Историческая недвижимость: от руин к доходному объекту
26 мая в рамках работы XXII выставки «АРХМОСКВА» состоялся круглый стол «Историческая недвижимость: от руин к прибыльному объекту». За все время существования выставки это первая дискуссия, поднявшая такую проблему, как формирование «бренда места», базирующегося на объектах культурного наследия и исторических традициях.
Любой регион России владеет неповторимой богатым и историей культурным и архитектурным наследием. Исторические монументы, «гении места» и природа – красивые ресурсы для создания туристических территорий и центров комфортной среды для самореализации и проживания обитателей. Проекты на базе культурно-символических ресурсов содействуют формированию бизнеса, в первую очередь основанного на их творческой интерпретации и производстве «впечатлений» для туристов.
«Наиболее значимым ресурсом развития территорий есть наследие в различных его формах. Этим ресурсом владеет любой город, любой регион. Но дабы перевоплотить наследие в действенный инструмент развития, нужно применять характерные ему культурные и символические смыслы, делать их актуальными, занимательными, вырабатывать связанную с ними инфраструктуру сервисов и индустрию впечатлений, как для обитателей, так и для туристов», — поясняет задачу президент делового клуба «экономика и Наследие, директор проектов АНО «Коломенский посад» Дмитрий Ойнас.
Такие проекты смогут выступать драйверами создания и развития территорий творческих кластеров. Они запускают экономические процессы, содействующие формированию среднего и малого бизнеса. Каковые, со своей стороны, провоцируют хорошие инфраструктурные трансформации, влекущие за собой недвижимости капитализации и повышение земли в целом.
Большую роль они играются и в социальных и демографических процессах, содействуя самореализации обитателей и понижению оттока молодежи в громадные города. «Всякое произведение имеет собственную цену, в случае если заключает в себе идею», — привел слова скульптора и итальянского художника Микеланджело Буонаротти начальник АУПИК Роман Рыбало. Слова великого итальянца Роман Рыбало подкрепил рассказом о примерах валоризации, другими словами «увеличении дохода, приносимого объектом исторической недвижимости, в следствии приспособления к современным условиям применения, исходя из неотъемлемо присущей ему неповторимой культурной ценности».
судостроительная верфь и Порт в Амстердаме, Нидерланды, приспособленные под жилой квартал; английские отели «с историей» Бодисгаллен Холл энд Spa в Северном Уэльсе/ Bodysgallen Hall and Spa, North Wales; Хартуэлл Хаус энд Spa в г. Эйлсбери/ Hartwell House and Spa, Aylesbury; Мидлторп Холл энд Spa в Йорке/ Middlethorpe Hall and Spa, York и т.д. – все эти объекты взяли развитие в большой мере за счет собственной истории.
Но, без помощи страны такие проекты вероятнее были бы неосуществимы. По словам Романа Рыбало, объекты культурного наследия существуют на стыке заинтересованностей трех сторон: страны, бизнеса и общества. Причем у все сторон, заинтересованных в вовлечении объектов культурного наследия в оборот, разные цели: у страны, как возможно тверже регламентировать, у общества – сохранить и в какой-то мере не разрешить развить, у бизнеса – взять максимум доходности.
«Сейчас государство старается смягчить собственную позицию, — отмечает Роман Рыбало. — Приспособление зависит от предмета охраны, в случае если исторический объект владеет твёрдыми ограничениями, то для бизнеса взять пользу будет очень проблематично. В случае если же любой объект станет музеем, то помимо этого, что государство будет в него всегда вкладывать деньги, курировать и осуществлять контроль развитие, гарантия, что доходность будет низкая. Нужно использовать дополнительные меры по стимулированию предпринимательства: уже начались поиски возможностей послабления в налоговом законодательстве и изучения подобных ответов, например, опыт Америки, Голландии, Франции».
Глава управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области Шарпудин Хаутиев, считает, что налоговые послабления не совсем то, что может спасти, к примеру бессчётные бесхозные усадьбы Ульяновской области. «Отечественная главная неприятность – мы обязаны признать их бесхозными, включить в реестр муниципальной собственности, собрать пакет документов и отыскать им важного хозяина через торги». По словам спикера, неприятность усадеб Ульяновской области еще и в том, что большая часть из них существенно удалены от областных центров и не пользуются интересом у инвесторов.
Настоящей помощью в деле спасения усадеб Шарпудин Хаутиев считаетупрощение процедуры по выходу разрешительной документации и продажу таких объектов по льготной цене. «Нужно дать субъектам РФ право принимать такие решения. Это было бы важным шагом, чтобы у таких объектов показались настоящие хозяева», — говорит государственный служащий. До Января этого года в области планируется сделать выставку объектов и презентовать их потенциальным инвесторам.
председатель совета директоров Распорядительной дирекции Министерства Культуры России Вадим Соловьев продолжил тему доходности объектов культурного наследия, которая вероятна лишь в том случае, если монументы будут передаваться в собственность. Примером работы таковой схемы может служить Иркутск, где власти деятельно передают монументы в частные руки на условиях, что хозяином клиент строения делается лишь по окончании окончания реставрации. «Для меня ясно, что монументы должны и смогут трудиться а также «взрывать» экономическую обстановку, в особенности в регионах.
Желаю заявить, что альтернативы передачи монументов в собственность инвесторам не существует. Это не означает, что не требуется пользоваться механизмом передачи монумента в аренду за один рубль, это не означает, что нужно отказаться от аренды. Нет, все на поверхности, имеется монументы в руинированном состоянии, в то время, когда речи об аренде уже не может быть», — говорит Вадим Соловьев.
Он утвержает, что стране необходимо сделать несложную вещь – эта задача стоит на повестке дня уже не первый год – необходимо определиться, что оно ни при каких обстоятельствах не будет передавать в аренду по многим причинам – нахождению в том месте каких-то учреждений и т.д. Все остальные монументы будут предметом желания со стороны предпринимателей. Их не просто необходимо выставить на торги, а бесплатно передать всем желающим для реализации в этих объектах бизнес-проектов.
И в этом глубочайший суть: человек, не платя ни копейки, берет на себя обязательство отреставрировать объект. Но он обязан создать в том месте бизнес-этот объект и проект будет магнитом, что завлекает в том направлении туристов. «Основная жалоба регионов -вкладываться в то, что нам ни при каких обстоятельствах не будет принадлежать – вздор», — напоминает спикер.
Интернациональную тему исторических усадеб продолжили французские сотрудники: владелица «русской избы» в Париже Франсин Д Оржиналь, специалист отдела гуманитарных и публичных археологии и наук МИДа Франции Бибитс Флоранс. Франсин д Оржиналь поведал об необычной парижской истории: восстановленной фактически из руин русской избе. Дом расположен на проспекте Босежур рядом от Булонского леса.
Полтора века назад дом был представлен на Глобальной парижской выставке 1867 года, по окончании которой разобран и перенесен ко мне, на окраину Булонского леса. Настоящие собственники купили дом в конце двадцатого века, сохранили, отреставрировали и само собой разумеется увлеклись историей России.
Российский практический опыт представили обладатель усадьбы торговца Плешанова (г. Ростов) Иван Синюшкин, обладатель «Чухломская усадьба» (д. Асташово и д. Погорелово, Костромская обл.) Андрей Павличенко, помощник председателя совета директоров по научной работе ООО «Историко-культурный комплекс «Вятское» имени Е.А.
Анкудиновой» Нина Мальцева, президент делового клуба «экономика и Наследие, директор проектов НП «Город-Музей» (Коломна) Дмитрий Ойнас.
Иван Синюшкин поведал об опыте восстановления уничтоженной превращения и городской усадьбы ее в прибыльный проект, что сейчас стоит на пороге расширения до музейного-туристического квартала. «Данный проект трудится и хочется двигаться дальше, — говорит Иван Синюшкин. – Любой раз, в то время, когда оказываешься в каком-нибудь туристически-привлекательном месте и видишь красивые руины, сходу начинаешь фантазировать, как бы ты все это приспособил и обустроил». Кроме того один объект, наполненный культурными смыслами, может поменять жизнь целой территории и приносить доход.
В этом уверен и Иван Синюшкин, поведавший, что примеру «усадьбы Плешанова» последовали и другие предприниматели. «Мы первенствовали , сейчас же в городе около 15 мини-отелей, и в каждой я вижу какие-то элементы, заимствованные из отечественного проекта».
О проекте восстановления терема в Асташово в Костромской его влиянии и области на территорию в целом, поведал еще один предприниматель Андрей Павличенко. Удаленный от цивилизации объект не просто редкий монумент гражданской архитектуры, пример русского стиля, но и артефакт культуры крестьян-отходников. Реставрация терема ведется с 2011 года.
По словам Андрея Павличенко, изначально получение дохода от объекта по окончании реставрации не планировалось, но на данный момент турпоток образовывает около 5000 человек в год, и встал вопрос о том, что его нужно капитализировать. В текущем году реставрация заканчивается, в монументе архитектуры раскрывается гостиница, музей, площадка для праздничных дней. Планируется, что неспешно проект станет «центром приключений и досуга».
За счет популяризации монумента планируется повышение турпотока; инфраструктуры и развитие территории и объекта; привлечение к работе местных обитателей, а в будущем выход на самоокупаемость.
В фавориты по привлечению туристов может выйти Зарайск. О замыслах по формированию туристического потенциала города поведал помощник директора МБУ Центр развития туризма, инвестиций и инфраструктуры Зарайского муниципального района Александр Пчелинцев. Причем сделать город туристически-привлекательным желают и сами жители – за последние годы были отремонтированы и покрашены фасады строений в исторической части.
Инициативу поддержали обитатели. «Прекрасные, аккуратные, отремонтированные дома — это не только ухоженный вид города. Обитатели города, заметив итог, начали проявлять инициативу и собственноручно заниматься реставрацией собственных домов.
В итоге повысилась привлекательность города, простые жители и предприниматели были вовлечены в восстановления и процесс сохранения исторической части города», — говорит Александр Пчелинцев. В замыслах — организация пешеходной территории на Кремлевской набережной, которая объединит пляж, лодочную станцию, спуск от кремля, парк Редерса, источник Белый Колодец. Для местных обитателей пешеходная территория — это место летнего и зимнего досуга, для туристов — вторая часть кольцевого маршрута, объединяющего достопримечательности Зарайска и туристические объекты.
В предстоящих замыслах восстановление купеческих традиций, восстановление вида гостиных рядов и торговой площади, проведение классических событийных мероприятий и ярмарок, объединение пешеходной зоны и зоны Кремля в один турмаршрут. Итогом этих преобразований будет сохранение исторического наследия, увеличение туристической привлекательности, единый турмаршрут.
Кроме этого своим видением развития исторических придания и территорий им «коммерческого смысла» поделилась координатор проекта «Голутвинская слобода» Инна Крылова (компания «МосПромАрт»), сделавшая выговор на сохранении промышленного наследия.
Тема привлечения частных инвестиций в развитие объектов исторической недвижимостибудет продолжена на открытом заседании «Историческая недвижимость Ульяновской области — от руин к прибыльному проекту».
Организаторы: Рабочий клуб «экономика и Наследие» при содействии АРХ Москва, «Строительная газета», ИА AKM, M2TV.ru
Текст подготовлен деловым клубом «экономика и Наследие».
Рабочий клуб «Экономика и Наследие» — проект, что ориентирован на развитие и сохранение наследия средствами вовлечения и интерпретации его в современные социокультурные и экономические процессы. Разглядывает наследие как наиболее значимый фактор постиндустриальной экономики, ресурс развития территорий, содействующий раскрытию творческого капитала и определяющий самоидентификацию, и уровень судьбы местных сообществ.
Деятельность Делового клуба направлена на: помощь общественных инициатив и частных по восстановлению объектов наследия; изучение, продвижение и проработку форматов применения исторической недвижимости как своеобразного и серьёзного элемента рынка недвижимости; проведение культурологической и инвестиционной экспертиз объектов исторической недвижимости; выделение экономических параметров и формирование проектов восстановления и коммодификации усадебных и других исторических комплексов; проведение обучающих семинаров по экономике творческих индустрий, формированию туристских сервисов, усадебных творческих продуктов, моделированию социокультурных проектов исторических мест, городов и поседений России.
Члены клуба — управляющие и владельцы усадебных комплексов, интерпретации проектов и инициаторы возрождения объектов наследия, эксперты других-учреждений и музеев усадеб культуры трудящихся с наследием, частные инвесторы, представители бизнеса либо публичных организаций, добровольцев, разглядывающих возможность восстановления объектов наследия.