Чистой воды арт: висячие туалеты и сад в облаке
Водонапорные башни, очистительные комплексы — в большинстве случаев они являются «визуальными загрязнителями» пейзажа. В это же время сущность таких сооружений — вода, дающая судьба. Так из-за чего бы не сделать утилитарные объекты предметом мастерства?
Эта несложная идея объединяет два любопытных проекта, один из которых, увы, остался на бумаге, а второй был реализован.
При созерцании «Замка в небе» (Le Chateau dans le Ciel) посещает дежавю. Парящий в облаке небольших брызг таинственный диск напоминает в полной мере настоящий павильон из тумана. Но вряд ли стоит сказать о плагиате: форма «замка» была продиктована архитекторам заблаговременно.
Но по порядку.
Сад в облаке над городом имел возможность бы стать гвоздём программы у туристов (иллюстрация Atelier Ramdam Architects).
Данный красивый проект создала французская компания Atelier Ramdam Architects для конкурса W Award 2008-2009, заявленного некогда фондом Wilmotte.
Тема задания была такова: в маленьком итальянском городе Латина с 1970-х годов стоит здоровая водонапорная башня типа «гриб на ножке». Местные виды очень не украшает, но и не мешает.
Возможно сообщить кроме того, что это — наследие промышленной архитектуры XX века. А потому давайте представим, как возможно эту ветхую и ненужную уже башню переделать с пользой. В конторы хотя бы.
Неспециализированный вид перекроенной башни, верхняя палуба и «внутренность основания». Внизу: а так выглядит оригинал (иллюстрации Atelier Ramdam Architects, Eber Ohlsson/eber.se, fondation-entreprise-wilmotte.fr).
Авторы «замка» Фрэнк Дибон (Franck Dibon) и Жермен Бушон (Germain Bouchon) сделали вывод, что конторы — через чур скучно, и, отойдя от задания, придумали летающий в небе сад (одновременно — смотровую площадку), окружённый «персональным облаком», создающим собственный мелкий ливень. У подножия башни фантазёры разместили маленькой пруд, опоясанный пандусом.
Сад наверху, сад внизу, дождь и искусственный туман, питающий деревья, кустарники и траву. Авторы концепции реконструкции башни предусмотрели множество мелочей. специальные ёмкости и Тут для грунта, и помещения для персонала , и продуманная совокупность рециркуляции воды.
Для иллюзии полёта верхней части сооружения французы решили одеть ножку башни в полированную нержавейку, которая отражала бы небо, сливаясь с ним. Да, это всего лишь картинки, но в действительности объект имел возможность бы в полной мере смотреться так либо практически так, технически в нём нет ничего чудесного.
Чудесный только зрительный эффект (иллюстрация Atelier Ramdam Architects).
Итогом работы стало третье место в конкурсе и две тысячи евро призовых. Действительно, относительно воплощения хоть одной из идей, поданных на конкурс, — ничего не светло. Сам фонд пишет, что его основной целью есть поиск новых и стимулирование воображения талантов.
А вдруг при помощи конкурсантов какой-нибудь ветхий объект архитектуры вместо сноса получит вторую жизнь, — вот и славно.
Всего предполагалось обустроить более девяти тысяч квадратных метров территории около башни. В ней самойостался бы резервуар, что никак не помешал бы авторам «Замка в небе» (иллюстрации Atelier Ramdam Architects).
Над приданием эстетической привлекательности промышленным сооружениям архитекторы и художники трудятся не в впервые.
И иногда умельцы не только расписывают ветхие стенки либо высаживают на крышах сады, но кроме того превращают списанные объекты в респектабельное жильё либо конторы.
Сейчас уже особенного значения не имеет, но любопытно сравнить. Вверху: первое место у франко-германского дуэта – Янника Гурвиля (Yannick Gourvil) и Паолы Пфеннингер (Paola Pfenninger).
Внизу: второе место заняли Камилла Бэйлли (Camille Baylly) и Эрве Винклер (Herve Winkler) из Франции (иллюстрации с сайта fondation-entreprise-wilmotte.fr).
Переделка либо занятное обыгрывание индустриального объекта может склонить в его пользу вывод местных обитателей. Особенно увлекательна такая задача, в случае если речь заходит об объектах, приносящих пользу, но обычно скрытых от глаз. К примеру, очистка сточных вод — для большинства нет ничего неинтереснее.
В это же время её также возможно перевоплотить в туристический магнит.
Так поступили интернациональная архитектурная компания Ooze и художница из Словении Марьетица Потрч (Marjetica Potrc). Они направили собственные стопы в Рурскую область, где соорудили что-то называющиеся Between the waters — The Emscher community garden.
С садом всё ясно — это место, куда люди смогут приходить на отдых (не смотря на то, что этот объект на сад не очень-то похож, по всей видимости, эта часть работ ещё не закончена), а вот «между вод» испытывает недостаток в пояснении.
Весьма узкий (в некоторых точках – десятка три метров) остров Эмшер (Emscherinsel) растянулся на 34 километра, будучи ограничен с одной стороны одноимённой рекой (Emscher), а с другой — каналом Рейн-Херне.На острове живут порядка семи тысяч людей, тут кроме этого нашлось место паркам, сельскохозяйственным полям, промышленным и коммерческим строениям. На рисунке продемонстрирована карта острова, на которой отмечены проектов и места инсталляций Emscherkunst 2010 (иллюстрация emscherkunst.de).
Остров приютил ещё и комплект арт-композиций: проект Emscherkunst 2010 перевоплотил Эмшер в площадку для живописцев. 29 мая произошло официальное открытие Emscherkunst (мероприятие продлится до 5 сентября), а вместе с ним и сооружения Between the waters.
Суть его несложен: маленькая речка Эмшер биологически мёртва и в далеком прошлом употребляется как канал для разного рода сточных вод, а вот соседний канал, наоборот, не только куда больше, но чище и живее во всех смыслах.
Ooze и Марьетица решили наглядно продемонстрировать людям, что убитую речушку возможно вернуть к судьбе сочетанием новейших технологий и естественных возможностей природы. А для большей наглядности выстроили любопытную дорожку.
Поворотная точка пешей прогулки. Это не трансформаторные будки и не насосные станции.
Это площадка обозрения и ещё кое-что (фото Ooze, Roman Mensing, dezeen.com).
Начинается она… в воздухе. Два туалета висят на огромной консольной балке высоко над речкой. Для их работы воду забирают из реки (плюс собирают дождевую) и направляют её в комплект отстойников и потом — в целую совокупность живых фильтров.
Последние являются «неестественные болота» с гелофитами — водными растениями.
Кстати, подобный принцип был великолепно развит в каскаде живых автомобилей (фото Roman Mensing, Ooze).
Питается всё оборудование (в частности насосы) от солнечных батарей. Очищенную воду перекачивают в несколько громадных эластичных ёмкостей. А потом она поступает в питьевой фонтанчик и дополнительный фильтр, установленный на второй обзорной площадке — уже над каналом.
Так, вода проделывает столь маленький, но символический путь от нечистой реки к чистому водному пути, по пути же обращаясь в прозрачную. Все этапы работы очистного сооружения предельно наглядны.
Желающие, смогут попытаться очищенную воду на вкус либо принять импровизированный душ. Той же водой будут поливаться растения в мини-садике, окружающем дорожку, но пока тут особенной зелени не видно (фото Roman Mensing, Florian de Visser, Ooze).
Визитёрам инсталляции предлагается прогуляться по дорожке «между вод», взобраться на платформу с своими глазами и туалетами сравнить чистоту воды в несчастной реке и в канале.
Сейчас власти Германии начали работы по очистке реки Эмшер, загнанной в земляные валы и бетон, и по возвращению ей обычного природного состояния. Авторы Between the waters собственной дорожкой-садом как будто бы ведут зрителей из прошлого в будущее, превращая одно не столь уж громадное устройство по очистке воды в знак надвигающихся изменений.