Госрегулятор уполномочен разъяснить…

Госрегулятор уполномочен разъяснить…

В продолжение реформы банковского законодательства начало 2014 г. ознаменовалось вступлением в силу последовательности знаковых нормативно-правовых актов, каковые значительным образом повлияют на русского финансовую систему.

О том, какие конкретно новации ожидают кредитные организации, и их членов и руководителей правления, просматривайте в сегодняшнем выпуске.

С 1 января 2014 г. получили юридическую силу поправки вФедеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», а также в указание Банка России от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке денежной устойчивости банка в целях признания ее достаточной для принятие участия в совокупности страхования вкладов» (потом — Указание № 1379) и Положение № 345-П1, устанавливающие новый подход к раскрытию бенефициаров банков.

В соответствии с новым требованиям раскрытию подлежат сведения о лицах, владеющих в отношении банка «значительным» влиянием «и контролем» в соответствии с МСФО № 10 «Консолидированная денежная отчетность»2 и МСФО № 28 «Инвестиции в ассоциированные совместные фирмы»3.

Громаднейшую сложность в применении данных понятий на практике вызывает их оценочный темперамент, и необходимость учета не только юридических, но и экономических факторов.

Презумпция «невлияния»

Итак, контроль присутствует, в случае если инвестор:

  • владеет полномочиями в отношении объекта инвестиций (другими словами правами, предоставляющими возможность на данный момент времени руководить деятельностью компании (объекта инвестиций), оказывающей большое влияние на доход объекта инвестиций);
  • подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, либо он в праве на получение для того чтобы дохода (последний может варьироваться от показателей деятельности объекта инвестиций);
  • имеет возможность применять собственные полномочия в отношении объекта инвестиций с целью оказания влияния на величину собственного дохода.

Установлена опровержимая презумпция наличия большого влияния , если предприятию прямо либо косвенно в собственности 20 либо более процентов прав голоса в отношении компании (объекта инвестиций). И напротив — в случае если инвестору прямо либо косвенно в собственности менее 20% прав голоса в отношении объекта инвестиции, считается, что у него отсутствует большое влияние в отношении компании, за исключением наличия убедительных доказательств обратного.

Большое влияние, в большинстве случаев, подтверждается одним либо несколькими фактами, в частности:

  • представительством в совете директоров либо подобном органе управления объекта инвестиций;
  • участием в выработке политики инвестируемой компании, а также в принятии ответов о выплате барышов либо другом распределении прибыли;
  • наличием значительных операций между объектом инвестиций и предприятием;
  • обменом руководящим персоналом;
  • предоставлением серьёзной технической информации.

обратите внимание

Для значительного наличия влияния и оценки контроля должны учитываться и потенциальные права голоса (таковыми, к примеру, являются права, которые связаны с конвертируемыми инструментами либо опционами, и форвардные контракты). Потенциальные права голоса должны быть реализуемыми либо конвертируемыми на данный момент — другими словами для их реализации и (либо) конвертации не нужно наступление определенной даты в будущем либо конкретного события.

Критерии денежной устойчивости возросли

Внесен последовательность поправок в оценки показателей и порядок определения денежной устойчивости банка с целью признания ее достаточной для участия кредитной организации в совокупности страхования вкладов.

Кратко разглядим главные трансформации.

Во-первых, это критерии показателя достаточности количества раскрываемой информации о структуре собственности (ПУ1). Изменились требования по раскрытию информации:

  • раскрытию подлежат сведения о лицах, под контролем либо большим влиянием которых находится банк;
  • повысились критерии балльной оценки раскрытия информации о бенефициарах — физических лицах (доступность сведений о осуществляющих контроль лицах банка неограниченному кругу лиц нужна, а также, для получения показателем ПУ1 двух баллов).

Во-вторых, поменялись критерии показателя оценки организации работы внутреннего контроля (ПУ4). Возросла значимость соблюдения требований законодательства о противодействии легализации доходов. Показателю ПУ4 не может быть присвоена оценка выше трех баллов, в случае если:

  • правила внутреннего контроля банка в целях противодействия легализации доходов, и порядок их соблюдения оценены в три балла и менее;
  • в случае если указанные правила не соответствуют требованиям русского законодательства (а также Положения Банка России № 376-П о требованиях к правилам внутреннего контроля банка4) на момент проверки.

Бенефициар, откройся!

В последних числахЯнваря 2014 г. было опубликовано информационное письмо Банка России № 14-Т5, разъясняющее позицию регулятора в отношении порядка идентификации бенефициарных обладателей организациями, осуществляющими операции с иным имуществом и денежными средствами, а также банками. Разъяснение, например, взяли следующие нюансы:

  • меры по идентификации бенефициарных обладателей должны приниматься в отношении клиентов, являющихся как юридическими, так и физическими лицами;
  • банк вправе принимать ответ о признании физического лица бенефициарным обладателем клиента при наличии факторов, указанных вФедеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, и финансированию терроризма» (потом — Закон о противодействии легализации). К ним относятся владение более 25% в уставном капитале, и возможность прямо либо косвенно осуществлять контроль действия клиента. Помимо этого, банк в праве самостоятельно определять иные факторы, на основании которых принимается ответ о признании лица бенефициарным обладателем;
  • физических лиц — бенефициарных обладателей возможно пара. В этом случае банку нужно совершить идентификацию каждого из них;
  • согласно точки зрения Банка России, , если в следствии идентификации бенефициарный обладатель клиента не установлен, таковым обязан признаваться председатель совета директоров клиента;
  • банки обязаны контролировать бенефициарного обладателя на наличие у него статуса зарубежного либо российского публичного лица (ст. 7.3Закона о противодействии легализации). Помимо этого, они должны контролировать наличие сведений о бенефициарном обладателе в списке физических лиц и организаций, в отношении которых имеется информация об их причастности к экстремистской деятельности, и наличие в отношении бенефициарного обладателя ответа о замораживании принадлежащих ему денежных средств либо иного имущества;
  • чтобы получить информацию о бенефициарных обладателях банк вправе применять не только сведения, предоставленные клиентом, но и иные внешние источники, дешёвые банку на законных основаниях, и предпринимать иные меры по собственному усмотрению;
  • банки вправе включать в соглашение с клиентом обязательство последнего по предоставлению информации о бенефициарных обладателях;
  • согласно точки зрения Центрального банка, при отказа клиента от предоставления информации о собственном бенефициарном обладателе банк вправе реализовывать полномочия, предусмотренные п. 5.2 и 11 ст. 7Закона о противодействии легализации, а также отказаться от заключения контракта банковского счета (вклада) и исполнения распоряжений клиента, и расторгнуть указанный соглашение при соблюдении последовательности условий.

Нужно учитывать, что информационные письма Центрального банка нормативными актами не являются6.

«Тёмный перечень»

Требования к порядку оценки квалификации и деловой репутации, вступившие в силу на уровне Закона о банках от 2 октября 2014 г., детализированы (Положение № 408-П)7. Банк России детально обрисовал процедуры, в рамках которых должны планировать сведения о управлении банка, участниках его правления, акционерах (участниках) и их осуществляющих контроль лицах.

Вступление в силу Положения № 408-П налагает последовательность обязанностей на кредитные учреждения, их начальников, акционеров и осуществляющих контроль лиц, в частности:

  • до 1 апреля 2014 г. лица, занимавшие на 2 октября 2013 г. руководящие посты в кредитных организациях, и члены их советов директоров должны дать в кредитную организацию сведения о деловой репутации и своей квалификации;
  • до 1 мая 2014 г. кредитные организации обязаны дать госрегулятору данные о соответствии лиц совета и членов директоров, занимающих руководящие посты в кредитных организациях, требованиям к деловой репутации и квалификации. При несоответствия — обеспечить смену данных лиц;
  • лица, обладающие либо осуществляющие контроль в отношении более 10% акций (долей) кредитной организации (и их председатели совета директоров по состоянию на 2 октября 2013 г.), до 1 апреля 2014 г. должны уведомить Банк России о собственном соответствии (несоответствии) требованиям к рабочий репутации.

Кредитным организациям нужно подготовить внутренние документы, регламентирующие порядок предоставления лицами, к каким предъявляются требования к рабочий репутации, сведений о фактах, свидетельствующих об их несоответствии данным требованиям (сроки принятия данных локальных актов не урегулированы).

Помимо этого, выяснен порядок ведения централизованной базы информации о лицах, деловая репутация которых не соответствует требованиям, установленным банковским законодательством, и об иных лицах (а также работниках кредитных организаций), деятельность которых содействовала нанесению ущерба денежному положению кредитной организации либо нарушениям законодательства. Список лиц, сведения о которых вносятся в базу данных, открытый; эти вносятся на основании любой документально подтвержденной информации, которой располагает Банк России.

Сведения исключаются из базы данных по окончании установленных сроков (по неспециализированному правилу — пять лет) или по иным обстоятельствам, не связанным с истечением сроков (а также в связи с судебной отменой предписания Банка России). База данных предполагается закрытой. Положение № 408-П не предусматривает права лица контролировать наличие (отсутствие) сведений о нем в базе либо оспаривать запись.

1 Положение о порядке раскрытия на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о лицах, под контролем или большим влиянием которых находятся банки — участники совокупности необходимого страхования вкладов физических лиц в банках РФ. Утверждено Банком России от 27.10.2009 № 345-П

2 Западный стандарт денежной отчетности № 10 «Консолидированная денежная отчетность» (ред. от 31 октября 2012 г.), введенный в воздействие на территории Россииприказом Министерства финансов России от 18.07.2012 № 106н.

3 Западный стандарт денежной отчетности № 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные фирмы», введенный в воздействие на территории Россииприказом Министерства финансов России от 18.07.2012 № 106н.

4 Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, взятых преступным методом, и финансированию терроризма».

5 «Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с финансовыми средствами либо иным имуществом, бенефициарных обладателей», письмо Банка России от 28.01.2014 № 14-Т.

6законот 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Ст. 6.

7 Положение о порядке оценки соответствия требованиям и квалификационным требованиям к рабочий репутации лиц, указанных в статье 11.1 закона«О банковской деятельности и банках» и статье 60 закона«О Центральном банке РФ (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 закона«О Центральном банке РФ (Банке России)». Утверждено Банком России 25.10.2013 № 408-П, зарегистрировано в Министерстве юстиции России 26.12.2013 № 30851.

Аналитический сериал \


Темы которые будут Вам интересны: