Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле

Эту необычную машину придумали отечественные неприятели и рассчитывали с её помощью нас победить. Но, думается, этот гибрид мотоцикла и трактора увлекателен не исходя из этого. По-любому, это одно из самых необычных транспортных средств ХХ века.

Вот и посмотрим, откуда оно взялось и что оно такое.

В Историю германский гусеничный мотоцикл вошёл называющиеся «Кеттенкрад» (Kettenkrad). Разъясняется оно просто: «Ketten» — гусеничный трак, а «Krad» укороченная армейскими форма слова «Kraftrad» — мотоцикл. А официальное его наименование, начальное, и того круче — «Kleines Kettenkraftrad SdKfz 2».

Да, ещё имеется тип — HK-101.

Что же до затейливого кода SdKfz, то им, нужно думать, именно обозначали машины-гибриды – уже на протяжении первой русской зимы фашисты осознали, что на колёсах очень не поездишь: немцы делали наполовину (либо на 2/3) гусеничными грузовики, машины и артиллерийские установки для комсостава.

Их большое количество собрано тут, но отечественная тема всё-таки «Кеттенкрад».

«Кеттенкрад», вид позади. Номерной символ, брызговики, катафоты – и не сообщишь, что это была военная машина (фото kettenkrad.de).

Нужно подчернуть, что и в сети фанатов «танкоцикла» много. Главные сетевые ресурсы, посвящённые «Кеттенкраду» – это, соответственно, сайт немца Андреаса Мельхорна (Andreas Mehlhorn) из Брауншвайга Kettenkrad.de и американский Kettenkrad.com.

У Мельхорна три гусеничных мотоцикла (ездят два), у американцев – девять (все на ходу). Другими словами, и тот, и другие знают, с чем имеют дело. Да, на этих сайтах обладатели не только хвастаются собственными автомобилями, но и ищут редкие запчасти а также реализовывают «Кеттенкрады» тысяч за 45 долларов.

Исходя из этого, дабы воссоздать картину, доверимся этим, ну и кое-каким вторым источникам, наподобие этого, этого и вот этого. Всё воедино, к сожалению, пока толком никто так и не собрал.

В общем, концепцию придумал и запатентовал в июне 1939 года германский изобретатель Хайнрих Эрнст Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp). По его плану, это было транспортное средство, талантливое к перевозке маленьких грузов по распутью.

Kettenkrad: немцы проиграли войну на гусеничном мотоцикле

Фашисты перевозят на «Кеттенкраде» себя и собственные орудия (фото panzer-modell.de).

Предстоящей разработкой, а после этого и производством занялась NSU Werke AG Neckarsulm (NSU), ранее именовавшаяся Neckarsulm и занимавшаяся производством вязальных автомобилей, велосипедов, автомобилей и мотоциклов. Как раз исходя из этого довольно часто «танкоцикл» именуют NSU Kettenkrad, не смотря на то, что машину производила и компания Stower Werke.

Первые 500 штук нулевой серии были произведены уже в июле 1940-го, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель — SdKfz 2.

Забегая вперёд, скажем, что всего моделей было три, другими словами плюс SdKfz 2/1 и SdKfz 2/2. Значительно чаще пишут, что выпуск длился до 1948-го, а всего гусеничных мотоциклов было произведено 8345 штук.

Сейчас на гусеничном танке разъезжают любители военно-исторических маскарадов (фото foothill.net).

По другой информации, с 1940-го по 1945-й было произведено 8411 автомобилей, а с 1945-го по 1949-й ещё 550 для гражданских потребностей. Итого: 8961.

Но продолжим. «Кеттенкрад» изначально разрабатывался для парашютистов-диверсантов, действующих в тылу неприятеля, по большей части в горной местности.

На гусеничном мотоцикле имели возможность спиной к пояснице разместиться два-три человека и тащить за собой нужное лёгкое оружие, наподобие миномётов и маленьких противотанковых орудий (весом до 450 кг).

Но от применения автомобили в данном качестве, не обращая внимания на хорошую проходимость, было нужно отказаться – по окончании больших потери на острове Крит парашютисты превратились в наземные армии – необходимость отпала сама собой.

Редкое в наше время зрелище – 9 «Кеттенкрадов» в один момент. Их собрали американцы.

Все автомобили на ходу (фото kettenkrad.com).

Так, «танкоцикл» был, скорее, не оружием, а транспортным средством для прокладки и буксировки кабеля.

Две последние модели употреблялись в основном связистами, на «мотоцикле» и двухколёсных прицепах (Sd.Anh. 1.1 и Sd.Anh. 1.2 — Sonderanhanger: «особый трейлер») устанавливались громадные катушки кабеля, а также тяжёлого сверхпрочного для распределительных щитов.

Один из источников говорит, что в конце войны горючее для немцев стало на вес золота, исходя из этого самолётам больше не позволялось самим выезжать на взлётную полосу — вытягивать их в том направлении стало работой «Кеттенкрадов». Вероятнее, нескольких в один момент.

Другими словами, стационарного оружия на «Кеттенкраде» не было – он не был машиной смерти. Так что больше подходит определение «мототрактор». Возможно было бы и просто «трактор» – от мотоцикла у него, по солидному счёту, лишь переднее колесо, без которого он теоретически может обойтись.

SdKfz 2 был оснащён 1,5-литровым 4-циллиндровым двигателем Опель Olympia 38 мощностью 36 «лошадей», что разрешало ему двигаться по дороге с большой скоростью 64 км/час, по распутью в несколько раз медленнее. И это при весе в 1200 кг.

Модель, само собой разумеется, но прекрасно видны катушки кабеля (фото quarter-kit.com).

Действительно, характеристики кое-какие источники именуют другие – кто пишет большая скорость 75 км/час, кто 80 км/час, но, как говорится, за что брали, за то и реализовываем. Оправдание, кстати, нужное, поскольку сведений крупицы, а достоверность за давностью лет установить уже нереально.

К примеру, говорят, что по окончании войны некая часть «мототракторов» была завезена в Соединенных Штатах и употреблялась тамошними лесниками, а в Германии одновременно с этим «Кеттенкрады» получили обязанности в сельском хозяйстве.

Пишут, что потом французская компания SIMCA создавала запчасти для Kettenkrad, но не собирала автомобили всецело, а одна французская же компания — Babiolle — предлагала восстановленные «Кеттенкрады».

Так или иначе, промышленность от причудливых автомобилей отказалась: создавать их через чур дорого, брать накладно, да и по большому счету – кому они необходимы. Приблизительно так.

Иначе, совсем совершенно верно как мы знаем, что большое количество «мотоциклов» осело в военно-исторических музеях и у частных коллекционеров. Тот самый Андреас Мельхорн из Брауншвайга, например, преспокойно разъезжает на одном из «Кеттенкрадов», что с виду в хорошем состоянии.

Посредством гусеничного мотоцикла Стивен Спилберг выручал рядового Райана.

На вопрос, а «очень сильно ли шумит это транспортное средство?», Мельхорн отвечает: «Хм, хороший вопрос. Спросите моих соседей! Двигатель „Кеттенкрада“ весьма негромкий, но вы слышите шум гусениц. Он резко отличается от шума вторых автомобилей на дороге.

А по большому счету, возможно заявить, что „Кеттенкрад“ шумит, как средний грузовик».

Напоследок необходимо подчеркнуть, что «мототрактор» видится в виде игрушек и моделей, а последней заметной работой гусеничного мотоцикла стали съёмки в кино.

Стивен Спилберг во второй половине 90-ых годов двадцатого века не смог отказать себе в наслаждении продемонстрировать «Кеттенкрад» в картине «Спасти рядового Райана». Причём эпизод с гусеничным мотоциклом основан на настоящих событиях:

13 июня 1944 года на протяжении обороны французской деревни трофейный «Кеттенкрад» американцы применяли в качестве приманки — им удалось заманить германский танк на узкую улицу и забросать бомбами-липучками. Всего в фильме снялись пять гусеничных мотоциклов.

Сутки, в то время, когда…Гитлер проиграл войну(4 серия )


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: