Финансовый мониторинг
Словосочетание «денежный мониторинг» стало неотъемлемым элементом экономической лексики, в особенности сейчас. Это обусловлено, с одной стороны, большим повышением коммерческо-финансовых организаций, с другой, наметилось очевидное желание национальных структур иметь чёткое представление об экономической деятельности частных (и не только) учреждений у нас. Как раз эту задачу и призваны решить меры по ужесточению денежного мониторинга.
Само понятие «мониторинг» свидетельствует процесс обработки информации и систематического сбора о параметрах и составных частях того либо иного процесса, направленный вынесение оценки, принятия планов решения и выработки действия по этому процессу. Выражаясь несложным русским языком, мониторинг это отслеживание всей нужной информацим о том либо другом ходе либо объекте.
Со своей стороны, денежный мониторинг это необычный контроль, который связан с проведением разных денежных операций. Кроме этого в понятие денежного мониторинга включают и деятельность организаций, осуществляющих операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, по обнаружению действий, подлежащих обязательному контролю либо связанных с легализацией доходов, взятых преступным методом, и других противозаконных денежных действий.
Очень серьёзное значение денежный мониторинг сейчас взял в качестве одного из главных инструментов рабочий и конкурентной разведки, другими словами действий, осуществляемых одними бизнес-структурами для получения информации о деятельности вторых структур, талантливых принести пользу. В первую очередь это актуально для тех сфер, в которых успех зависит от своевременного получения информации об неспециализированном состоянии рынка, о надёжности партнёров и действиях конкурентов.
Самым несложным применением денежного мониторинга в этих целях есть способ аналгии: посредством сравнения информации о нескольких подобных по собственной структуре организациях возможно вывести средние значения таких показателей, как размеры оборотных средств, доходов либо степени рентабельности бизнеса. Вторым распространённым способом есть расчёт по косвенным показателям: скажем, посредством анализа дистрибьюторской сети соперника и соответствующих разведывательных действий в отношении вторых фирм-соперников, появляется возможность объективной оценки экономическую мощи разглядываемой компании.
Второй разновидностью денежного мониторинга есть мониторинг со стороны страны. Тут мотив второй: распознать и привлечь к ответственности недобросовестных участников экономической судьбе, каких, как нетрудно додуматься, предостаточно. Для этого нужно наладить совокупность национального мониторинга во всех денежных сферах страны.
Как раз для этого и рекомендован закон№ 115-ФЗ, дополнения и поправки в который вносятся фактически ежегодно. В этом законодательном акте неизменно в сторону ужесточения изменяются процесс документооборота, подготовка внутренних нормативных документов, управлений компетентности и рамки служб по безопасности, вводится переквалификация и обучение новых с аттестацией ветхих сотрудников в части знания денежного мониторинга, изменяются и добавляются новые функции сотрудников и т.д. Всего же к субъектам денежного мониторинга (другими словами к организациям, подверженным национальному контролю за денежной деятельностью) относятся:
- кредитные организации;
- лизинговые компании;
- страховые организации;
- организации федеральной почтовой связи;
- опытные участники рынка ценных бумаг;
- организации-посредники в операциях и сделках с недвижимостью;
- управляющие компании инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов;
- ломбарды, и организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных драгоценных камней и металлов, драгоценностей из них и лома аналогичных изделий;
- организации игорного бизнеса, а также тотализаторы и букмекерские конторы;
- организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банковской деятельности и банках.
Все эти организации отвечают запроведение и подготовку процесса денежного мониторинга. Соответственно, обязательному контролю подлежат следующие денежные операции (в соответствии с информационному письму Минфина Российской Федерации от 31 марта 2009 года):
- операции с финансовыми средствами либо иным имуществом на сумму, равную либо превышающую 600 тысяч рублей;
- сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную либо превышающую 3 миллиона рублей;
- операции с финансовыми средствами либо иным имуществом , если хотя бы одной из сторон есть организация либо физическое лицо, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности.
Кроме указанных операций нужно обязательно предоставлять в национальные органы сведения о денежных операциях, осуществляемых в целях легализации доходов, взятых преступным путём.
Александр Бабицкий