Гигантские круги умирают и возрождаются вновь

Кое-какие уверены в том, что круги на полях – привет от инопланетного разума. Загадочные, огромные и геометрически выверенные, они вносят смуту в души впечатлительных землян. Но один американец решил не давать инопланетянам предлога для гордыни и продемонстрировал, что мы можем и больше, и лучше, и прекраснее.

Пускай знают, какая у нас прогрессивная цивилизация!

В действительности «земляное» направление в мастерстве – ленд-арт (land art) – зародилось в Штатах ещё в конце 1960-х. Группе живописцев стало тесно в галерейном цементном пространстве, и они применяли бескрайние просторы и естественную красоту природных пейзажей.

Это был не просто музей под открытым небом: объектом творческих упрочнений стал сам ландшафт. На нём из природных же компонентов – камней, ветвей, песка и большое количество чего ещё – строили масштабные, но вместе с тем эфемерные композиции. Завтрашний ливень либо прилив имели возможность в буквальном смысле стереть работу с лица почвы.

Гигантские круги умирают и возрождаются вновь

Самым, пожалуй, известным представителем ленд-арта есть Роберт Смитсон (Robert Smithson), а его самая знаменитой и знаковой для этого направления в мастерстве работой — «Винтовая плотина» (Spiral Jetty). Сооружение является спиральюдиаметром около 460 метров, насыпанную из земли и камней, скреплённых водорослями (фото с сайта wikipedia.org).

Второй обстоятельством происхождения ленд-арта явилась, по словам пионеров жанра, коммерциализация музейного мастерства и вместе с тем его, как им казалось, деградация – как раз в то время на роль властителя дум выдвинулся Энди Уорхол с его потребительской, пластиковой эстетикой.

Припасть к корням, к природе казалось в какой-то степени антагонистичным усиливающемусякульту потребления. Всё это совпало по времени с культурной революцией (в её формальном понимании) – Вудсток, война во Вьетнаме, дети-цветы, ну и всё такое.

В 1960-х и 1970-х ленд-арт показался в пику коммерциализации мастерства, а живописцы этого течения применяли «бесплатные» материалы. В двадцать первом веке песок кое-где всё ещё бесплатен, но песчаные инсталляции в полной мере органично рекламируют дорогие машины (фото с сайта landrover.com).

Общество потребления выяснилось, понятное дело, посильнее мятежников, многие из которых на данный момент сами являются респектабельными буржуа, а кое-какие кроме того собственными яхтами обзавелись.

Но новое время диктует новые вызовы, и на смену протестным земляным работам пришли не столь идейные, но весьма красивые.

Как, к примеру, у Джима Деневана (Jim Denevan).

Утомившимся в каменных джунглях одиноким сердцам не требуется кричать о природе – их лишь позови… Но предусмотрительный господин Деневан начал с того, что уж точно и безотказно уменьшает путь к этим самым сердцам – с вкусной и здоровой пищи.

Джим отрицает пропаганду органических продуктов, но готовить по рецептам из его сравнительно не так давно вышедшей книги A Farm to Table Cookbook не так-то легко. New York Times уверен в том, что без похода в магазин Mr. Organics не обойтись.

Бюджет должен быть соответствующий. Но так как возможно и на ферму махнуть, иначе! Кстати, фотография, где он весело держит ящик с корнеплодами, — с обложки упомянутой книги.

А справа вы имеете возможность заметить примеры недеревенских пикников повара-живописца (фото с сайтов nytimes.com, outstandinginthefield.com).

В конце 1990-х он был поваром в Милане, но, накопив кое-какую сумму, решил сильно поменять собственную жизнь: приобрел за $7000 ветхий автобус 1953 года выпуска, назвал его «Известным» (Outstanding) и начал колесить по Америке, собирая всех желающих на пикники.

Но не простые пикники, а самые настоящие представления: люди собираются на мелких фермах и ранчо, чтобы «соединиться с почвой».

Всё мероприятие, по словам автора, было задумано, дабы муниципальные жители снова почувствовали буколическую красоту мелких ферм, гастрономическую свежесть натуральных продуктов. А ещё дабы сохранить американский дух и пощупать (и попытаться на вкус) собственные корни.

Огромное соляное озеро (в центре). На нём — самый большой в мире песчаный рисунок.

Его диаметр — около 5 километров, а для того чтобы закончить работу, живописцу было нужно пройти около 160 километров (фото с сайта darkroastedblend.com).

Джиму, но, мало не по себе от для того чтобы пафоса, и он подчёркивает, что в конечном счете всего лишь собирает людей в том месте, где им возможно прекрасно. Но на его «деревенских обедах» готовят отнюдь не красивые пейзанки, а шеф-повара из актуальных нью-йоркских либо чикагских ресторанов.

В любом случае, в один прекрасный день обеды и гости стали наводить на американца лёгкую тоску. Как раз что лёгкую – это вам не отечественная русская хандра. По его собственному признанию, он забрал грабли, лопату и отправился на берег (по всей видимости, по окончании банкета, что на одной из фотографий вверху).

По окончании «работы» его команда и Джим на верном «Известном» объезжают композицию, дабы проверить, не нарушены ли где целые линии узора (фото с сайта darkroastedblend.com, Jim Denevan).

Он бесцельно возил сельхозинвентарём по песчаной отмели на протяжении отлива и внезапно начал замечать, что у него получается что-то занимательное. Новый опыт скоро перевоплотил повара в живописца. Бывают и не такие видоизменения.

Джим собрал новую команду и отправился по стране уже с новой целью – изобразить что-нибудь монументальное. Благо собирать около себя людей, передавать их какой-то идеей американцу вправду удаётся: загородные трапезы проекта Outstanding in the Field прошли уже в десятках городов по всей территории США.

Не обращая внимания на всю эстетичность, громадный артефакт на теле Почвы не так долго осталось ждать провалится сквозь землю в никуда – как прекрасное облако либо волна в океане. «Род уходит, и род приходит, а Почва остаётся навек. Восходит солнце, и заходит солнце, и на место собственное поспешает, дабы в том месте снова взойти;» (Еккл 1:4-5).

Мысль похожая, в общем (фото Jim Denevan).

Создано одним человеком. Растворится в небытие за пара дней.

«Моя прошлая работа была полностью уничтожена дождём, не продержавшись и семь дней, но я не особенно расстраиваюсь по этому поводу, — господин Деневан относится к недолговечности собственных произведений философски. – В итоге, мало кому понравилось, если бы эти фигуры остались окончательно».

Живописец творит, не прибегая к помощи каких бы то ни было инструментов либо приспособлений, а также не имея начального наброска. Всё – у него в голове. Как говорят американцы, «легко пришло – легко ушло».

Кроме того что Джим Деневан был поваром в Италии, во времена бурной юности он в том месте же подрабатывал моделью. С того времени выбор успешного ракурса для него очень просто (фото Jim Denevan).

Согласно точки зрения автора, его работа есть аллюзией на старый «космодром» в равнине Наска. По крайней мере, технологических достижений, не известных старой индейской цивилизации, он не применяет. Не считая, разве что, автобуса.

Но это не в счёт.

«Может, когда-нибудь одна из моих композиций в действительности привлечёт внимание инопланетян», — смеётся Джим.

Случайное видео


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: