Быстрая кожа снижает расход автомобильного топлива
18-20-процентное сокращение расхода для простых авто и 20-25-процентное – для электромобилей и гибридов. Весьма заманчивые числа. И так как основное, что для таковой впечатляющей экономии не требуется городить никаких мудрёных разработок: требуется только обклеить «повозку» особой плёнкой.
Поверим?
Столь внушительные результаты обещает американская компания FastSkinz, 15 января официально представившая миру чудо-плёнку MPG-Plus.
Её наименование намекает, что плёнка эта, будучи наклеенной на кузов, заметно снижает сопротивление воздуха, что отражается в продлении пробега автомобили на одном литре (галлоне, пинте, стакане) горючего.
FastSkinz – это еще молодая дочерняя компания компании SkinzWraps, которая специализируется на виниловых плёнках, превращающих унылые авто в красочные картины. Но новая разработка американцев нацелена не на увеличение эстетической сокровище автомобиля, а изменение его технических параметров.
Винил – недорогой метод украсить авто. И эргономичный.
В случае если рисунок надоел, плёнку возможно удалить, а при с шикарной (и дорогой) аэрографией – требуется перекраска кузова (фотографии SkinzWraps).
Трудится разработка (по уверению её авторов) так. Поверхность плёнки усыпана мелкими ямками, так что в целом получается «шершавая» структура, отдалённо напоминающая акулью кожу.
В каждой таковой ямке воздушное пространство начинает закручиваться, создавая что-то наподобие невидимого подшипника, а он оказывает помощь главному потоку легче проскальзывать вперёд.
Подкованные читатели сходу сообщат, что кроме того в случае если таким методом вероятно снизить силу трения между воздухом и кузовом, на неспециализированной величине аэродинамического сопротивления это не должно очень сильно сказаться. Так как основное, что ведет к «торможению» автомобили, – это отличие давлений в её передней и задней частях, а она зависит от формы кузова, которую мы не меняем. Так?
Но FastSkinz поясняет, что основной эффект от плёнки – куда умнее, чем простое понижение трения в местах, где она наклеена.
Простой автомобиль с не особенно хорошей обтекаемостью и… (иллюстрация FastSkinz).
Дело в том, что при обтекании кузова (в случае если отбросить тонкости) существует два главных участка: в передней части, где прилегающее к корпусу автомобили «течение» — ламинарное (другими словами ровное и плавное), и в задней части, где поток уже турбулентный (с сильными завихрениями).
Между ними имеется линия перехода, где пограничный слой воздуха отрывается от поверхности автомобили. Чем ближе это место к «носу», тем шире «кильватерный след», тянущийся за авто, тем посильнее разряжение в задней части, тем больше сопротивление.
Место отрыва пограничного слоя от поверхности зависит не только от формы кузова, но и от энергии прилегающего потока, которую последний скоро теряет из-за трения.
Маленькие лунки на плёнке создают меньшее торможение, так что пограничный слой отрывается куда позднее (при с тестовым авто компании – японским «кубическим» Scion — это задняя кромка и передняя крыши соответственно).
…то же авто с наклеенной плёнкой MPG-Plus. Для примера она продемонстрирована на крыше, но по большому счету эта плёнка может сыграть хорошую роль и на передних крыльях, и на стойках кузова. Кстати, SkinzWraps говорит, что её покрытие уже тестируют «в трубе» кое-какие команды NASCAR (иллюстрация FastSkinz).
По некоторым данным, в городских условиях простой Scion расходует 10,7 литра на 100 км, а на автостраде – 8,4. Обклеенный же в нескольких главных местах материалом MPG-Plus Scion показывает 8,4 и 6,9 литра соответственно.
Вопрос о корректности измерений и нужных (разумеется) свободных опробованиях новинки остаётся открытым. И, как представляется, рекламные посулы «плёночной» компании направляться дробить на… А на какое количество – громадный вопрос.
Но кроме того в случае если настоящая экономия с таковой плёнкой составит хоть 3% — овчинка будет стоить выделки, учитывая дешевизну способа. Особенно в случае если данной плёнкой заинтересуются не частники, а обладатели громадных автопарков. К тому же таковой метод улучшить обтекаемость автомобили, вероятнее, даст какое количество-нибудь заметное улучшение, лишь в случае если изначально обтекаемость эта была нехорошей.
На ум сходу приходят всяческие фургоны и дальнобойные грузовики.
На автомобильс плавными линиями, у которого поток воздуха и без того отрывается от корпуса где-то в задней части, плёнка эта чуть ли выдаст итог, что возможно будет уловить устройствами.
Scion, обклеенный MPG-Plus (фото с сайта maxgladwell.com).
Разочарованы? Не торопитесь. Ясно, в случае если мы говорим о пресловутых авто будущего, значительно громадную экономию горючего возможно взять, изначально проектируя максимально обтекаемый кузов, внедряя гибридный привод, снижая массу автомобили и без того потом. Но как по поводу уже выпущенных транспортных средств?
Так соблазнительно «тут» и акулью плёнку же начать приобретать «барыши».
А вдруг отличие расхода с плёнкой и без неё будет мизерна, кто возьмётся проверить полностью возможности новой разработке? Спортсмены!
В том месте, где скорости выше, в том месте и значение обтекаемости для понижения неспециализированного сопротивления перемещению – куда большее. На городских же скоростях, да при торможениях и постоянных разгонах, кроме того двукратное улучшение аэродинамики громадной экономии горючего не принесёт (в отличие от автострады). Ну а в спорте и десятые доли секунды «на круге» либо пара лишних км/ч для кого-то могут быть бесценными.
Тому пример Лесли Портерфилд (Leslie Porterfield), героиня американских байкеров. Прошлым летом на соляном озере Бонневиль она последовательно установила пара рекордов, продемонстрировав в итоге практически 377 км/ч.
Лесли Портерфилд на озере Бонневиль сражается с секундами и раздаёт автографы (фотографии Tricia Robinson/Bub Racing и с сайта leslieporterfield.com).
Лесли стала самой стремительной дамой «на двух колёсах» в мире, причём на серийном, пускай и переделанном, мотоцикле, а не на каком-нибудь монстре — закрытом коконе, какие конкретно часто строят специально для таких заездов.
По соляному озеру летел её проверенный «в битвах» Suzuki Hayabusa, глубокоуважаемый во всём мире японский байк. Действительно, для Лесли американцы его когда-то переделали: аппарат взял турбонаддув, усиленное сцепление, поменянную программу управления двигателем и новые обтекатели. Финальный штрих, показавшийся в 2008-м, — то самое покрытие MPG-Plus.
В какой мере суперплёнка от FastSkinz помогла Портерфилд стать первой дамой, «ворвавшейся» на двух колёсах в респектабельный клуб «200 миль в час», сообщить тяжело. Но кроме того в случае если добавка скорости от новой разработки была минимальной — рекорд имеется рекорд. Для него стоит поразмыслить о любой мелочи.
И пускай обещания американцев относительно эффективности плёнки – преувеличение, разработку не следует отбрасывать.
О том, что в технологии MPG-Plus имеется здравое зерно, говорит и такая аналогия. На последних Олимпийских играх пловцы ставили один рекорд за вторым. Не последнюю роль в этом празднике достижений сыграли новейшие материалы для плавательных костюмов (High-technology swimwear fabric), эволюционирующие пара последних лет.
Эти плавательные суперкостюмы часто сравнивают с акульей кожей. И неслучайно. Кое-какие из этих моделей трудятся на сходном принципе: маленькие зубчики либо впадинки на ровной поверхности материала создают в воде микроскопические завихрения, парадоксальным образом улучшающие обтекаемость спортсмена в целом.
Возможно, само собой разумеется, заявить, что вода плотнее воздуха практически на три порядка, так что прямой аналогии в ходе обтекания проводить запрещено. Но однако неспециализированные закономерности тут присутствуют. А для сомневающихся имеется ещё один трудящийся пример, уже из воздушной стихии.
Все видели, возможно, мячик для гольфа. Он усыпан множеством маленьких ямочек. Но не все знают – для чего они необходимы.
Число впадинок на поверхности мяча для гольфа образовывает 300-500 (фото с сайта ohiochannel.org).
А сделана такая поверхность как раз для улучшения обтекаемости мяча: с армией впадинок он летит дальше, чем летел бы ровный шарик для того чтобы же веса и размера.
Сейчас в мячик для гольфа возможно перевоплотить любой автомобиль. Основное не забывать: инвентарь инвентарём, а конечный итог в основном однако зависит от спортсмена.