Свалка отходов космической эры выращивает частные ракеты

Джонатан Гофф (Jonathan Goff) и Дэвид Мастен (David Masten) заинтересованно бредут через горы ветхого «железа». Ситуация обычна для американской свалки ветхих авто, где кто угодно за двадцатку может открутить какой-нибудь коллектор для собственного Шевроле 1968 года. Вот лишь тут нет ни единой автомобильной запчасти.

Вместо них — двигатели от космических ракет-кораблей и различных носителей.

Магазин старьёвщика космической эры именуется Norton Sales, а находится в Северном Голливуде. Целые ракетные движки и отдельные ракетные узлы, электрика и гидравлика, соленоиды и насосы, титановые сферы и жаростойкие сопла, блоки и обтекатели управления…

Данный необычный хлам складирован под крышей и на открытом воздухе, образуя аллеи и участки имени той либо другой космической компании либо проекта. Перед нами как будто бы вся история космонавтики США, лишь это вовсе не музей.

Любую железку тут вам дадут по сходной цене. Двигатель командного модуля Apollo снабжён ценником на $1,5 миллиона. За двигатель J-2 от ракеты Saturn V просят $500 тысяч, а движок от ракеты Thor обойдётся всего в $75 тысяч. Но большая часть клиентов интересуется куда более небольшими и недорогими подробностями, которых тут масса.

Иные, и в самом деле, легко свалены в громадные кучи.

Свалка отходов космической эры выращивает частные ракеты

Это близнец тех двигателей, что несли космонавтов к Луне. Прицениваются Джонатан Гофф (на заднем замысле) и Дэйв Мастен (фото Stephen Osman/Los Angeles Times).

Компания Norton Sales была основана ресторатором Нортоном Холстромом (Norton J. Holstrom) в начале 1960-х. Сейчас в Соединенных Штатах началась настоящая космическая лихорадка. Бюджет NASA составлял тогда приблизительно 7% от бюджета страны, тогда как на данный момент — 0,7%.

Джон Джонсон младший (John Johnson Jr.), журналист Los Angeles Times, поведавший прекрасную историю Norton Sales, иронизирует: «Многие из самых больших космических и оборонных компаний трудились в Лос-Анджелесе и около него. И они выдавали ракетные движки с таковой скоростью, с какой конгресс лишь имел возможность подписывать чеки».

А потому, что производилось всё это добро в избытке, и далеко не всё запускалось в космос (что-то готовили для опробований, что-то — как резервные запчасти), предприимчивый Холстром начал скупать у компаний и правительства ракетные отходы, предвидя, что позднее энтузиасты-самодельщики, либо экстравагантные коллекционеры, данный высокотехнологичный хлам с руками оторвут.

Как видим, у космического старьёвщика Ватто (Watto), персонажа первого эпизода «Звёздных войн» — «Призрачной угрозы» (Star Wars. The Phantom Menace) — был настоящий прототип.

— А нет у вас, случайно, гиперпривода? — Все разобрали, но могу предложить двигатели от «Сатурна-5». Джедаям скидка! (кадр с сайта technovelgy.com).

на данный момент магазином обладает Карлос Газман (Carlos Guzman), 40-летний гватемальский иммигрант, что когда-то поступил в Norton Sales как рабочий.

Пара лет назад, в то время, когда он принял компанию, дела её шли ни шатко, ни валко. Действительно, ко мне систематично наведывались (и наведываются) автомеханики-кастомайзеры, фанаты лоурайдинга: «космические» гидравлические клапаны замечательно подходят для изготовления очень своеобразных подвесок авто, разрешающих автомобилям скакать как лошади. А ещё голливудские режиссёры сняли в аренду кое-какие из самых таинственных агрегатов коллекции Norton Sales в качестве декораций для фантастических фильмов.

Всё поменяла космическая инициатива президента Буша. Она позвала в стране новый подъём интереса к космосу. А до тех пор пока NASA примеривается, где бы на Луне поставить базу, маленькие частные космические компании ринулись осваивать низкие орбиты и суборбитальные прыжки. Удачи новоявленных рокетменов самые различные. О ком-то уже услышал всю землю, кто-то всё ещё сооружает на задворках собственного дома ракету грезы.

Но, так или иначе, Газман реализовывает космических запчастей на $700 тысяч в год.

В Norton Sales подыскивали кое-какие железяки кроме того такие узнаваемые космические предприниматели, как инженер Бёрт Рутан (Burt Rutan), глава и владелец компании Scaled Composites, запустившей по суборбитальной траектории первый в мире личный пилотируемый космический корабль SpaceShipOne (он слетал трижды — раз, два и три). А ещё — миллионер Элон Маск (Elon Musk), чья компания SpaceX практически пару дней назад послала на околоземную орбиту первую в мире личную ракету-носитель. Действительно, полёт тот был не совсем успешным.

Но однако его кроме этого возможно назвать историческим.

Тим Пикенс (Tim Pickens), президент американской компании Orion Propulsion, одной из многих мелких частных компаний, ринувшихся на ниву космической отрасли, побывал в Norton Sales раз десять. И израсходовал на приобретения тысяч сто. В частности, он приобрел рулевые ракетные двигатели от ракеты Atlas.

Тим говорит, что постройка таких же движков с нуля настойчиво попросила бы на порядок больше средств. Кстати, Пикенс известен постоянным читателям «Мембраны» по его экзотическому ракетному велосипеду.

Гофф выбирает высокопрочный баллон, как будто бы арбуз на рынке. Справа — одно из сокровищ Norton Sales.

У производителя возможно заказать совершенно верно такое же сопло с камерой сгорания, но несравненно дороже (фото Stephen Osman/Los Angeles Times и Norton Sales).

Сейчас необходимые им сокровища выкапывают в штабелях металлических и титановых штуковин Гофф и Мастен.

Само собой разумеется, чуть ли кто-то всерьёз считает, что только из запасов старьёвщика возможно собрать готовую космическую ракету, талантливую выйти в космос. Но много клапанов, кабелей, баллонов подобных узлов и высокого давления в полной мере возможно, по окончании соответствующей проверки, вписать в конструкцию собственного космического аппарата. Действительно, прежде, чем отыщешь что-то необходимое и стоящее – истопчешь все ботинки.

Огромные веса местных сокровищ смогут не отыскать собственных клиентов ни при каких обстоятельствах.

В это же время Гофф и Мастен ищут подробности для собственного собственного суборбитального беспилотного аппарата. Его проектирует и сооружает калифорнийская компания Masten Space Systems, основанная, как вы осознаёте, Дэвидом.

39-летний Мастен, получивший миллионы в компьютерной индустрии, считает, что найдётся много людей, каковые захотят оплатить полёт маленькой личной вещицы в космос. Заявленный «порог входа» – всего $99, за каковые Мастен обязуется доставить за официальную границу воздуха 350 граммов чего-нибудь.

Мастен сделал вывод, что сможет выстроить суборбитальный аппарат, талантливый доставить кучу вещей на высоту более чем 100 километров с небольшими эксплуатационными затратами. А в будущем сам Дэйв собирается стать космонавтом. Но до полноценного космического корабля его проекту до тех пор пока на большом растоянии.

Магазинчик Ватто и магазин Газмана — имеется сходство? (кадр с сайта starwars.com и фотографии Norton Sales).

XA 1.0 (от eXtreme Altitude) – это, практически, одноступенчатая ракета. Она должна быть готова в начале 2008-го. По схеме напоминает уже летавший прототип пилотируемого корабля New Shepard компании Blue Origin.

Напомним, на вид это попросту пепелац, но несравненно больше известного корабля из «Кин-Дза-Дза». Взлетает он вертикально и кроме этого вертикально садится, без парашюта, балансируя только на реактивных струях.

У XA 1.0 в начале возвращения с верхней точки траектории должны раскрываться тормозные щитки, стабилизирующие и замедляющие аппарат. Но посадку он будет делать на включённых движках.

До тех пор пока, но, возможно заметить только компьютерный ролик на YouTube, демонстрирующий все этапы полёта аппарата Мастена, да ещё ролик, показывающий наземный тест одного из ракетных двигателей XA 1.0.

Этапы полёта XA 1.0 и тест его двигателя (кадры Masten Space Systems).

Компания рассчитывает, что её аппарат сможет взлетать в космос пара раз за сутки. И, значит, обеспечить ближним космосом всех желающих. Причём вещи клиентов должны летать на 100-километровую высоту только в начале славного пути компании.

Позднее эксперты Masten Space Systems собираются добраться и до пилотируемых полётов, пускай также по суборбитальной траектории, но на высоты до 500 километров.

А ещё позднее Мастен грезит запускать людей и на орбиту. Но это будет совсем вторая история. И в реализации данной грезы чуть ли возможно будет рассчитывать на свалку Norton Sales. Пока же Дэйв ходит на протяжении последовательностей ракетных железяк, как охотник на протяжении края болота.

Больше для того чтобы изобилия он не заметит нигде.

Хозяин Norton Sales гордится тем, что его свалка – уникальная. Не смотря на то, что и относится к её содержимому с иронией. Надпись на магазине Газмана гласит: «Барахло космической эры и современные предметы коллекционирования».

Барахло, как вы осознаёте, далеко не ненужное.

Весьма интересно, окажутся ли тут когда-нибудь «отходы» от новой волны космических проектов, развиваемых на данный момент компаниями-небольшими частными и гигантами компаниями? Возможно, через пять десятилетий по этим складам будут бродить школьники, подыскивая детали и узлы для собственного домашнего задания?

Свалки в Российской Федерации провалятся сквозь землю: куда денутся отходы


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: