Из-под слоёв матисса извлекли цвета прошлого
Не только искусствоведы уверены в том, что в творчестве Анри Матисса парижского периода «Купальщицы» – одна из работ, самый ярко отражающих дух предвоенного времени. Кроме того неискушённый любитель живописи согласится: полотно притягивает взор, как словно бы в самой глубине его нехитрой композиции что-то скрыто. Последние научные изучения подтвердили – с картиной вправду не всё так легко.
Как и многих его сотрудников по цеху, отвернуться от авангардизма Матисса вынудила Первая мировая. А незадолго до её начала живописец, ещё совсем сравнительно не так давно, по меткому выражению, «обливавший публику вёдрами краски», был мрачен и страдал от депрессии. Считается, что это настроение легко уловимо как раз в «Купальщицах».
Около трёх лет тому назад хранители и кураторы университета искусств Чикаго начали шепетильно изучить полотно, дабы дать добро долгие загадки работы великого мастера.
Живописец во время работы над «Купальщицами». На этих снимках прекрасно видны фрагменты данной картины, которую Матисс незадолго до смерти назвал в числе пяти собственных основных работ (фото George Eastman House, International Museum of Photography and Film, Rochester/henry-matisse.net).
Финальный состав собравшейся для данного предприятия команды был бессчётным, но основной движущей силой изучения были, непременно, чикагский искусствовед Стефани Д?Алессандро (Stephanie d?Alessandro), Сотириос Цафтарис (Sotirios A. Tsaftaris) из Северо-Западного университета (Northwestern University) и Джон Элдерфилд (John Elderfield), почётный основной куратор музея современного мастерства в Нью-Йорке (MOMA).
Не смотря на то, что учёный мир знал о последовательности вторых этюдов и набросков Матисса к картине, никто не имел возможности сообщить, сколько значительных трансформаций претерпели сами «Купальщицы» между 1909 и 1917 годами. Отправной точкой в расследовании послужил известный факт: в первый раз взявшись за полотно, живописец изобразил пятерых обнажённых дам у водопада. Причём работа изобиловала розовым, зелёным и голубым цветами.
Историки утверждают: Матисс трудился над полотном в пара этапов начиная с 1909 года, по заказу известного столичного коллекционера Сергея Щукина. Но уже заметив акварельный набросок «Купальщиц», меценат отказался от картины.
В будущем Матисс продолжил работу по её трансформации, которая растянулась на продолжительные восемь лет (фото The Art Institute of Chicago).
В то время, когда клиент отказался от «Купальщиц», поражённый в самое сердце Матисс возвратился к работе лишь через четыре начал и года поменять её радикально. Фигур осталось лишь четыре, они стали выглядеть значительно абстрактнее, а основное, на смену броским краскам пришёл депрессивный серый цвет.
Что любопытно, благодаря такому оттенку позы дам справа достаточно легко трактовать как молитвенные. Особенно это заметно, в случае если взглянуть на цветной вариант «Купальщиц» 1913 года, восстановленный совместными усилиями учёных и искусствоведов по чёрно-белому снимку фотографа Эжена Дрюэ (Eugene Druet).
Реконструкция цветной картины по чёрно-белой фотографии –куда более непростая работа, чем получившее популярность сейчас раскрашивание чёрно-белого фильма (колоризация).
В случае если в последнем случае хватает усилий технических экспертов, то, «общаясь» с полотном, без искусствоведов не обойтись. Так как в мире живописцев небо не всегда обязано быть голубым, а трава – зелёной. Что уж сказать об абстрактной живописи, к которой возможно отнести и «Купальщиц» Матисса.
Фотопортрет Матисса, отреставрированный в рамках недавней кампании издания LIFE по оцифровыванию всего фотоархива издания за XX век (фото LIFE).
Найденные остатки ветхой краски на поверхности полотна и микроскопические поперечные срезы с избытком обеспечили исследователей нужными данными. «Когда мы сделали микросрезы и так сняли фрагменты верхнего слоя с „Купальщиц“, то сходу увидели броские частицы краски», – говорит Элдерфилд.
После этого программа посекторно сопоставила отсканированное изображение (4 на 5 тысяч пикселей) «Купальщиц» в их финальной ипостаси и чёрно-белое фото 1913 года. Целый огромный комплекс взятых соответствий проходил «фильтрацию» искусствоведами, консультировавшими учёных относительно того, как изменялась картина в 1909 и 1913 годах. Результат – объединение всех результатов помогло раскрасить снимок как минимум c 95-процентной точностью.
Вверху – снимок, с которым трудились эксперты, внизу – картина, как она выглядит на сегодня, в центре – восстановленный «промежуточный» её вариант (фото The Art Institute of Chicago, Northwestern University).
Самым же впечатляющим результатом проекта стала отличная репродукция той самой промежуточной версии «Купальщиц» в натуральную величину, как будто бы извлечённая из в далеком прошлом ушедшего времени.
Открывшиеся взгляду учёных робкие розовые и зелёные пятна – словно бы отблески падающего извне света, источник которого спешно покинул пространство рисунка. Учёные, но, считают, что главный в «Купальщицах» серый цвет не связан с предчувствием живописцем всемирный войны за год до её начала, а неотъемлемая и неотъемлемая часть творческого развития самого Матисса.
В 1917-м живописец завершил «Купальщиц», вернув картине разнообразие цветовой палитры, но наряду с этим сделав полотно совсем схематичным и уплощённым, разбив его на вертикальные территории и «переориентировав» отдельные элементы. Так, к примеру, изгиб тела закрашенной пятой фигуры снова всплыл, но уже в качестве белой змееобразной абстракции.
Одним словом, если бы не применённый учёными способ псевдоколоризации (мало похожий на разработку раскраски картины прибора ночного видения), эта сторона живописи француза так и осталась бы потерянной.
«Он всегда был известен как гений цвета, передачи и света ощущения гедонизма, – продолжает Элдерфилд. – Но Матисс периода 1913-1917 годов, отысканный нами, – совсем другой живописец, более строгий, неспокойный и радикальный». Именно на протяжении этих лет воистину стоического обрабатывания одного и того же полотна, как вычисляют участники изучения, Матисс и стал мастером художественных синтеза и геометрии. (Видеопрезентация открытия размещена в пресс-релизе Северо-Западного университета.)
Оценить проделанный искусствоведами и учёными труд при жажде возможно на масштабной выставке «Матисс: радикальное изобретение, 1913-1917» (Matisse: Radical Invention), которая проходит в MOMA с 18 июля по 11 октября 2010 года. Экспозиция включает около 120 картин, скульптур, репродукций и рисунков, воображающих «парижский» период Матисса.
На этом отрезке судьбы живописца, с момента его возвращения из Марокко и до его отъезда в Ниццу в 1917, была создана масса таинственных и экспериментальных картин.
Традиционно работы Матисса «парижского» периода воспринимаются искусствоведами по отдельности, не связанными между собой, не смотря на то, что в их геометрически чёткой и правильной композиции везде преобладают тёмные и серые оттенки. Нынешнее же изучение «Купальщиц» не только пролило свет на способы живописца, но и продемонстрировало сообщение картины с несколькими вторыми последующими работами – как минимум с «Марокканцами» (1915-1916 гг.) и «Уроком игры на пианино» (1916 г.).
Польза от междисциплинарных изучений наподобие совершённого на данный момент учёными и искусствоведами увлекательна собственной полной непредсказуемостью. Так, потрудившись над реконструкцией «Купальщиц», доктор наук Цафтарис задумался о применении использованных методов для раскраски совсем вторых чёрно-белых изображений – результатов МРТ-сканирования сердец кардиологических больных.
Эта «псевдоколоризация» обязана оказать помощь докторам в своевременном обнаружении болезней. Увидим, что заявленная мысль в какой-то мере уже реализована в сравнительно не так давно показавшемся так именуемом четырёхмерном сердечном томографе, созданном американскими учёными.