Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса

Борьба с легализацией преступных доходов: эффективность, затратность, уроки кризиса

Экономический кризис, без сомнений, повлиял на объёмы и характер операций, которые связаны с легализацией преступных доходов.

Тема находится в постоянном развитии, тенденции которого нужно систематично отслеживать. В этом материале сделана попытка анализа обстановки за последние полтора года.

Финмониторинг: между экономикой и политикой

Начнем с уроков кризиса. Главными тенденциями финиша 2008-го начала 2009 года Росфинмониторинг назвал применение преступных денежных средств для кредитования частного бизнеса и вывод нелегальных капиталов в офшоры. Что в полной мере логично.

Перенос внимания банковского надзора в сторону качества активов, достаточности капитала и адекватности резервирования сделал наровне с рядом вторых обстоятельств практически нереальной для многих фирм возможность кредитования в легальном секторе.

Ну а капиталы, и не только преступные, как мы знаем, постоянно ищут, где спокойнее. По данным финразведки, лишь через банки прибалтийских стран за первую половину 2009 года из России в офшоры переведено более 295 млрд рублей.

Контроль за денежными потоками в кризисное время взял дополнительную социальную окраску. По неоднократным заявлениям в прессе начальника Росфинмониторинга Юрия Чиханчина, в его работе создан метод, разрешающий на базе наблюдения за денежными операциями системо- и градообразующих их контрагентов и предприятий спрогнозировать и не допустить вывод активов, дабы не разрешить проявиться «синдрому Пикалево» в других моногородах.

Нет никаких сомнений в существовании этого метода, финразведкой за годы работы накоплен большой опыт. В случае если воспользоваться аналогией уникальной классификации деления всех наук на собирание и физику бабочек, приписываемой академику Ландау, то денежный мониторинг в Российской Федерации, быть может, и не стал физикой, но этап собирания бабочек завершил еще до потрясений позапрошлого года. Другими словами проанализировать и спрогнозировать в полной мере реально.

Что же касается «не допустить», то в рамках существующего банковского законодательства это очень проблематично.

Еще одной характерной изюминкой кризиса, отмеченной как интернациональными организациями, так и Росфинмониторингом, есть заметное перемещение «отмывочных» операций из банковской сферы в область торговых операций и операций, которые связаны с рынком недвижимости, активизация преступных схем в игорном бизнесе, на рынке драгоценных камней и металлов и в среде нотариусов и адвокатов. Согласно данным того же Росфинмониторинга, в 2009 году около 40% правонарушений в области отмывания денег было совершено в денежной сфере и более 30% — на потребительском рынке.

С учетом этих тенденций был расширен список организаций, обязанных осуществлять «противолегализационный» контроль. В 2009 году в данный список были включены платёжные агенты и потребительские кооперативы по приему платежей физических лиц.

Росфинмониторинг утвердил новое Положение о проведении испытаний в организациях, осуществляющих операции с финансовыми средствами, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (приказ от 23.05.2008 № 131). В Положении расширен список организаций и исключено ограничение по частоте испытаний.

В рамках распространения опыта банков в борьбе с легализацией преступных доходов на некредитные организации Росфинмониторинг ознакомил эти организации с Методическими рекомендациями по практике обнаружения зарубежных публичных лиц, созданными комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ.

Быть может, это «заслуга» не экономического кризиса, но в прошедшем году общими усилиями регуляторов, кредитных организаций, АРБ удалось унифицировать формат физических лиц и Перечня организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.

Минфин РФ направило в аудиторские компании советы при проведении испытаний уделять особенное внимание контролю за противодействием легализации преступных доходов.

Внимание денежных разведок мира кроме перечисленных видов деятельности привлекли кроме этого другие совокупности финансовых переводов и футбольные клубы. На пленуме ФАТФ в июне 2009 года был рассмотрен отчет о возможности отмывания преступных капиталов при покупке-продаже футбольных отдельных игроков и клубов, при осуществлении рекламных кампаний, продаже прав на других операциях и трансляции в данной сфере. На этом же совещании были приняты новые советы для компаний, осуществляющих переводы денежных средств и обменный пункт.

Вольфсбергская несколько. Вольфсбергские правила

Вольфсбергская несколько — инициативное объединение одиннадцати ведущих банков мира в подписании и разработке документа «Общие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе» (Вольфсбергские правила).

Содержит приоритетные направления политики банков и главные элементы механизмов по предотвращению применения финансовой системы для легализации доходов, взятых преступным методом. В базе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими правилами должно лежать правило, в соответствии с которому банк может устанавливать отношения лишь с теми клиентами, в отношении источников доходов либо финансирования которых возможно в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Советы Банка России по построению внутреннего контроля в коммерческих банках во многом повторяют Вольфсбергские правила. При установлении коротношений западные банки время от времени ставят перед русскими банками вопросы относительно следования Вольфсбергским правилам.

Вольфсбергская несколько сочла своевременными разработку рекомендаций по противодействию легализации преступных доходов при выпуске пластиковых картах и оказанию услуг эквайринга, и усиление мер по увеличению прозрачности финансовых переводов с участием третьих банков. В следствии этих мер в ноябре 2009 года введен новый формат SWIFT-сообщений.

Представляется вероятным, что последние интернациональные инициативы по совершенствованию риск-ориентированных подходов в сфере ПОД/ФТ и обсуждение возможностей их применения в русском денежном и нефинансовом секторах смогут привести к разработке новых русских нормативных регламентов, определяющих порядок оценки риска совершения клиентами операций по легализации.

ЦБ, комбанки, легализация, затраты

Как уже говорилось, В первую очередь кризиса внимание надзорных органов переместилось из области организации в банках ПОД/ФТ в сторону контроля качества активов, исполнения требований резервирования вероятных достаточности и потерь капитала. В течение последних нескольких лет Банк России отзывал банковские лицензии в подавляющем большинстве именно по обстоятельству несоблюдения законодательства о противодействии легализации преступных доходов. Поводом для отзыва лицензий проходили службу в основном нарушения правил формирования резервов на вероятные утраты и утрата ликвидности.

Выступавший на классической встрече в пансионате «Бор» в феврале этого года помощник главы департамента надзора и банковского регулирования Банка России Владимир Чистюхин обозначил по результатам осознания уроков кризиса главными направлениями развития надзора: надзор за концентрацией рисков в банках, прозрачностью их деятельности, качеством капитала, упрочнением совокупностей управления качеством и рисками корпоративного управления.

А вот по итогам анкетирования, совершённого консалтинговой группой БФБ по заданию Ассоциации региональных банков России, деятельность банков по ПОД/ФТ в числе претерпевшей принципиальные трансформации под влиянием кризиса не названа. И не смотря на то, что банки считают необходимым устранение неоднозначности отдельных положений «антиотмывочного» законодательства и устранение несогласованности в подходах к его выполнению Банком России, ФСФМ и ФСФР, значительно большее влияние, согласно их точке зрения, кризис оказал на подходы к оценке эмитентов и финансового положения заёмщиков.

МАНИВЭЛ

Комитет специалистов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов. Действует по полномочию Совета Европы и в один момент есть региональной организацией по типу ФАТФ и отчитывается кроме этого перед ФАТФ по результатам работы. В этот Комитет входят страны Совета Европы, не являющиеся участниками ФАТФ. Страны Совета Европы, бывшие участниками Комитета, но потом ставшие участниками ФАТФ, кроме этого есть в праве остаться участниками Комитета. Любая страна представлена в нем тремя специалистами. Одной из главных форм работы Комитета есть проведение обоюдных оценок государств-участниц подобно оценкам в рамках ФАТФ. РФ есть членом МАНИВЭЛ, и первый раунд оценки Российская Федерация прошла в июне 2000 года и в 2002 году направила отчет о прогрессе, достигнутом по окончании первого раунда. В сентябре 2003 года (уже по окончании того, как Российская Федерация стала участником ФАТФ) был совершён второй раунд оценки. По итогам второго раунда группа экспертов отметила прогресс если сравнивать с первым визитом и осталась довольна работой русских национальных компаний и ведомств.

Подсчитать затраты на осуществление мер по ПОД/ФТ в масштабах финансовой системы непросто. величина и Состав затрат на осуществление контроля заметно зависят от структурных особенностей и размеров кредитных организаций. В одних банках, пользуясь предоставленной регулятором возможностью, возложили дополнительные обязанности важного лица по ПОД/ФТ на действующего сотрудника, не всегда кроме того повышая ему зарплату.

В других же были созданы целые подразделения со штатом высококвалифицированных экспертов и оборудованием дополнительных рабочих мест. Однако действенное противодействие легализации — процесс высокотехнологичный, и исходя из этого всем кредитным организациям было нужно обзаводиться специальным программным обеспечением различной функциональности и цены. Но потому, что все главные затраты уже произведены пара лет назад, а текущие затраты на поддержание совокупности ПОД/ФТ достаточно стабильны, то экономический кризис и обусловленные им смещения в объёмах и характере сделок, подпадающих под «антилегализационный» контроль, в данной сфере банковской деятельности, вероятнее, в особенности ничего не поменяли.

Разве что настойчивое желание ФСФР распространить на банки требования к обучению и подготовке кадров, изложенные в Положении, утвержденном приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. № 256 (не обращая внимания на то, что в пункте 1 этого документа в списке организаций, на каковые он распространяется, написано «за исключением кредитных организаций»), может существенно расширить затраты на обучение сотрудников. Но это вопрос не борьбы с легализацией, а неразрешенной между Банком России и ФСФР неприятности дуализма кредитных организаций, осуществляющих опытную деятельность на рынке ценных бумаг.

Из пресс-релиза Следственного комитета при МВД в декабре 2009 года

«За прошлый год распознано практически девять тысяч правонарушений, которые связаны с легализацией денежных средств и имущества, купленных преступным методом. Уголовные дела по практически семи тысячам таких правонарушений направлены в суд, и по ним привлечено к суду около двух тысяч лиц».

По сообщению Росфинмониторинга, в сентябре прошлого года специалисты МАНИВЭЛ признали «эффективность работ и значительный прогресс в развитии русском национальной совокупности ПОД/ФТ».

К сожалению, ни формат статьи, ни компетенция автора не разрешают учесть и оценить все факторы, внутренние и интернациональные, прямые и косвенные, качественные и количественные, хорошие и отрицательные, сопровождающие становление национальной совокупности ПОД/ФТ. Громадного же смысла выполнять простые арифметические действия со статистическими данными из пресс-релиза Следственного комитета и из сообщений Росфинмониторинга нет.

Но возможно добавить один явный минус для работников отрасли — постоянный стресс для банковских сотрудников, вынужденных информировать в Росфинмониторинг сведения не позднее дня, следующего за совершением (обнаружением) соответствующих операций. Ну а плюс — неуклонное увеличение денежной грамотности части населения, совершающей эти операции.

БОРЬБА — необычные ПРИЁМЫ и Крутые БРОСКИ.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: