Гигантский андроид на площади делит один голос на всех
Кроме того в громадной толпе для того чтобы красавца попытайся не услышать и не подметить: угловатая фигура восьми метров высотой, стоящая среди муниципальный площади и владеющая к тому же «металлическими голосовыми связками». Питать зависть к, но, свойствам огроменного робота не требуется: он фактически беззащитен, а собственный трубный глас отдаёт напрокат, причём безвозмездно. Работа у него такая.
Интерактивная инсталляция RoboVox — детище дизайнера Мартина и словенского художника Брицеля (Martin Bricelj).
Громадный человекоподобный робот оказывает помощь людям быть услышанными. Как? Весьма легко.
RoboVox «поднимается» среди какой-аккумуляторная площади и ожидает SMS. Кто угодно может послать сообщение на особый номер, и робот тут же зачитает его вслух, да так, что будет слышно на десятки метров около.
RoboVox в словенском Мариборе (Maribor). «Около» робота были организованы «посиделки» с поеданием вкусностей и распитием «согревающих составов». На фото под заголовком, кстати, – тот же самый город (фотографии с сайта robovox.co.uk).
Какие конкретно сообщения ему приходится воспроизводить своим обычным «голосом робота» – зависит от фантазии прохожих. Это и политические лозунги, и рекламные объявления, и признания в любви. Тут, кстати, многих завлекает возможность сохранения анонимности.
Само собой разумеется, при помощи этого чудища возможно потерявшегося человека («Маша, встречай меня у фонтана!»), но это будет через чур приземлённо. Создатель прочит RoboVox более возвышенную миссию: сделать так, дабы мысли и мнения различных людей не пропали втуне.
Сообщите: имеется же Интернет, с его блогами и форумами. Но, согласитесь, глас с неба – куда более экзотичен.
Монтаж RoboVox происходит вручную. Практически, это скульптура с электрической начинкой.
Главные фермы, проходящие в ног и туловища, являются строительными лесами. Справа: Мартин Брицель (фотографии с сайта robovox.co.uk).
История этого робота началась в 2006 году, а в то время, когда она закончится – никто сообщить неимеетвозможности: именно на данный момент RoboVox совершает мировое турне. Весьма неторопливо, нужно сообщить. Ещё бы, дойти до аэропорта и сесть в самолёт данный андроид неимеетвозможности, так что его хозяевам приходиться разбирать свою машину по кусочкам и заново монтировать на новом месте.
Примечательно, что «папа» RoboVox Мартин Брицель никакого отношения к робототехнике не имеет. Но он есть служителем храма современного мастерства. На его счету организация бессчётных фестивалей электронной выставок и музыки аудиовизуальных работ (и собственных и сотрудников) не только в Европе, но и в других частях света — от Америки до Австралии.
Рецепт запишите: в начинку робота входят GSM-приёмник, усилитель и синтезатор голоса с динамиками. Иллюминация – по вкусу (фотографии с сайта robovox.co.uk).
Мысль «металлического гласа народа» посетила Брицеля, в то время, когда тот посещал Стокгольм. Как поясняет живописец — «столицу плюрализма, свободы и равенства слова».
В том месте Мартин стал свидетелем трёх акций протеста, каковые произвели на Брицеля «очень сильное действие». Это были манифестации палестинцев, иранцев и израильтян.
Но живописец увидел, что по окончании часов выкрикивания лозунгов силы манифестантов изрядно иссякли, а основное – ослаб и интерес прохожих.
Мы неоднократно видели огромных роботов, созданных не инженерами, а живописцами. Отыщем в памяти хотя бы творение японского кузнеца.
Лишь основная изюминка RoboVox содержится вовсе не во наружности (фото с сайта robovox.co.uk).
Мартин поразмыслил, что для пользы народовластия было бы нужным подключить и окружающих к сему действу.
Но раздать всем людям на площади по мегафону было невозможно, тогда-то Брицель и придумал трюк с мобильным телефоном, приобретающим SMS и динамиком, «зачитывающим» сообщения.
Только что вышедшая книга «RoboVox – Your Voice» придала проекту социокультурный а также мало научный оттенок. В ней пара авторов разглядели историю роботов в жизни, литературе и искусстве, трансформации представлений о роботах, сотрудничество людей и роботов, развитие СМИ и влияние на них «толпы», и – появление виртуальных сообществ (фото с сайта robovox.co.uk).
А потому, что эта техника должна была заменить нас в «очень людской» деле, надлежало облечь идею в гуманоидную оболочку.
Выстроили RoboVox дизайнеры из художественной организации Code.Ep (одним из основателей которой есть Мартин) и Музея временного мастерства (Museum of Transitory Art). Оба этих творческих объединения находятся в Любляне.
(Любопытно, что ранее данный город подарил миру не меньше примечательно изобретение — робота-бедного.)
Для воплощения плана Брицелю было нужно привлечь такжехудожников, программистов, инженеров из иных «контор», не только из Словении, но и из Британии.
Создатели RoboVox именуют его первым в мире публичным монументом, перемещающимся из страны в страну, противопоставляя простым монументам (фотографии с сайта robovox.co.uk).
RoboVox уже посетил пара городов. Так, прошедшей в осеннюю пору он побывал в Мариборе. А летом 2008 года огромный робот устроил радости в собственной родной Любляне.
RoboVox пришёл ко мне, как нетрудно додуматься, не в впервые. Фактически, он тут и появился. Но лишь в 2006-м данный робот был ещё совсем мелким — чуть выше первоклашки.
С того времени он заметно подрос, обзавёлся сияющими ртом и глазами.
RoboVox в Любляне, 2008 год. Внизу: команда RoboVox в датском Аальборге (Aalborg), 2007-й (фотографии с сайта robovox.co.uk).
В течение десяти июньских дней робот не только делал собственные прямые обязанности (озвучивал текстовые сообщения), вместе с тем послужил украшением для нескольких культурных мероприятий, проводимых тут же. В частности, для фестиваля Pecha Kucha Night, что с 2003 года уже успел побывать в 142 городах мира.
«Печа куча» (Pecha Kucha), быть может, и звучит весьма по-словенски, но происходит это наименование от японского обозначения звука беседы, болтовни («чит-чат»), а придумали презентации работ и этот формат встречи молодых артистов и художников британец Марк Дайтэм (Mark Dytham) и немка Астрид Кляйн (Astrid Klein), живущие в Японии.
RoboVox, «поднимающий» вопросы социального сотрудничества людей, в компании живописцев, артистов, музыкантов смотрелся легко своим юношей.
«Печа куча» в Любляне. Среди другого на «слёте» раздался доклад о роботах в литературе и кино как историческом контексте появления RoboVox (фотографии с сайта robovox.co.uk).
Итак, установлено Брицелем, в случае если вам необходимо привлечь интерес к собственной демаршы либо поведать миру о собственной любви – безотлагательно стройте восьмиметрового робота. Эффект будет, пожалуй, не хуже, чем от несогласных крыс и уж куда посильнее, чем от манекеноподобного робота-демонстранта.
Следующая остановка в турне RoboVox — Лондон. А в замыслах живописцев — Хельсинки, Барселона, Париж, Нью-Йорк, Роттердам, Берлин и пара вторых городов. В один момент с роботом на площади должны выступать музыканты из различных государств (авторы проекта уже выпустили подборку композиций, сыгранных специально для RoboVox на протяжении прошлых его появлений на публике).
А вот таким RoboVox (он справа) был в юные годы (фото с сайта robovox.co.uk).
По окончании завершения этого путешествия несколько художников и дизайнеров, участвовавших в проекте, собирается выпустить сравнительный анализ сообщений, взятых роботом в различных частях света.
Так чисто художественный, казалось бы, проект перетёк в «занимательную социологию». Не страно – люди желают быть услышанными, а творческих личностей из Любляны тема свободы слова тревожит особенно очень сильно. Не напрасно RoboVox взял подзаголовок «Ваш голос».