Гиганты letourneau: 174-метровый автопоезд состоял из 11 прицепов

Отцу-основателю американской компании LeTourneau, врачу Ричарду Летурно (Richard H. LeTourneau), приписывают изобретение бульдозера. А его воистину огромная техника — тракторы, скреперы, другие машины и тягачи-монстры — навевает мысли о гигантомании. Не смотря на то, что титаны создавались в 1940-е, воображение они способны поразить до сих пор.

Компания R. G. LeTourneau (сейчас LeTourneau Inc.) была создана человеком, что вошёл в историю Соединенных Штатов, как гениальный инженер-новатор, прошедший путь от рядового механика до обладателя компании, и как основатель университета и великий филантроп собственного имени. Будучи глубоко набожным человеком, Летурно жертвовал на различные цели до 90% прибыли со собственных акций.

А началось всё с того, что в 1909 году юный Летурно начал строить скреперы полностью сварной конструкции. Тогда-то он, по некоторым сведениям, и изобрёл бульдозер — землеройный отвал, установленный впереди гусеничного трактора.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Летурно в первый раз оснастил собственные скреперы пневматическими шинами, а в 1935-м завод LeTourneau переехал из Калифорнии вштат Иллинойс, поближе к тракторной компании Caterpillar. Трактора этой компании помогали главной «тягловой силой» для скреперов LeTourneau.

Тягач LeTourneau Super C Tournapull со скрепером LP по поводу.

Наконец, во второй половине 30-ых годов XX века показалась революционная новинка — одноосный строительный тягач Tournapull, что имел возможность трудиться со скрепером, землевозным прицепом и катком. С этого момента начинается эра расцвета компании.

В первые дни Второй мировой LeTourneau превратилась в наибольшего поставщика дорожно-строительных автомобилей для армий союзников. Всего было поставлено 8 тысяч самоходных и прицепных тысяч и 14 скреперов бульдозерных отвалов, что составляло 70% от общего выпуска аналогичной техники.

Одной из увлекательнейших изюминок «монстров» было то, что все они, начиная с 1950 года, имели электромеханическую трансмиссию с электромоторами, смонтированными в каждом колесе. До этого автомобили имели механическую трансмиссию.

Пара моделей тягачей Tournapull объединялись в две серии. Самыми громадными были автомобили серии «А». Они оснащались одним либо двумя (как модель А5 1943 года) дизельными двигателями Дженерал моторс 6-110 мощностью 275 лошадиных сил.

Модели серии Super C были мельче.

Гиганты letourneau: 174-метровый автопоезд состоял из 11 прицепов

LeTourneau A Tourncrane — кран для подъёма самолётов.

Прицепные и полуприцепные скреперы имели неспециализированное наименование Carryall. Самый распространены были прицепная модель LS и полуприцепная LP. Бульдозерные отвалы монтировались на гусеничные тракторы компаний Allis-Chalmers, International Harvester и Caterpillar.

На протяжении войны показалась необходимость и в создании подъёмных кранов, каковые имели возможность бы поднять целый самолёт при ликвидации последствий авиакатастроф, в то время, когда необходимо скоро очистить посадочную полосу для приёма вторых самолётов.

В первой половине 40-ых годов XX века таковой кран был создан в виде полуприцепа для одноосного тягача серии «А». Машина стала называться LeTourneau A Tourncrane. Кран имел грузоподъёмность 25 американских тысячь киллограм. Двигатель — дизель Дженерал моторс 6-110 мощностью 275 «лошадей».

Выстроен был лишь один экземпляр.

155-мм самоходная артиллерийская установка ни разу не стреляла, поскольку вместо пушки у неё был макет.

Серийно выпускались краны подобной конструкции, но меньшей грузоподъёмности. В 1944-м они много использовались для разгрузки судов на протяжении высадки союзников в Нормандии.

T4 Tank Transporter имел возможность ехать в любом направлении без поворотов.

Кроме разработки техники инженерного назначения, была предпринята попытка создать и военную машину. В первой половине 40-ых годов XX века на заводе компании в Toccoa, штат Джорджия, была выстроена умелая 155-мм колёсная самоходная пушка (по другим сведеньям — гаубица). В январе 1943 года её вывели на опробования…

Какого-либо военного обозначения ей не присваивалось. Машина имела сочленённую конструкцию и складывалась из двух одноосных тягачей LeTourneau серии Super A Tournapull, соединённых между собой платформой для установки орудия. Вместо пушки был смонтирован её макет.

Большая скорость — 55 миль в час (88 км/час). Принимая к сведенью чрезмерные габариты и сложность конструкции автомобили, достаточно тяжело осознать, в чём заключалась целесообразность её создания.

1958 год. Головная секция автопоезда LeTourneau LCC X1 на авиабазе в Гренландии (фото tournanet.com).

Ещё одной необыкновенной по конструкции машиной был транспортировщик танков Т4. Он был создан к весне 1944 года и предназначался для эвакуации и перевозки танков, среди них и конкретно на поле боя.

Машина складывалась из двух головных частей, в каждой из которых пребывали моторно-бронированные кабины и трансмиссионное отделение экипажа, и — грузовой платформы. Такая компоновка разрешала T4 Tank Transporter двигаться в любом направлении без разворота.

Огромные колёса снабжали хорошую проходимость в условиях Аляски и Гренландии (фото bigfoot4x4.com).

Танк загружался на платформу при помощи лебёдок боком по особым аппарелям. Любая головная часть имела по два карбюраторных двигателя Cadillac. Суммарная мощность всех четырёх двигателей была 440 лошадиных сил.

Грузоподъёмность — 33,7 тонны (что соответствует весу танка М4 Sherman). Полный вес транспортера — 68,1 тонны. Серийно не выпускался.

174-метровый автопоезд LCC-1 «струится» по дороге (фото roadtripamerica.com).

Упоминавшаяся в начале статьи тенденция к гигантомании, которую возможно усмотреть в некоторых автомобилях компании, по окончании войны вылилась в создание ещё громадных строительных и особых автомобилей, и активных автопоездов для перевозок в неосвоенных регионах.

Раздельно направляться отметить автопоезд LCC X1 (Logistical Cargo Carrier) постройки 1957 года, вторую модель которого в LeTourneau создали для армии США в 1962-м.

Overland Train (сухопутный поезд), известный как LCC-1, был длиной 572 фута (174 метра!) и управлялся экипажем из 6 человек.

«Поезд» складывался из 8 грузовых прицепов грузоподъёмностью 15 тысячь киллограм любой, двух моторных прицепов и одного прицепа с горючим. На каждом моторном прицепе размещались по 2 газотурбинных двигателя International Harvester Solar Model T-1000 мощностью по 870 «лошадей».

1959 год. Последний вагон автопоезда LeTourneau (фото tournanet.com).

Эти двигатели питали электрогенераторы, откуда ток поступал в электромоторы, смонтированные в каждого из 54 колёс. Автопоезд поступил на испытательную станцию Армии США в Юма, Аризона и тестировался в пустынной местности.

Май 1998 года. Всё, что к тому времени осталось от необычного автопоезда LCC X1 (фото letu.edu).

В отличие от предшественника, LCC X1, использовавшегося для армейских перевозок в Гренландии, LCC-1 ни в то время, когда не имел использования на практике, но «локомотив» имел на два колеса больше: 6 вместо 4.

«Локомотиву» LCC-1 повезло больше, чем LCC X1 (фото roadtripamerica.com).

Головная секция употреблялась для управления автопоездом и размещения экипажа и имела 6 колёс диаметром 120 дюймов. На ней размещался радиолокатор.

Секция была приспособлена для применения как в пустыне, так и в Арктике.

Согласно данным издания Wheels and Tracks за 1989 год, прицепы к тому времени не сохранились, от LCC-1 осталась лишь «голова» (control car), которая была выставлена на продажу в той же Юме.

За нее просили $175 тысяч. На данный момент машина, окрашенная в красный цвет, помой-му находится в Yuma Proving Ground Heritage Center.

Редакция благодарит за предоставленные материалы Сергея Егорова, создателя военно-автомобильного сайта MILitary TRUCKER. Кое-какую дополнительную данные по автомобилям компании LeTourneau возможно обнаружитьсайте TOURNAnet.com.

15 ГРУЗОВЫХ ПРИЦЕПОВ! РУССКИЙ АВТОПОЕЗД С МОЛОКОМ ПОТЯНУЛ КАМАЗ!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: