Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса
Экономический кризис, без сомнений, повлиял на объёмы и характер операций, которые связаны с легализацией преступных доходов.
Тема находится в постоянном развитии, тенденции которого нужно систематично отслеживать. В этом материале сделана попытка анализа обстановки за последние полтора года.
Финмониторинг: между экономикой и политикой
Начнем с уроков кризиса. Главными тенденциями финиша 2008-го начала 2009 года Росфинмониторинг назвал применение преступных денежных средств для кредитования частного бизнеса и вывод нелегальных капиталов в офшоры. Что в полной мере логично.
Перенос внимания банковского надзора в сторону качества активов, достаточности капитала и адекватности резервирования сделал наровне с рядом вторых обстоятельств практически нереальной для многих фирм возможность кредитования в легальном секторе.
Ну а капиталы, и не только преступные, как мы знаем, постоянно ищут, где спокойнее. По данным финразведки, лишь через банки прибалтийских стран за первую половину 2009 года из России в офшоры переведено более 295 млрд рублей.
Контроль за денежными потоками в кризисное время взял дополнительную социальную окраску. По неоднократным заявлениям в прессе начальника Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, в его работе создан метод, разрешающий на базе наблюдения за денежными операциями системо- и градообразующих их контрагентов и предприятий спрогнозировать и не допустить вывод активов, дабы не разрешить проявиться «синдрому Пикалево» в других моногородах.
Нет никаких сомнений в существовании этого метода, финразведкой за годы работы накоплен большой опыт. В случае если воспользоваться аналогией уникальной классификации деления всех наук на собирание и физику бабочек, приписываемой академику Ландау, то денежный мониторинг в Российской Федерации, быть может, и не стал физикой, но этап собирания бабочек завершил еще до потрясений позапрошлого года. Другими словами проанализировать и спрогнозировать в полной мере реально.
Что же касается «не допустить», то в рамках существующего банковского законодательства это очень проблематично.
Еще одной характерной изюминкой кризиса, отмеченной как интернациональными организациями, так и Росфинмониторингом, есть заметное перемещение «отмывочных» операций из банковской сферы в область торговых операций и операций, которые связаны с рынком недвижимости, активизация преступных схем в игорном бизнесе, на рынке драгоценных камней и металлов и в среде нотариусов и адвокатов. Согласно данным того же Росфинмониторинга, в 2009 году около 40% правонарушений в области отмывания денег было совершено в денежной сфере и более 30% — на потребительском рынке.
С учетом этих тенденций был расширен список организаций, обязанных осуществлять «противолегализационный» контроль. В 2009 году в данный список были включены платёжные агенты и потребительские кооперативы по приему платежей физических лиц.
Росфинмониторинг утвердил новое Положение о проведении испытаний в организациях, осуществляющих операции с финансовыми средствами, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (приказ от 23.05.2008 № 131). В Положении расширен список организаций и исключено ограничение по частоте испытаний.
В рамках распространения опыта банков в борьбе с легализацией преступных доходов на некредитные организации Росфинмониторинг ознакомил эти организации с Методическими рекомендациями по практике обнаружения зарубежных публичных лиц, созданными комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ.
Быть может, это «заслуга» не экономического кризиса, но в прошедшем году общими усилиями регуляторов, кредитных организаций, АРБ удалось унифицировать формат физических лиц и Перечня организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Минфин РФ направило в аудиторские компании советы при проведении испытаний уделять особенное внимание контролю за противодействием легализации преступных доходов.
Внимание денежных разведок мира кроме перечисленных видов деятельности привлекли кроме этого другие совокупности финансовых переводов и футбольные клубы. На пленуме ФАТФ в июне 2009 года был рассмотрен отчет о возможности отмывания преступных капиталов при покупке-продаже футбольных отдельных игроков и клубов, при осуществлении рекламных кампаний, продаже прав на других операциях и трансляции в данной сфере. На этом же совещании были приняты новые советы для компаний, осуществляющих переводы денежных средств и обменный пункт.
Вольфсбергская несколько. Вольфсбергские правила Вольфсбергская несколько — инициативное объединение одиннадцати ведущих банков мира в подписании и разработке документа «Общие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе» (Вольфсбергские правила). Содержит приоритетные направления политики банков и главные элементы механизмов по предотвращению применения финансовой системы для легализации доходов, взятых преступным методом. В базе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими правилами должно лежать правило, в соответствии с которому банк может устанавливать отношения лишь с теми клиентами, в отношении источников доходов либо финансирования которых возможно в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Советы Банка России по построению внутреннего контроля в коммерческих банках во многом повторяют Вольфсбергские правила. При установлении коротношений западные банки время от времени ставят перед русскими банками вопросы относительно следования Вольфсбергским правилам. |
Вольфсбергская несколько сочла своевременными разработку рекомендаций по противодействию легализации преступных доходов при выпуске пластиковых картах и оказанию услуг эквайринга, и усиление мер по увеличению прозрачности финансовых переводов с участием третьих банков. В следствии этих мер в ноябре 2009 года введен новый формат SWIFT-сообщений.
Представляется вероятным, что последние интернациональные инициативы по совершенствованию риск-ориентированных подходов в сфере ПОД/ФТ и обсуждение возможностей их применения в русском денежном и нефинансовом секторах смогут привести к разработке новых русских нормативных регламентов, определяющих порядок оценки риска совершения клиентами операций по легализации.
ЦБ, комбанки, легализация, затраты
Как уже говорилось, В первую очередь кризиса внимание надзорных органов переместилось из области организации в банках ПОД/ФТ в сторону контроля качества активов, исполнения требований резервирования вероятных достаточности и потерь капитала. В течение последних нескольких лет Банк России отзывал банковские лицензии в подавляющем большинстве именно по обстоятельству несоблюдения законодательства о противодействии легализации преступных доходов. Поводом для отзыва лицензий проходили службу в основном нарушения правил формирования резервов на вероятные утраты и утрата ликвидности.
Выступавший на классической встрече в пансионате «Бор» в феврале этого года помощник главы департамента надзора и банковского регулирования Банка России Владимир Чистюхин обозначил по результатам осознания уроков кризиса главными направлениями развития надзора: надзор за концентрацией рисков в банках, прозрачностью их деятельности, качеством капитала, упрочнением совокупностей управления качеством и рисками корпоративного управления.
А вот по итогам анкетирования, совершённого консалтинговой группой БФБ по заданию Ассоциации региональных банков России, деятельность банков по ПОД/ФТ в числе претерпевшей принципиальные трансформации под влиянием кризиса не названа. И не смотря на то, что банки считают необходимым устранение неоднозначности отдельных положений «антиотмывочного» законодательства и устранение несогласованности в подходах к его выполнению Банком России, ФСФМ и ФСФР, значительно большее влияние, согласно их точке зрения, кризис оказал на подходы к оценке эмитентов и финансового положения заёмщиков.
МАНИВЭЛ Комитет специалистов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов. Действует по полномочию Совета Европы и в один момент есть региональной организацией по типу ФАТФ и отчитывается кроме этого перед ФАТФ по результатам работы. В этот Комитет входят страны Совета Европы, не являющиеся участниками ФАТФ. Страны Совета Европы, бывшие участниками Комитета, но потом ставшие участниками ФАТФ, кроме этого есть в праве остаться участниками Комитета. Любая страна представлена в нем тремя специалистами. Одной из главных форм работы Комитета есть проведение обоюдных оценок государств-участниц подобно оценкам в рамках ФАТФ. РФ есть членом МАНИВЭЛ, и первый раунд оценки Российская Федерация прошла в июне 2000 года и в 2002 году направила отчет о прогрессе, достигнутом по окончании первого раунда. В сентябре 2003 года (уже по окончании того, как Российская Федерация стала участником ФАТФ) был совершён второй раунд оценки. По итогам второго раунда группа экспертов отметила прогресс если сравнивать с первым визитом и осталась довольна работой русских национальных компаний и ведомств. |
Подсчитать затраты на осуществление мер по ПОД/ФТ в масштабах финансовой системы непросто. величина и Состав затрат на осуществление контроля заметно зависят от структурных особенностей и размеров кредитных организаций. В одних банках, пользуясь предоставленной регулятором возможностью, возложили дополнительные обязанности важного лица по ПОД/ФТ на действующего сотрудника, не всегда кроме того повышая ему зарплату.
В других же были созданы целые подразделения со штатом высококвалифицированных экспертов и оборудованием дополнительных рабочих мест. Однако действенное противодействие легализации — процесс высокотехнологичный, и исходя из этого всем кредитным организациям было нужно обзаводиться специальным программным обеспечением различной функциональности и цены. Но потому, что все главные затраты уже произведены пара лет назад, а текущие затраты на поддержание совокупности ПОД/ФТ достаточно стабильны, то экономический кризис и обусловленные им смещения в объёмах и характере сделок, подпадающих под «антилегализационный» контроль, в данной сфере банковской деятельности, вероятнее, в особенности ничего не поменяли.
Разве что настойчивое желание ФСФР распространить на банки требования к обучению и подготовке кадров, изложенные в Положении, утвержденном приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. № 256 (не обращая внимания на то, что в пункте 1 этого документа в списке организаций, на каковые он распространяется, написано «за исключением кредитных организаций»), может существенно расширить затраты на обучение сотрудников. Но это вопрос не борьбы с легализацией, а неразрешенной между Банком России и ФСФР неприятности дуализма кредитных организаций, осуществляющих опытную деятельность на рынке ценных бумаг.
Из пресс-релиза Следственного комитета при МВД в декабре 2009 года «За прошлый год распознано практически девять тысяч правонарушений, которые связаны с легализацией денежных средств и имущества, купленных преступным методом. Уголовные дела по практически семи тысячам таких правонарушений направлены в суд, и по ним привлечено к суду около двух тысяч лиц». |
По сообщению Росфинмониторинга, в сентябре прошлого года специалисты МАНИВЭЛ признали «эффективность работ и значительный прогресс в развитии русском национальной совокупности ПОД/ФТ».
К сожалению, ни формат статьи, ни компетенция автора не разрешают учесть и оценить все факторы, внутренние и интернациональные, прямые и косвенные, качественные и количественные, хорошие и отрицательные, сопровождающие становление национальной совокупности ПОД/ФТ. Громадного же смысла выполнять простые арифметические действия со статистическими данными из пресс-релиза Следственного комитета и из сообщений Росфинмониторинга нет.
Но возможно добавить один явный минус для работников отрасли — постоянный стресс для банковских сотрудников, вынужденных информировать в Росфинмониторинг сведения не позднее дня, следующего за совершением (обнаружением) соответствующих операций. Ну а плюс — неуклонное увеличение денежной грамотности части населения, совершающей эти операции.