Дифовка (выколотка)
Дифовка — старый прием холодной обработки листового металла, создаваемый яркими ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в следствии получает нужную форму. От кузнечной ковки дифовка отличается тем, что она производится в холодном состоянии, а при кузнечных работах металл нагревают докрасна. Помимо этого, она выполняется из листового металла не толще 2 мм; ковочные же работы в большинстве случаев производятся из массивной заготовки.
От чеканки дифовка отличается тем, что она выполняется конкретно молотком, а чеканы (притом древесные) употребляются редко.
в течении собственной многовековой истории в зависимости от обрабатываемого металла (золота, серебра, меди, железа) и назначения создаваемых изделий дифовка получала свойства и различные виды (рис. 1).
Виртуозного мастерства она достигала в руках величайших древних скульпторов Фидия и Поликлета, каковые одевали в золотые одежды Геры и свои статуи Афины, дифуя их из узких золотых страниц.
Древнерусские златокузнецы выколачивали из серебра и листового золота кубки, чаши и ковши, украшенные чеканкой, драгоценными камнями и гравировкой, каковые становились примером ювелирного мастерства.
Дифовку использовали для выколотки из стали рыцарских щитов, шлемов, доспехов и лат, с применением кузнечного ремесла (рис. 2).
Наконец, ее использовали для изготовления громадных котлов, других изделий и трубопроводов из меди, объединяемых понятием «медницких» работ и довольно часто выходящих за пределы художественной обработки.
В дореволюционной России и в Западной Европе в XVIII и XIX вв. выколотка использовалась достаточно обширно и носила особые заглавия: техника «битой кованой» меди «и меди». Ее кроме этого именовали «выбивкой» либо техникой «репуссе». Скульптура дифовалась из красной меди и устанавливалась на металлических сварных каркасах.
В Москве в 1701 г. была изготовлена фигура Архангела Гавриила для завершения Меньшиковой башни. По окончании пожара в 1770 г. фигура заменена главой с крестом. В 1750 г. выколочен из меди и позолчен трубящий ангел для Красных ворот—архитектор К.А.Ухтомский (на данный момент фигура находится в Национальном Историческом музее).
Рис. 1. Серебряный барс, выполненный дифовкой 1600—1606 гг. Англия. Национальная Оружейная палата
В 1820—1830 гг. по модели скульптора С. С. Пименова из меди была кроме этого выколочена объемная композиция — квадрига Аполлона Для фасада б. Александринского театра (в Ленинграде), а в 1863 г. подобная композиция по модели малоизвестного скульптора (из мастерской Н. П. Витали) — для Столичного Громадного театра. Сохранились и другие скульптуры.
Примером большой скульптуры, выполненной в данной же технике, в Западной Европе может служить статуя «Свободы». Она выколочена из листовой меди толщиной 2 мм. Создатель данной фигуры французский скульптор А. Бартольди.
Металлический каркас для фигуры проектировал и делал А. Эйфель. В 1886 г. скульптура была подарена Французским правительством США, где ее установили на острове Либерти при входе в гавань Нью-Йорка. Фигура имеет большие размеры — ее высота 46 м, а вместе с пьедесталом образовывает 93 м. Размеры данной статуи огромны: протяженность указательного пальца, к примеру, равняется 2 м, а на факеле, что фигура держит в руке, вольно может поместиться 12 человек.
Рис. 2. Металлический рыцарский доспех XV в. Национальная Оружейная палата
Из дифованой скульптуры выполненной у нас в советское время, самый занимательны следующие работы: выполненные в 1938 г. для Химкинского речного вокзала два декоративных фонтана — «Север» (скульптор А. Н. Корда-шев) и «Дельфины» (скульптор И. С. Ефимов). В первом фонтане из красной меди выколочены фигуры гусей с распростертыми крыльями, во втором— дельфины в поворотах и разнообразных позах.
Дифовочные работы выполнены мастером И. М. Овчинниковым, что был красивым живописцем-исполнителем, владевшим высоким мастерством и тонким вкусом чеканки и дифовки. Из его работ, выполненных из латуни и меди (по модели скульптора И. Ефимова), особенно выделяются маленькие декоративные скульпторы «Сокол», «Карпы», «Аист» и др. Одна из лучших монументальных дифованых работ — это выполненная в 1938— 1939 гг. по модели скульптора С. Д. Меркурова бронзовая фигура В. И. Ленина высотой 7 м для г. Еревана.
Позднее в 1946—1947 гг. по модели того же скульптора выколочена бронзовая фигура Ф. Э. Дзержинского для г. Дзержинска. В 1951 г. по модели скульптора Г. М. Мотовилова выполнены конные фигуры казаков высотой более чем 13 м для Цимлянской ГЭС, а в 1952— 1953 гг. по проекту того же скульптора—четыре двухфигурные группы для главного павильона ВДНХ. Все эти работы выполнены из листовой красной меди.
Из нержавеющей стали выколочена двухфигурная композиция «колхозница и Рабочий» по модели скульптора В. И. Мухиной. Высота фигур достигает 24 м.
Все эти работы и ряд других, не отмеченных тут, послужили практической проверкой разных приемов и мётодов дифовки.
На данный момент в области художественной обработки возможно выделить следующие виды дифовки: свободная ручная выколотка; механизированная выколотка; выколотка по модели.
Свободная ручная выколотка. Это старый прием, но он используется и по сей день. Задача данной техники — создать из листового металла полое объемное изделие. На прилагаемых картинках продемонстрированы современные декоративные изделия, выколоченные из меди: декоративная ваза (рис.
3), ласточки (рис. 4).
Рис. 3. Декоративная ваза Создатель Р. А. Израилоо, 1976 г. МВХПУ
Рис. 4. Выколотка из меди «Ласточки» Создатель В. П. Шульга, 1978 г. МВХПУ
Получение объемной формы из плоской заготовки обусловливается тремя процессами, каковые в комбинациях и различных чередованиях составляют свободную ручную выколотку.
Первый процесс — это расплющивание заготовки, лежащей на металлической наковальне, ударами металлического молотка, т. е. повышение площади за счет уменьшения толщины, которое происходит, в случае если молотком равномерно ударять по всей поверхности заготовки. В случае если же наносить удары на маленьком, ограниченном участке страницы, не трогая его краев, то заготовка будет не только расплющиваться — уменьшаться по толщине в том месте, по которому наносится удар, но одновременно и деформироваться, т. е. образовывать сферическую поверхность, вогнутую со стороны удара. Это происходит вследствие того что нетронутые ударом части страницы не дают материалу раздаваться в стороны.
Второй процесс — сгибание листовой заготовки, в то время, когда вогнутая сторона претерпевает сжатие, а выпуклая — растяжение. Сгибание создают металлическим (либо древесным) молотком на ребре наковальни. Сгибание может происходить под углом и по радиусу, по прямой, по дуге и по сложной кривой.
Это достигается за счет того, что в качестве опоры выбирается ребро фасонной наковальни соответствующей формы; наряду с этим происходит не только сгибание, но и вытяжка металла.
Рис. 5. Процесс выколотки: а — готовое изделие; б — склонка края; в — гофрение; г—гофры осаживаются
Третий процесс — осадка металла, т. е. в следствии удара толщина (поперечное сечение) материала возрастает. Для этого заготовка предварительно гофрится (рис. 5), а после этого гофры осаживаются («выводятся») металлическим либо древесным молотком на наковальне. Данный процесс работы есть самоё сложным и требует от исполнителя соответствующих навыков. Гофры, к примеру, должны быть низкими и широкими, их легче осаживать.
Высокие и узкие гофры при осадке нагоняются друг на друга, в следствии чего образуются складки и трещины. Крайне важно, дабы гофры не были завалены на одну сторону либо подсечены. Помимо этого, губки круглогубцев либо особых гофрилок должны быть закалены и отполированы, в противном случае на поверхности металла в ходе гофрирования смогут показаться повреждения.
Инструменты, употребляемые при выколотке, делятся на две группы: ударные и опорные.
К ударным инструментам относятся разные по форме молотки, изготовляемые из разных материалов. Весьма активно используются молотки, сделанные из материалов, имеющих твердость меньшую, чем у металлов. Под ударами таких молотков металл меньше гартуется и, помимо этого, на обрабатываемой поверхности не остается от них следов (засечек, царапин и т. п.). К ним относятся древесные молотки с плоскими либо фасонными бойками из жёстких пород (клена, самшита и др.).
Для упрочнения корпус молотка пара раз обматывается тесьмой на клею и покрывается лаком. Молотки из текстолита помогают продолжительнее древесных и эргономичны в работе. Резиновые молотки из литой резины либо с резиновыми вставками употребляются для выглаживания и выколотки важных подробностей, и они не оставляют никаких следов от удара.
Молотки со вставками из красной меди, алюминия либо свинца помогают для обработки цветных металлов.
К опорным инструментам относятся:
– разные по форме плиты и наковальни, на которых производятся правка листового металла, и эластична под углом (на ребре);
– шпераки (бугаи), имеющие в большинстве случаев два плеча, отличающихся по форме рабочего финиша (плоское, округлое, конусное и т. п.);
– прямые и изогнутые стойки—для удобства обработки сложных по форме изделий;
– амбусы — массивные стойки с выпуклой поверхностью, используемые для проковки и выколотки выпуклых изделий;
– скребки — односторонние, двусторонние, прямые и радиусные — для загибки, подсечки, клепки швов и т. п.
В прошлом количество разнообразных опорных инструментов было кроме этого громадно, как и молотков, и достигало многих десятков. При работе опорный инструмент или зажимается в стуловые тиски, или забивается в тяжелый чурбан.
Не считая этих главных инструментов дифовщики применяют многие слесарные инструменты — напильники, шаберы, плоскогубцы, круглогубцы, гофрилки, ручные ножницы для резки металла и т. п.
Свободной выколоткой возможно обрабатывать самые разные их сплавы и металлы: золото, серебро, медь, латунь, томпак, алюминий, сталь и никелевые сплавы. Но свободная выколотка — медленный и трудоемкий процесс, исходя из этого она применима лишь Для исполнения в металле первых авторских образцов. Но в любых ситуациях, где это быть может, ее направляться заменять более современными и производительными приемами: давкой на станке либо дифовкой по модели, и применять особые механизмы.
Выколотка по моделям. Данный метод на данный момент используется для производства художественных барельефов и круглой (объемной) скульптуры из меди, алюминия и латуни, и нержавеющей стали. Данной техникой возможно создавать большие экстерьерные декоративные произведения, монументальные фигуры Для монументов и интерьерную художественную скульптуру.
Монументы, выполненные дифовкой, существенно экономичнее литых — расход металла меньше, они легче по массе, эргономичны в перевозке; будучи установленными на металлические каркасы, они достаточно пРочны и долговечны.
На рис. 6 представлена голо-ва (подробность монумента «1905 год») выколоченная из бронзового страницы по модели скульптора В. Л. Кербеля.
На данный момент создана разработка, которая складывается из следующих операций.
1. С авторского оригинала, отформованного в гипсе (в натуральную величину), снимается кусковая гипсовая форма.
2. При помощи кусковой формы по частям изготовляются цементные модели головы, торса, рук, ног и т. п.
3. Для очень сильно профилированных подробностей фигуры (лицо, кисти рук и др.) отливаются баббитовые модели.
4. Время от времени для самые ответственных и сложных по рельефу подробностей отливаются дополнительно баббитовые формы (для чего заформовываются в гипсовую кусковую форму, в которую и производится отливка из баббита). Эти баббитовые формы, подобно матрицам, помогают для уточнения рельефа при выколотке.
5. Раскраивается листовой металл для выколотки отдельных подробностей (частей) фигуры. Толщина страницы в зависимости от размера фигуры для меди, алюминия и латуни берется от 1 до 2 мм, для нержавеющей стали 0,5 мм. Расчет площади листовой заготовки производится примерно с учетом посадки и вытяжки.
Измерение выполняют металлической линейкой по огибу модели.
6. Производится предварительный отжиг листовой заготовки для восстановления пластичности с последующим отбеливанием, сушкой и промывкой. Он используется для меди, стали и латуни, в случае если материал не хватает пластичен (нагартован). Алюминий предварительного отжига не требует.
7. Листовая заготовка,, наложенная на баббитовую либо цементную модель, дифуется резиновым молотком. Для обколотки по модели используются кроме этого древесные, текстолитовые и свинцовые молотки. самые углублённые места отрабатываются древесными чеканами.
При сложном рельефе используют разрезы заготовки либо вырезы излишков металла, каковые не удается посадить. После этого эти участки зазариваются и швы проковываются металлическим молотком.
10. После этого выполняется прочеканка заготовки на смоле металлическими чеканами. Для этого заготовка заполняется смолой, складывающейся из битума, формовочной смеси и канифоли (литейной), по окончании застывания смоляной массы прорабатывается соответствующими металлическими чеканами и наносится фактура.
По исполнении чеканки подробность обязана соответствовать авторскому оригиналу.
11. По окончании исполнения всех этих операций производится монтировка фигуры и сборка деталей. Эта операция начинается с припиловки и подгонки краев подробностей между собой. Излишки металла с опаской обрезаются ножницами и опиливаются напильниками. Страницы подгоняют встык и сваривают. По окончании сварки нужно швы шепетильно зачистить. При сварке (от неравномерного нагрева) происходит деформация и коробление заготовки, каковые нужно устранить.
Это осуществляется методом простукивания и выгибания заготовки на особых приспособлениях — амбусах, заменяющих наковальню.
12. Окончательной операцией есть монтировка фигуры на металлический каркас. Для этого предварительно готовят металлической каркас, а на внутренней поверхности фигуры из того же материала, из которого дифовалась фигура, приваривают особые кламеры, к каким и крепят каркас.
Соединение металлического каркаса с кламерами из цветного металла реализовывают через текстолитовые прокладии чтобы не было образования гальванопары.
Рис. 6. Монумент «1905 год» (подробность) соответствующие куски кусковой Скульптор в. л. Кербель гипсовои формы намерено снова