Музыкальные галлюцинации: мозг мучает человека песнями

Музыкальные галлюцинации: мозг мучает человека песнями

Музыка, сама по себе звучащая в голове. Знакомо? Не редкость такое, возможно, с каждым, чего уж в том месте. Прицепится какая-нибудь «женщина Прасковья», покрутится-покрутится и прекратит. Другое дело, в то время, когда мелодия начинает звучать беспрерывно и воспринимается, как словно бы приходит извне.

Вот это — беда.

«Песня, иногда играющаяся в вашей голове – это естественно. Другое дело, музыкальные галлюцинации, они становятся значительной проблемой. Люди не смогут дремать, не смогут думать», — говорит английский психиатр Виктор Азиз (Victor Aziz), что вместе с сотрудником Ником Уорнером (Nick Warner) сравнительно не так давно снова обратил внимание учёных напсихопатологическую проблему «музыки в мозге».

Что являются эти галлюцинации, и каково с ними жить — объясним на примере.

Жила-была в Калифорнии 70-летняя дама, назовём её мисс Мэгги. в один раз ночью она проснулась от маленького, простого как ливень в этих краях землетрясения. Наконец, почва прекратила трястись, и Мэгги постаралась заснуть.

Но тут она услышала мелодию — в голове достаточно звучно, но не оглушительно зазвучала грустная ветхая песня в духе «Как молоды мы были».

В то время, когда Мэгги была девочкой, эту песню играл на пианино её папа. И вот сейчас пожилая дама сидит в кровати и слушает, заснуть неимеетвозможности. Песня длится, повторяясь в течение многих часов. Неизвестно как, но Мэгги удалось отключиться.

Утром она пришла в себя под ту же «Как молоды мы были».

New York Times сравнила мозг человека, страдающего от музыкальных галлюцинаций, с плеером iPod (фото с сайта pcpop.com).

Неспешно, в течение нескольких месяцев репертуар обогатился, зазвучали другие мелодии. Музыка довольно часто начинала звучать, в то время, когда Мэгги ложилась дремать либо в то время, когда вела автомобиль. В любом случае «концерт» продолжался по паре часов.

Звучание всегда было броским, как словно бы рядом игрался оркестр.

Очевидно, даму это начало напрягать. Через какое-то время она отыскала единственный метод выключения музыки в голове — к сожалению, для этого должно было играться радио — клин клином.

К тому же, у мелодий в голове было ещё одно ужасное уровень качества: кроме того самые любимые музыкальные произведения, единожды раздавшиеся «в», нереально было принимать из простых источников, они дико злили.

По окончании нескольких месяцев пытки Мэгги всё-таки решилась обратиться со своей проблемой к доктору. Как ни необычно, рассказ пациентки врача не поразил. Он сказал даме, что та страдает от неизвестного и редкого расстройства — музыкальных галлюцинаций — и относится к маленькому, но значительному количеству людей, каковые слышат музыку, которой нет.

Большая часть страдальцев — пожилые люди. Песни довольно часто являются к ним из самых глубоких «архивов» памяти. У одних звучит итальянская опера, которую давным давно обожали слушать родители.

У других грохочут гимны, играется джаз либо шумят популярные мелодии.

Кто-то привыкает а также наслаждается , но таких единицы. Главная масса пробует музыку остановить: закрывают двери и окна, засовывают вату в уши либо дремлют с подушкой на голове — не оказывает помощь, само собой разумеется.

В это же время, музыкальные галлюцинации — не новое явление, они вторгались в умы людей прошлых столетий. К примеру, известный композитор Роберт Шуман галлюцинировал музыкой в конце судьбы и зафиксировал данный факт – сказал потомкам, что писал под диктовку призрака Шуберта.

Но эти галлюцинации продолжительное время не признавались медиками как независимое нарушение. Были попытки связать музыкальные галлюцинации с целым диапазоном состояний человека, включая старость, глухоту, мозговые опухоли, передозировки препарата а также пересадки печени.

Но светло было лишь одно: музыкальные нельзя путать и смешивать с другими галлюцинациями, видений и типа голосов, поскольку человек может слушать мелодии без какого-либо иного искажения действительности.

Роберт Шуман рассказал о галлюцинациях (изображение с сайта sapere.it).

Первое масштабное изучение музыкальных галлюцинаций было совершено в японской психиатрической поликлинике во второй половине 90-ых годов двадцатого века. В том месте обнаружилось, что слышат музыку в голове 6 из 3 тысяч 678 больных. Это соотношение, но, не отражает настоящего положения дел, поскольку все больные имели важные психологические расстройства.

Так вот, японские психиатры и их немногочисленные последователи узнали, что отечественный мозг обрабатывают музыку через неповторимую сеть нейронов. Сперва звуки при входе в мозг активизируют область около ушей, названную первичной слуховой корой, которая начинает обрабатывать звуки насамом главном их уровне.

После этого слуховая кора передаёт личные сигналы вторым областям, каковые смогут признать более сложные изюминки музыки, мелодии и типа ритма.

Оказалось, что эта сеть нейронов в слуховой коре может начать трудиться не так, как нужно, не затрагивая своим «сбоем» никаких вторых областей мозга.

Продолжил работу в данном направлении Тимоти Гриффитс (Timothy Griffiths), английский специалист по расстройствам слуха из медицинской школы университета Ньюкасла (Newcastle University Medical School). В прошедшем сезоне он изучил шестерых пожилых больных, у которых музыкальные галлюцинации показались вместе с глухотой.

При помощи позитронной эмиссионной томографии учёный нашёл пара областей в мозге, что стали более активными на протяжении музыкальных галлюцинаций. Итог врача озадачил: «Я заметил практически то же, что и у обычных людей, каковые слушают музыку», — согласился Гриффитс.

Основное отличие, он утвержает, что в том, что музыкальные галлюцинации не активизируют первичную слуховую кору, а применяют лишь части мозга, важные за превращение несложных звуков в сложную музыку.

В соответствии с догадке Гриффитса, обрабатывающие музыку области мозга непрерывно ищут образцы в сигналах, поступающих от ушей. Потому, что этим областям нужна мелодия, они усиливают определённые звуки, каковые соответствуют музыке, и минимизируют посторонние шумы.

В то время, когда в уши не поступает никаких звуков, части мозга смогут постараться ухватиться хоть за что-нибудь, за сигналы и случайные импульсы, попытаться создать из них некую структуру, копаясь в воспоминаниях. Так пара нот смогут неожиданно превратиться в привычную мелодию.

Для большинства из нас это может закончиться производством песни, которая с большим трудом, но выйдет из отечественной головы, потому, что постоянный поток информации, входящий в отечественные уши, подавляет эту музыку. У глухих этого потока, ясно, нет, исходя из этого они смогут слышать музыку всё время.

Допустим, с музыкальными галлюцинациями у глухих Гриффитс разобрался. Но как быть со слышащими людьми, наподобие мисс Мэгги? Мы возвращаемся к психиатру Виктору Азизу.

Его изучение – самое свежее и, как говорят, самое масштабное за всё время.

Согласно данным английских медиков, в возрасте 65 лет от музыки в голове страдает один из 10 тысяч людей (не смотря на то, что подлинные масштабы установить нереально – многие собственные мелодии скрывают). Тем и полезно изучение Азиза и Уорнера, поскольку они проанализировали аж 30 случаев музыкальной галлюцинации (в среднем больному было 78 лет, треть из них были глухими).

Стало известно, что у дам музыка играется в голове чаще, чем у мужчин. В двух третях случаев пожилым слышится религиозная музыка. Но Азиз уверен в том, что «в будущем люди начнут галлюцинировать и популярной, и хорошей музыкой, тем, что сейчас слышат неизменно».

Психиатры считаюм, что музыкальные галлюцинации происходят, в то время, когда люди лишаются богатой звуками внешней среды, теряют слух либо живут в изоляции, а дальше – фактически те же объяснения, что и у Гриффитса.

Музыкальные галлюцинации смогут быть объяснением того, как Бетховен, уже будучи глухим, писал музыку (изображение с сайта w3.rz-berlin.mpg.de).

При отсутствии звуков, поступающих через уши, мозг создаёт случайные импульсы, каковые интерпретирует как звуки, после этого обращается за помощью к воспоминаниям о музыке, и песня начинается.

Азиз считает, что музыкальные галлюцинации распространены и среди молодёжи, легко мы об этом не знаем. Любопытно, что врач нашёл одного 28-летнего американца, что обучился жить с галлюцинациями а также отыскал в них источник комфорта — музыка в голове отражает его эмоциональное состояние.

«Она играется на заднем замысле, как музыка в кинофильме, — говорит данный юный человек. — Время от времени эта мелодия останавливается, и это заставляет меня ощущать себя неуверенно, словно бы я был не в том месте не в то время, думается, словно что-то не так».

Музыкальные галлюцинации лишь до тех пор пока считаются редким расстройством, но скоро, согласно точки зрения Азиза, смогут статьобычным делом, потому, что современный человек живёт в наводнённом музыкой мире (слыхали о зубной щётке, показывающей музыку через челюсть?).

на данный момент она звучит практически везде и фактически отовсюду — не только из плееров, радиоприёмников, телевизора, но и в лифтах, спортзалах, торговых комплексах, на улицах. Нельзя исключать, что позже эта музыка сама по себе заиграет в головах. И ещё прекрасно, в случае если это будет не «женщина Прасковья».

5 АУДИО ИЛЛЮЗИЙ. Одурачь УШИ!


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: