Из-под слоёв матисса извлекли цвета прошлого

Не только искусствоведы уверены в том, что в творчестве Анри Матисса парижского периода «Купальщицы» – одна из работ, самый ярко отражающих дух предвоенного времени. Кроме того неискушённый любитель живописи согласится: полотно притягивает взор, как словно бы в самой глубине его нехитрой композиции что-то скрыто. Последние научные изучения подтвердили – с картиной вправду не всё так легко.

Как и многих его сотрудников по цеху, отвернуться от авангардизма Матисса вынудила Первая мировая. А незадолго до её начала живописец, ещё совсем сравнительно не так давно, по меткому выражению, «обливавший публику вёдрами краски», был мрачен и страдал от депрессии. Считается, что это настроение легко уловимо как раз в «Купальщицах».

Около трёх лет тому назад хранители и кураторы университета искусств Чикаго начали шепетильно изучить полотно, дабы дать добро долгие загадки работы великого мастера.

Из-под слоёв матисса извлекли цвета прошлого

Живописец во время работы над «Купальщицами». На этих снимках прекрасно видны фрагменты данной картины, которую Матисс незадолго до смерти назвал в числе пяти собственных основных работ (фото George Eastman House, International Museum of Photography and Film, Rochester/henry-matisse.net).

Финальный состав собравшейся для данного предприятия команды был бессчётным, но основной движущей силой изучения были, непременно, чикагский искусствовед Стефани Д?Алессандро (Stephanie d?Alessandro), Сотириос Цафтарис (Sotirios A. Tsaftaris) из Северо-Западного университета (Northwestern University) и Джон Элдерфилд (John Elderfield), почётный основной куратор музея современного мастерства в Нью-Йорке (MOMA).

Не смотря на то, что учёный мир знал о последовательности вторых этюдов и набросков Матисса к картине, никто не имел возможности сообщить, сколько значительных трансформаций претерпели сами «Купальщицы» между 1909 и 1917 годами. Отправной точкой в расследовании послужил известный факт: в первый раз взявшись за полотно, живописец изобразил пятерых обнажённых дам у водопада. Причём работа изобиловала розовым, зелёным и голубым цветами.

Историки утверждают: Матисс трудился над полотном в пара этапов начиная с 1909 года, по заказу известного столичного коллекционера Сергея Щукина. Но уже заметив акварельный набросок «Купальщиц», меценат отказался от картины.

В будущем Матисс продолжил работу по её трансформации, которая растянулась на продолжительные восемь лет (фото The Art Institute of Chicago).

В то время, когда клиент отказался от «Купальщиц», поражённый в самое сердце Матисс возвратился к работе лишь через четыре начал и года поменять её радикально. Фигур осталось лишь четыре, они стали выглядеть значительно абстрактнее, а основное, на смену броским краскам пришёл депрессивный серый цвет.

Что любопытно, благодаря такому оттенку позы дам справа достаточно легко трактовать как молитвенные. Особенно это заметно, в случае если взглянуть на цветной вариант «Купальщиц» 1913 года, восстановленный совместными усилиями учёных и искусствоведов по чёрно-белому снимку фотографа Эжена Дрюэ (Eugene Druet).

Реконструкция цветной картины по чёрно-белой фотографии –куда более непростая работа, чем получившее популярность сейчас раскрашивание чёрно-белого фильма (колоризация).

В случае если в последнем случае хватает усилий технических экспертов, то, «общаясь» с полотном, без искусствоведов не обойтись. Так как в мире живописцев небо не всегда обязано быть голубым, а трава – зелёной. Что уж сказать об абстрактной живописи, к которой возможно отнести и «Купальщиц» Матисса.

Фотопортрет Матисса, отреставрированный в рамках недавней кампании издания LIFE по оцифровыванию всего фотоархива издания за XX век (фото LIFE).

Найденные остатки ветхой краски на поверхности полотна и микроскопические поперечные срезы с избытком обеспечили исследователей нужными данными. «Когда мы сделали микросрезы и так сняли фрагменты верхнего слоя с „Купальщиц“, то сходу увидели броские частицы краски», – говорит Элдерфилд.

После этого программа посекторно сопоставила отсканированное изображение (4 на 5 тысяч пикселей) «Купальщиц» в их финальной ипостаси и чёрно-белое фото 1913 года. Целый огромный комплекс взятых соответствий проходил «фильтрацию» искусствоведами, консультировавшими учёных относительно того, как изменялась картина в 1909 и 1913 годах. Результат – объединение всех результатов помогло раскрасить снимок как минимум c 95-процентной точностью.

Вверху – снимок, с которым трудились эксперты, внизу – картина, как она выглядит на сегодня, в центре – восстановленный «промежуточный» её вариант (фото The Art Institute of Chicago, Northwestern University).

Самым же впечатляющим результатом проекта стала отличная репродукция той самой промежуточной версии «Купальщиц» в натуральную величину, как будто бы извлечённая из в далеком прошлом ушедшего времени.

Открывшиеся взгляду учёных робкие розовые и зелёные пятна – словно бы отблески падающего извне света, источник которого спешно покинул пространство рисунка. Учёные, но, считают, что главный в «Купальщицах» серый цвет не связан с предчувствием живописцем всемирный войны за год до её начала, а неотъемлемая и неотъемлемая часть творческого развития самого Матисса.

В 1917-м живописец завершил «Купальщиц», вернув картине разнообразие цветовой палитры, но наряду с этим сделав полотно совсем схематичным и уплощённым, разбив его на вертикальные территории и «переориентировав» отдельные элементы. Так, к примеру, изгиб тела закрашенной пятой фигуры снова всплыл, но уже в качестве белой змееобразной абстракции.

Одним словом, если бы не применённый учёными способ псевдоколоризации (мало похожий на разработку раскраски картины прибора ночного видения), эта сторона живописи француза так и осталась бы потерянной.

«Он всегда был известен как гений цвета, передачи и света ощущения гедонизма, – продолжает Элдерфилд. – Но Матисс периода 1913-1917 годов, отысканный нами, – совсем другой живописец, более строгий, неспокойный и радикальный». Именно на протяжении этих лет воистину стоического обрабатывания одного и того же полотна, как вычисляют участники изучения, Матисс и стал мастером художественных синтеза и геометрии. (Видеопрезентация открытия размещена в пресс-релизе Северо-Западного университета.)

Оценить проделанный искусствоведами и учёными труд при жажде возможно на масштабной выставке «Матисс: радикальное изобретение, 1913-1917» (Matisse: Radical Invention), которая проходит в MOMA с 18 июля по 11 октября 2010 года. Экспозиция включает около 120 картин, скульптур, репродукций и рисунков, воображающих «парижский» период Матисса.

На этом отрезке судьбы живописца, с момента его возвращения из Марокко и до его отъезда в Ниццу в 1917, была создана масса таинственных и экспериментальных картин.

Традиционно работы Матисса «парижского» периода воспринимаются искусствоведами по отдельности, не связанными между собой, не смотря на то, что в их геометрически чёткой и правильной композиции везде преобладают тёмные и серые оттенки. Нынешнее же изучение «Купальщиц» не только пролило свет на способы живописца, но и продемонстрировало сообщение картины с несколькими вторыми последующими работами – как минимум с «Марокканцами» (1915-1916 гг.) и «Уроком игры на пианино» (1916 г.).

Польза от междисциплинарных изучений наподобие совершённого на данный момент учёными и искусствоведами увлекательна собственной полной непредсказуемостью. Так, потрудившись над реконструкцией «Купальщиц», доктор наук Цафтарис задумался о применении использованных методов для раскраски совсем вторых чёрно-белых изображений – результатов МРТ-сканирования сердец кардиологических больных.

Эта «псевдоколоризация» обязана оказать помощь докторам в своевременном обнаружении болезней. Увидим, что заявленная мысль в какой-то мере уже реализована в сравнительно не так давно показавшемся так именуемом четырёхмерном сердечном томографе, созданном американскими учёными.

Анри Матисс. Говорит Александр Таиров.


Темы которые будут Вам интересны: