Древняя железка наполняется новым зелёным смыслом
Современная мода сходит с ума по vintage – ветхим вещичкам, каковые случайно не выкинули в ХХ веке, но ставшими актуальными на данный момент. Некое время это было эффектным средством сделать необычной наружность человека. И вот за дело взялись ландшафтные дизайнеры и архитекторы. Но сейчас — дабы сделать диковинной наружность города…
на данный момент одной из самые масштабных достопримечательностей западной части Манхэттена есть непонятное сооружение: через 22 квартала города на высоте около 10 метров тянется эстакада с проложенной по ней ЖД линией. Издали не весьма ясно, что это такое, но вблизи Хай Лайн (The High Line — так сами обитатели именуют эту постройку) создаёт шокирующее чувство: ограждения проржавели, осыпались, а колея поросла кустарником и травой.
Казалось бы, что может сделать муниципалитет с таким чудищем? Само собой разумеется, без промедлений снести, когда это было бы вероятно. Но это выяснилось не так легко.
Но, давайте по порядку.
Строительство Хай Лайн (фото с сайта thehighline.org).
История с Хай Лайн началась ещё 1847 году, в то время, когда было решено выстроить ЖД линию, проходящую через целый западный район Манхэттена. Но когда по путямпоехали первые вагоны, жизнь в городе стала страшной: из-за поездов появлялась сумятица. Все, кто принимал участие в уличном перемещении: люди, лошади, транспорт– имели возможность появляться жертвой несчастного случая.
А на 10-й авеню вследствие этого происходило столько катастроф, что её назвали «улицей смерти».
Всё, что имели возможность сделать муниципальные власти – это распорядиться об необходимом сопровождении поезда группой наездников с знамёнами. Люди их не в серьез именовали «вестсайдскими ковбоями», не смотря на то, что, само собой разумеется, это был мрачноватый юмор.
Вездесущие муниципальные «живописцы» раньше всех заявили собственные права на Хай Лайн (фото с сайта thehighline.org).
Это длилось до 1929 года, в то время, когда по совместному соглашению правительства города, владельцев и штата железной дороги было решено реализовать замысел улучшения запада Манхэттена, что, очевидно, касался и железной дороги. Было решено поднять пути с почвы и совершить их по эстакаде.
И вот в первой половине 30-ых годов XX века линия купила современный вид. В то время это был поразительно амбициозный проект: эстакада длиной в 13 миль проходила над 105 автомобильными перекрёстками! На это было израсходовано $150 миллионов – это сегодняшних $2 миллиарда!
В развилках эстакада так широка, что хочется приспособить её для спортивных мероприятий (фото с сайта thehighline.org).
Хай Лайн начиналась от 35-й улицы и заканчивалась на вокзале Сент Джонс Парк (карту смотрите тут, PDF, 414 кб). Постройка спроектирована так, дабы проходить в кварталов, а не над улицами – чтобы не было вредных механических действий на инфраструктуру метро.
Весьма интересно подметить, что Хай Лайн конкретно соединяла фабрики и склады, разрешая поездам проезжать прямо в строений!
Простор для фантазии огромен – кому-то эта подробность эстакады напомнит о готических соборах, а кому-то об американских фильмах «нуар» 1940-1950 годов. Справа: гротеск по-манхэттенски — железная дорога, идущая из стенки в стенке (фотографии с сайта thehighline.org).
В 1950-х началось бурное развитие автомобилестроения, и простые автомобили взяли на себя главную часть грузоперевозок. К началу 1960-х Хай Лайн стала практически ненужной, и было решено её частично демонтировать; но кроме того в неразрушенной части линия была рабочей лишь на севере города.
Неспешно перемещение по линии уменьшалось, а в 1980-м оно закончилось всецело. Если судить по складывавшимся событиям, Хай Лайну оставалось существовать недолго.
В середине 1980-х показалась несколько предпринимателей, захотевших приобрести почву под эстакадой, а позже – для собственного удобства – развалить ненужную «железяку». Но в «жизни» Хай Лайн внезапно показался местный обитатель Питер Облец (Peter Obletz) – «ЖД» энтузиаст, что оспорил в суде угрозу уничтожения эстакады а также желал вернуть ЖД сообщение по линии. Не обращая внимания на это, в 1991-м дорогу однако опять «сократили», уничтожив её южную часть в течении четырёх кварталов.
Кто бы имел возможность представить себе, что место пропитанного мазутом ЖД полотна займёт такая вот идиллия? (иллюстрация с сайта thehighline.org).
Затем внимание к Хай Лайн, от длины которой осталось всего полторы мили, на пара лет остыло. Но ещё не кончился век – и в 1999-м двое друзей-активистов — ДжошуаДэвид (Joshua David) и Роберт Хэммонд (Robert Hammond) основали некоммерческое общество в защиту Манхэттенской железной дороги, которое так и назвали – «Приятели Хай Лайн». (Friends of the High Line).
Скоро эти товарищи за компанию с публичной организацией Design Trust for Public Space затеяли огромное множество судебных дел из-за Хай Лайн, из которых с гордостью вышли победителями.
Так запущенная дорога выглядит на данный момент (фотографии с сайта thehighline.org).
После этого в 2002-м они смело с далека брошюру (файл PDF; 5,35 Мб) с подробным замыслом восстановления этого непонятного архитектурно-инженерного монумента.
Очередной ход в 2003 году продемонстрировал всю серьёзность намерений «Друзей Хай Лайн»: они устроили интернациональный конкурс идей дизайна Хай Лайн и взяли целую гору вариантов от 720 участников из 36 государств! Было из чего выбрать – железную дорогу предлагали сделать чем угодно – от ветроэлектростанции до экстремального велотрека.
Эстакада навевает мысли о покинутой много лет назад промзоне (фотографии с сайта thehighline.org).
Но и на этом «Приятели» не остановились: отбор проектов продолжился в 2004-м. И лишь в 2005-м совсем было решено остановиться на проекте, созданном видным «трио» архитекторов: Элизабет Дилер (Elizabeth Diller), Рикардо Скофидио (Ricardo Scofidio) и Чарльзом Ренфро (Charles Renfro) — Diller Scofidio + Renfro — и ландшафтным бюро Field Operations.
Конечный вариант предлагает многофункциональный дизайн эстакады, что будет совмещать в себе всё то, чего не достаточно обитателю мегаполиса: парки, клумбы, простирающиеся на многие много метров, плавательные бассейны, проспекты, спортивные комплексы.
Ещё пара эскизов будущего парка (иллюстрации с сайта thehighline.org).
Наверх будут вести прекрасные лифты. А вблизи одного из участков эстакады самыми именитыми архитектурными компаниями будут выстроены новые строения. Причём расстояние от эстакады до строений увеличат, дабы добавить парку света и расширить его визуальный отрыв от города.
Фактически, отрыв данный особенно остро обязан ощущаться изнутри, при посещении парка, чтобы у людей создавалась отключения и атмосфера отдыха от суеты мегаполиса.
Необыкновенный окажется парк: ширина от 10 до 20 метров, а протяженность – практически 2,5 километра (иллюстрация с сайта archrecord.construction.com).
Официально новый проект начал реализовываться в апреле, и все будущие виды Хай Лайн поражают собственной комфортностью и лёгкостью, не смотря на то, что и существуют лишь в компьютерных моделях.
А вот окажутся ли они такими же привлекательными в конечном итоге – продемонстрирует 2008 год, в то время, когда откроются первые секции данной до тех пор пока что таинственной для многих постройки.
Выделим, что главные элементы конструкции останутся без трансформации и будут напоминать визитёрам о собственной давешней и непростой истории. Таковой архитектурный vintage получается.