Игорь меркулов: «задача банка – финансировать создание в регионе новых рабочих мест»
Сбербанк имеет, пожалуй, самую разветвленную сеть в России, его конторы расположены и в европейской части страны, и за Уралом, в больших городах и очень небольших населенных пунктах. О создании в одном из сибирских городов-миллионников, Омске, наибольшей в совокупности Сберегательного банка площадки контактного центра и об удачах работы регионального отделения поведал помощник главы Западно-Сибирского банка – управляющий Омским отделением Сберегательного банка Игорь Меркулов.
— Каковы итоги работы банка за истекшие месяцы 2013 года? И как следствия работы банка изменились если сравнивать с подобным периодом 2012 года?
— Омский Сбербанк входит в 20-ку наибольших головных отделений Сберегательного банка России как по количествам бизнеса, так и размеру филиальной сети, на территории отечественной области действует порядка 350 контор, обслуживающих клиентов. В структуре Западно-Сибирского территориального банка (к территории его действия относятся Омская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий независимые округа) Омское отделение формирует 25% бизнеса.
За 9 месяцев этого года мы взяли прибыль более чем 4,1 млрд. рублей – это эти до налогообложения, по русским стандартам бухучёта (РСБУ). Если сравнивать с показателями за данный же период прошлого года, сумма возросла на 20%. За первые полгода в бюджеты различных уровней мы перечислили более 1 млрд. рублей налоговых отчислений и занимаем 4 место в рейтинге наибольших плательщиков налогов Омской области.
— Какой количество на данный момент имеет кредитный портфель банка?
— На 1 октября 2013 года корпоративный кредитный портфель превысил 52 млрд. рублей, розничный – 38,7 млрд. рублей, продемонстрировав рост В первую очередь года фактически на 25%. Структура кредитного портфеля частных клиентов такова: за 9 месяцев мы выдали более чем 80 тыс. кредитов общей стоимостью в 16 млрд. рублей.
Эти показатели сопоставимы с уровнем прошлого года, но тут необходимо учитывать тот факт, что регулятор рынка – Национальный банк – ввел кое-какие меры, каковые ограничивают для банков выдачу потребительских кредитов. Исходя из этого эти по выдаче кредитов на уровне прошлого года практически означают, что банк опережает те темпы кредитования розницы, каковые сложатся по результатам этого года в целом по стране.
Наряду с этим у нас опережающими темпами идет и погашение кредитов, другими словами отечественные займы отлично обслуживаются. Так, просрочка по портфелю физических лиц сократилась на 0,04%, и это весьма хороший показатель.
— Как складывается картина привлечения средств в банке по всем категориям клиентов?
— От физических лиц за 9 месяцев привлечено более 60 млрд. рублей, в основном на депозиты, и более чем 10 млрд. рублей составили остатки на квитанциях юрлиц, это в 1,2 раза больше если сравнивать с теми-же месяцами в прошедшем году. Мы значительно увеличили собственную долю на рынке региона по привлечению средств корпоративных клиентов. на данный момент она находится на уровне 32–33%.
— Как проходит в Вашем регионе программа изменения формата контор Сберегательного банка?
— В первую очередь этого года в области обновлены 8 контор банка, из которых 4 показались в совсем новых точках на первой линии. И еще 4 филиала открыли собственные двери по окончании совершённой модернизации на прошлом месте. В целом по области реконструкция совершена уже более чем в 80% дополнительных контор.
— Как формируются запросы клиентов банка? Как выглядит портрет клиента Сберегательного банка в Вашем регионе?
— Согласно данным изучений, каковые совершили отечественные коллеги, порядка 50% клиентов – это омичи, достигшие пенсионного возраста, еще 25% – это те, кого принято именовать экономически активным населением. 67% отечественных клиентов имеют среднее либо среднеспециальное образование, 25% – высшее. Имеется у нас и познание того, с каким уровнем дохода приходят к нам люди. В Омске средняя зарплата сейчас образовывает 22 тыс. в месяц, и 10 тыс. в месяц – это средняя пенсия по региону.
Так вот, 46% отечественных клиентов, главная отечественная база, – это люди с доходом 20 тыс. рублей в месяц. Другими словами отечественный клиент – это обитатель области среднего либо пенсионного возраста, что в свое время взял среднее либо среднеспециальное образование, трудился либо еще трудится служащим и приобретает среднюю для региона зарплату.
В соответствии с этим портретом формируются и потребности отечественных клиентов в одолжениях: громаднейшей популярностью пользуются разнообразные платежи, операции с банковскими картами, кредиты и вклады. Большое количество у нас и клиентов класса «премиум», другими словами пользователей продуктовой линейки «Сбербанк Сбербанк» и «Премьер Первый». Сейчас среди них начинают пользоваться популярностью сложные инвестиционные продукты.
— Для чего создана в Омске единая площадка распределенного контактного центра Сберегательного банка? Какие конкретно функции она делает? И снизилась ли при ее запуске нагрузка на контактные центры банка, расположенные в европейской части страны?
— Запуск отечественной площадки разрешил еще больше расширить то количество обращений клиентов, которое принимает контактный центр банка в целом по стране. на данный момент мы можем с уверенностью сказать, что как минимум каждый второй звонок в колл-центр Сберегательного банка России, при котором звонящий выбирает общение с оператором, а не исполнение функций в автоматическом режиме, – поступает в Омск. Отечественные сотрудники обрабатывают порядка 2,4–2,6 млн. звонков ежемесячно.
Реализация для того чтобы масштабного проекта обеспечила регион более чем 2 тыс. новых рабочих мест – это сравнимо с численностью персонала, трудящегося на маленьком заводе. Существенно вырос и количество отечественных налоговых отчислений в бюджет региона.
— Будет ли расти контактный центр, либо Вы уже вывели его на проектную мощность?
— Мы уже фактически вышли на проектную мощность. И наряду с этим сумели обеспечить рабочими местами не только тех, кто готов трудиться по принципу полной занятости, но и неполный рабочий сутки. Это весьма комфортно, к примеру, для молодых мам.
В целом, 72% отечественного персонала – это юные люди в возрасте до 30 лет. В прошедшем сезоне мы трудоустроили выпускников многих отечественных Институтов, и опыт говорит о том, что легче всего к общению с клиентами адаптируются те, кто взял педагогическое либо психотерапевтическое образование. Помимо этого, у нас в центре трудятся 24 инвалида-колясочника, для них оборудованы особые рабочие места.
Понимаете, эти люди трудятся и живут так, что их хорошему отношению к судьбе стоит поучиться!
— Летом этого года Столичный Сбербанк начал программу открытия в городе центров для предпринимателей. Поведайте о создании в Омске многофункционального центра для предпринимателей. Что это за проект, каких предпринимателей Вы консультируете, и кто может воспользоваться одолжениями этого центра?
— Ко Дню предпринимателя следующего года мы планируем открыть первый в Российской Федерации многофункциональный центр для среднего бизнеса и представителей малого. Данный проект Сбербанк реализует в партнерстве с Правительством Омской области.
В новом центре предприниматели смогут воспользоваться целым комплексом денежных и нефинансовых одолжений: открыть расчетный счет, оформить кредит либо взять консультацию органов власти, налоговой работы, внебюджетных фондов и регистрационных компаний, консалтинговых и юридических компаний, и оценочных и страховых, бухгалтерских и аудиторских компаний. на данный момент, к примеру, чтобы открыть собственный дело, будущему предпринимателю нужно пройти процедуры регистрации в налоговых органах, национальных внебюджетных фондах, взять код статистики и открыть расчетный счет.
В Омске для этого потребуется проехать 20 км, израсходовать 48 часов собственного личного времени, заполнить 9 заявлений, сделать 8 копий паспорта и без того потом. Применяя же возможности отечественного Центра, клиенты смогут сэкономить и время, и силы. Легко переложив эти изнурительные хлопоты на плечи компетентных сотрудников банка.
— А какой бизнес по Вашей классификации считается малым?
— Небольшой бизнес – это предприятия с оборотом до 400 млн. рублей в год. В Омской области уже 46 тыс. предпринимателей и юридических лиц возможно отнести к категории деятельно действующих представителей малого бизнеса. И мы уверены, что их количество будет возрастать.
— По каким параметрам банк выбирает проекты для инвестиционного кредитования? Каким сферам бизнеса уделяется особое внимание при предоставлении инвестиционных кредитов?
— Под инвестиционными проектами мы в большинстве случаев понимаем расширение и строительство новых действующих фирм, вложения в развитие инфраструктуры – а также недвижимости. За последние два года мы весьма без шуток продвинулись в области финансирования строительства новых фирм. В строительных работах коммерческой и жилья мы принимали участие неизменно.
Сбербанк всегда вкладывает средства в жилищное постройку. на данный момент мы обсуждаем, как поучаствовать в федеральных целевых программах – расселения ветхого, аварийного жилья и других.
В принципе инвестиционный проект весьма сложен. Сперва необходимо выстроить логическую концепцию объекта, осознать, как в нее поместить торговый центр, гостиничное хозяйство, офисные и другие помещения, оценить обстановку на рынке. В случае если, к примеру, забрать гостиничный бизнес, то необходимо взглянуть, сколько на данный момент отелей, какая у них заполняемость, сколько в среднем стоит номер, проанализировать динамику и оценить возможность деловых контактов и развития туризма Омской области.
Это позволяет сказать о целесообразности проекта в целом и о том, какими должны быть его параметры, дабы он стал окупаемым. Будущий финансовый поток обязан покрывать платеж по кредиту и оставлять сумму на предстоящее развитие. И должно быть познание, в то время, когда эти деньги смогут возвратиться — через 7, 8 либо 9 лет в зависимости от отрасли.
Исходя из неспециализированных контуров, формируются денежные модели: какое количество объект будет стоить, в какие конкретно деньги мы должны войти в строительных работах, как будет себя вести рынок, как наряду с этим должны себя вести мы. Это продолжительный процесс – хороший инвестиционный проект обсуждается минимум 4–5 месяцев.
— Над какими инвестиционными проектами Вы на данный момент трудитесь?
— За последние пара месяцев мы выдали порядка 450 млн. рублей кредитов, это практически вторая очередь инвестиций в уже ранее начатые проекты в области строительства и аграрного бизнеса. Еще 6 проектов находятся у нас в разработке, к примеру, строительство отелей, предприятий по промышленной переработке. Имеется и проекты, каковые мы будем кредитовать в рамках стратегии развития Омской области.
Объем портфеля отечественных инвестиционных кредитов – более 5 млрд. рублей.
— Поведайте о стратегии развития Омской области, которую создала дочка Сберегательного банка – Strategy Partners. Какова практическая польза от стратегии? Как она реализуется, и каково участие Сберегательного банка в ее реализации?
— на данный момент в регионе деятельно идет процесс практической реализации стратегии. На начальной стадии, теоретическом, были выяснены четкие направления, по которым нужно двигаться для успешного развития экономики области. Да, быть может, консультанты Strategy Partners частично повторили то, что уже обсуждалось раньше в различные годы.
Но перед ними и не стояла задача сообщить «что-то новое», она звучала в противном случае – растолковать, как преодолеть неприятности, мешающие формированию региона и обеспечить благополучие омичей. Смотрите, вот велосипед человечество изобрело в далеком прошлом, а стремительнее на нем люди обучились ездить только в этом веке, в то время, когда разработчикам удалось значительно уменьшить вес этого велосипеда.
Так же и в нашем случае – мы знали, что самыми перспективными являются нефтехимический комплекс, отрасль по производству продуктов из древесины и пр., сейчас же четко понимаем, как тут обстановку возможно и необходимо уменьшить. Область испытывает недостаток в инвестициях в аграрный сектор, нужно поднимать зерновое производство и молочную промышленность. Помимо этого, в регионе огромные запасы древесины, первым делом, на севере области – таковой полезной породы, как береза.
Вот эти кластеры индустрии и нужно развивать, дабы у людей была работа. Обитатели области не смогут уехать на работу в соседние города, поскольку до ближайших больших населенных пунктов как минимум 600 километров. Исходя из этого отечественная задача, и Правительства региона, и наибольших инвесторов, и работодателей, – создать рабочие места тут в области, дабы дать омичам достойную зарплату и работу.
По этому пути мы и идем.