-line режиме, — обновление ПО. Учитывая, как многокомпонентной и сложной есть ИТ-структура современного банка, обновление нужно создавать неизменно. И обеспечить своевременную и верную установку каждого нового патча либо версии в каждом филиале не редкость достаточно сложно.

Для этих целей, и для налаживания обмена данными между центром и филиалами кое-какие производители создают специальные модули в составе АБС. К примеру, компания Центр денежных разработок (ЦФТ) ввела таковой модуль в собственном ЦФТ-Банке. Как поведал «БО» директор по работе с клиентами компании ЦФТ Андрей Фомичев, данный модуль рекомендован по большей части для работы с филиалами в on-line режиме.

В случае если у филиалов нет постоянной связи с центром, то устанавливается копия центральной АБС и налаживается безоператорный режим обмена данными. В качестве связки может выступать и отдельное специальное ПО. Так, компания «БСС» предлагает особый комплекс, выстроенный по принципу «банк-клиент».

В качестве клиента соответственно выступает филиал. Согласно точки зрения специалистов компании «ОТР», данный комплекс владеет весьма замечательным транспортным уровнем, другими словами разрешает обмениваться большими количествами информации и передавать ее по различным каналам, а также по спутниковой связи. Последнее придает совокупности дополнительную надежность и разрешает каждому филиалу выбирать канал в зависимости от той инфрастуктуры, которой он располагает.

Еще одно преимущество – возможность обновлять и саму совокупность из главного офиса.

Но, пока для этих целей банки применяют собственноручно созданные программы. По словам Андрея Соколова, в Альфа-Банке на базе Lotus Notes была создана личная автоматизированная совокупность приема заявок из филиалов по доработке ПО. Эта же совокупность разрешает осуществлять контроль движение установки обновленных предположений ПО и машинально информировать об этом в головной банк.

В базе совокупности — клиентсерверная разработка, которая в отличие от классической файловой разрешает хранить главный массив информации на сервере, а «клиенту», в этом случае филиалу, передавать лишь самое нужное и «оболочку».

Время on-line

Но за последние три года российские банки поняли преимущества работы филиальной сети в on-line режиме. Во-первых, лишь on-line разрешает реализовывать широкомасштабные проекты, прежде всего в сфере ритейла. Так, по данным «БО», в конце прошлого года Внешторгбанк создал проект единого кредитного центра для собственной филиальной сети.

Потому, что кредитные бюро в Российской Федерации развиваются очень медленными темпами, отдельные банки, и ВТБ — одна из «первых ласточек», вспоминают о собственных кредитных центрах. В таких единых хранилищах планируют эти по клиентам, каковые уже прибегали к услугам банка в области кредитования и наряду с этим пользовались различными филиалами. Тут же сохраняются «тёмные» перечни злостных тех клиентов и неплательщиков, которым уже было отказано в кредитовании в другом филиале этого же банка.

При реализации аналогичных проектов клиент может обращаться в каждые территориальные подразделения банка (принцип «AnyBanking»).

Во-вторых, работа в on-line режиме разрешает более оперативно распределять денежные ресурсы между филиалами. Более того, главный офис имеет возможность подтверждать либо отклонять любую операцию филиала (впредь до проводки документов). И всецело осуществлять контроль деятельность филиала.

Так, при превышении определенных лимитов совокупность или запретит операцию, которая ведет к превышению лимита, или при помощи совокупностей удаленного доступа проинформирует головную контору о таком превышении.

Кроме этого снимается неприятность сбора консолидированной отчетности. Главный офис самостоятельно формирует как консолидированную отчетность, так и отчетность в разрезе филиалов. Так уменьшаются сроки подготовки необходимой сводной отчетности и гарантируется ее корректность. В случае если в большинстве случаев на подготовку сводной отчетности уходит пара дней, то при налаживании постоянной связи с филиалами данный процесс занимает всего пара часов.

В общем и целом управление региональными структурами существенно упрощается.

В-третьих, on-line сотрудничество с филиалами разрешает экономить затраты на ИТ. Так как в случае если любой филиал имеет собственную АБС, хранилище данных и т.п., то нужно насыщать его ИТ-экспертами, каковые будут осуществлять на опытном уровне техподдержку совокупности. Уменьшается и штат ИТ-департамента в головном офисе, потому, что нет необходимости много сотрудников, поддерживающих сообщение с регионами.

В-четвертых, единое администрирование базы данных, которая физически находится на одной площадке, сводит к минимуму неприятности несанкционированного низкоуровневого доступа.

Где тонко, в том месте и рвется

Самое же «узкое» место on-line сотрудничества с филиалами — каналы связи. У ИТ-экспертов имеется кроме того особый термин — «узкие каналы». В большинстве русских регионов уровень инфрастуктуры еще не так высок, и исходя из этого банки частенько опасаются «вывешивать» филиалы в on-line режим. Обрыв связи с одним филиалом угрожает не только срывом работы с клиентами в этом конкретном регионе, но и зависанием всей совокупности.

Исходя из этого производители ПО предлагают собственные методы расширить надежность связи с филиалами. Как было уже упомянуто выше, компания «БСС» предлагает возможность применять в любую секунду другой канал. ЦФТ в рамках собственной единой АБС для головного банка и филиальной сети предлагает устанавливать в филиалах специальные офф-лайновые модули, каковые разрешают обслуживать клиентов при неожиданного отсутствия связи с головным банком.

Работа тут осуществляется в режиме периодических соединений с центром. В любом случае для защиты надежности сведений и обеспечения связи о клиентах филиалы банков имеют особые выделенные каналы. Это возможно личная сеть банка или канал интернет-провайдера.

Применение узких каналов требует от банков обращать особенное внимание на информационную безопасность передаваемых сведений, потому, что одним из самые «популярных» способов вмешательства преступников в работу банковских сетей являются попытки перехвата информации при ее передаче по открытым каналам (к примеру, через сеть интернет), и взломы самые уязвимых точек сопряжения банковских совокупностей с публичными сетями передачи данных.

Для решения для того чтобы рода неприятностей поставщики банковского оборудования и разработчики ПО предлагают разного рода продукты. Это смогут быть межсетевые экраны, виртуальные частные сети и т.п. Сейчас показались и продукты, каковые сочетают в себе эти возможности.

К примеру, компания Check Point Software Technologies, один из наибольших интернациональных поставщиков программных средств информационной безопасности, создала принципиально новые программно-аппаратные комплексы Check Point, в базу которых положена запатентованная разработка Stateful Inspection. Разработка разрешает объединить главные возможности межсетевых экранов по разграничению доступа, маршрутизации и фильтрации сетевого трафика, трансляции и аутентификации сетевых адресов NAT (Network Address Translation) со средствами построения виртуальных частных сетей (VPN), оптимизированными для работы в одном несложном устройстве.

Для обслуживания on-line ориентированных филиалов смогут использоваться технологии резервирования информации в отдельных узлах сети. Так, в качестве составного элемента комплексного ответа «Филиал банка будущего» корпорация Cisco Systems создала разработку IP Content Acceleration. Она разрешает банкам транспортировать громадные количества информации по IP-сети без задержек либо простоев.

При применении данной технологии информация, к которой сотрудники филиала обращаются достаточно довольно часто (к примеру, информацию о продукции), либо громадные файлы данных (к примеру, предназначенные для трансляции видеофайлы) размещаются и доставляются не из единого удаленного центра обработки данных, другими словами не из головного банка, а из нескольких расположений, географически родных к соответствующим филиалам.

Ритейл как движущая сила

Эксперты расходятся в собственных оценках того, филиальные сети какое количество банков в Российской Федерации выстроены на on-line принципе. Специалисты из компании «ОТР» считают, что до тех пор пока подобная практика не через чур распространена. Андрей Фомичев (ЦФТ) заявил «БО», что на данный момент многие российские банки или наладили on-line сообщение со собственными филиалами, или собираются сделать это в скором будущем.

По всей видимости, большинство банков применяет данный подход ограниченно. По словам того же Андрея Фомичева, корпорация «УралСиб» перевела на интерактивный режим работы 30% собственных банковских филиалов, последовав примеру Сберегательного банка России. Основной банк страны переводит на on-line сообщение самый продвинутые с технологической точки зрения филиалы, с остальными обмен информацией производится, в большинстве случаев, раз в день.

Пара второй подход демонстрирует Альфа-Банк. Тут на интерактивный уровень выведено пара модулей, конкретно связанных не с клиентскими операциями, а с аналитикой и отчётностью, прежде всего — бюджетирование. Но, как говорит Андрей Соколов, в текущем году банк собирается наладить постоянную полномасштабную on-line сообщение со своим питерским филиалом. Это разрешит запустить в Петербурге ритейловый проект «Альфа Банк Экспресс».

Но «острой необходимости» переводить на таковой режим филиалы в других регионах, согласно точки зрения А. Соколова, нет. И Наверное, повторимся, как раз ритейловые проекты станут основной движущей силой перевода филиальных сетей в on-line режим.

Громадный Брат смотрит за вами!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: