Яхты-роботы поднимают паруса на штурм атлантики

Первая в истории попытка роботов самостоятельно пересечь океан под парусом в полной мере может закончиться утратой всех участников. Так как кроме того мореходы из крови и плоти не всегда добираются до цели. А тут с шквальным ветром и волнами нужно будет бороться маленьким лодочкам, ведомым горсткой микросхем.

Тем полезнее окажется победа электроники над стихией.

Восемь маленьких яхт примут старт в неповторимой гонке Microtransat Challenge, которая состоится этой осенью.

По устройству эти яхты схожи. Они в маленьком масштабе повторяют строение «настоящих» парусных судов, лишь такелажем тут руководят особые приводы, команды которым отдаёт бортовой компьютер. Последний всегда сверяет позицию яхты (благодаря спутниковой навигации) с картой маршрута, смотрит за погодой «над головой», ветром и волнами и систематично отправляет на берег «отчёт» о положении дел.

Питают всё хозяйство аккумуляторная батареи, заряжаемые солнечными батареями.

Австрийский Roboat победил в первом Microtransat, прошедшем в 2006-м (фото с сайта theregister.co.uk).

Не так уж сложно? На словах. Но лишь представьте, с какими трудностями столкнутся роботы в открытом океане, где никто не сможет (в соответствии с правилам) «подсказывать» им верные ответы. А ведь включить дистанционное управление яхтой человеком их создатели смогут только в экстренных обстановках — лишь дабы спасти сам аппарат.

Но при таких условиях уже ни о речи и какой победе не отправится.

В общем, создание независимых парусных ботов – дело непростое. Тем необычнее, что такие автомобили проектируют, в противном случае и уже выстроили, и более того — испытали — сходу пара групп экспериментаторов.

Сейчас для принятие участия в соревновании прошло регистрацию восемь команд из Англии, Франции, Австрии, Канады, Португалии и США.

Действительно, их проекты находятся на различной стадии реализации. У одних имеется лишь картины и объявление «Ищем спонсоров», у других имеются действующие прототипы яхт либо прошлые модели, у третьих полным ходом идёт постройка «призового аппарата».

Яхты-роботы поднимают паруса на штурм атлантики

Слева верху: 280-килограммовая яхта-робот Beagle B, выстроенная в Абериствите, есть предшественницей Pinta. Последняя обязана появляться красивее (всего 150 килограммов), но стремительнее. По расчётам англичан она сможет развивать скорость в 7,4 км/ч. Особенности конструкции — углеволоконный парус-крыло.

Справа вверху: одна из моделей от INNOC, прекрасно видны солнечные батареи. Внизу: претенденты из Канады и Португалии (фото с сайтов microtransat.org, roboticsailing.org и engsoc.queensu.ca).

Так или иначе, за победу в трансатлантической гонке собираются побороться:

  • робот Pinta факультета информатики университета Уэльса в Абериствите (Aberystwyth University);
  • французская верховная школа авиационных инженеров (ENSICA) и её машина IBoat;
  • австрийское общество передовых компьютерных изучений (Osterreichische Gesellschaft fur innovative Computerwissenschaften либо INNOC) и его аппарат Roboat;
  • команда независимого парусного робота (Mostly Autonomous Sailboat Team — MAST) Королевского университета в Онтарио (Queen?s University);
  • лодка FEUP Autonomous Sailboat (FASt) инженерного факультета университета Порто (Faculdade de Engenharia da Universidade do Porto — FEUP);
  • личная команда из Мэриленда Team Robotboat и её аппарат Mark III Robotboat;
  • личная американская команда Team Savage;
  • личная команда Portencross Boys из Глазго.
  • Картина, хорошая пера Айвазовского: кораблик команды MAST сражается с порывами ветра на фоне свинцовых туч (фото с сайта roboticsailing.org).

    Состязание роботов-яхт придумано Марком Нилом (Mark James Neal) из университета Уэльса и Ивом Бриером (Yves Briere) из ENSICA. Первые такие (достаточно скромные) соревнования прошли на одном из французских озёр, а также в морском заливе недалеко от берега Британии в 2006 и 2007 годах. Но трансатлантический переход — куда более важное опробование для роботов, нежели пара километров тех первых гонок.

    «Это первый случай, в то время, когда кто-либо постарается преодолеть океан с любой автоматизированной лодкой, — информирует Нил. — гибкость проблема — работы и Большая долговечность роботов в непростых условиях. Они должны выжить в течение двух-трёх месяцев без всякой помощи. В случае если нам удастся добраться до финиша, я буду весьма рад.

    Это достижение откроет океаны для мониторинга внешней среды при помощи роботов».

    Проект из Мэриленда (иллюстрация с сайта robotboat.blogspot.com).

    «Датчики таких автомобилей, — продолжает доктор наук, — будут измерять содержание углекислого газа в воде, концентрацию хлорофилла и загрязняющих веществ, температуры и атмосферное давление воды и воздуха. Собранную информацию понадобятся учёным, и окажут помощь экспертам отслеживать рост планктона либо разливы нефти. Роботы соберут эти сведенья дешевле и своевременнее, чем с нынешними разработками».

    Нужно подметить, что плавающие роботы уже ходили поперёк Атлантики. Возможно отыскать в памяти хотя бы выдающийся подводный робот-исследователь Spray. Но для обеспечения собственного перемещения он применял совсем второй принцип.

    Иначе, мы уже видели успех совокупности, в которой парусом (да ещё и летающим) руководил компьютер. Так что современная техника владеет хорошей «базой», дабы породить работоспособные трансатлантические яхты-боты.

    До тех пор пока команда Team Savage завлекает потенциальных спонсоров этим рисунком… (иллюстрация с сайта tech.groups.яху.com).

    Возвратимся, но, к состязанию.

    В правилах Microtransat Challenge перечислены такие разумные вещи:

  • яхты не должны иметь никакого привода, не считая паруса;
  • аппарат должен быть всецело энергетически независимым, он обязан нести на борту всё нужное ему электрооборудование, а в длину парусник не должен быть больше направляться метров;
  • участники не смогут мешать вторым претендентам, а также – вести автомобили на столкновение, ставить препятствия либо мешать работе электронных совокупностей соперников;
  • любой участник обязуется предоставлять данные о положении лодки судьям не реже раза в день;
  • участники не смогут руководить собственными яхтами дистанционно, но смогут переправлять на них координаты определённых точек расстояния, данные о погоде на маршруте либо кроме того обновлять ПО лодки, и – приобретать с борта телеметрию о состоянии яхты (её батарей и без того потом).
  • …их соперники из Portencross Boys выполнили (вчерне) проект собственной яхты-робота Shoogle Nifty II, чему свидетельство — данный чертёж (иллюстрация с сайта vagabond.me.uk).

    Старт данной гонки намечен на промежуток между 29 октября года 5 и 2008 сентября. Место старта — Виана до Кастело (Viana do Castelo), Португалия. Финишная линия (по определению устроителей гонки) — это отрезок меридиана 60 градусов западной долготы, ограниченный двумя параллелями — 10 и 25 градусов северной широты.

    На последовательности ресурсов уточнено, что «ленточка» натянута приблизительно между северной оконечностью Святой Люсии и южной оконечностью Мартиники, не смотря на то, что это куда более маленький отрезок.

    Если ни одна яхта так и не дойдёт до заветной финишной линии, победителем состязания заявят аппарат, что на момент собственного схода либо прекращения всей гонки в целом достигнет самой западной точки среди всех претендентов.

    Пара моментов гонки 2007-го, которая прошла в Ирландском море у берега Абериствита (фотографии с сайта microtransat.org).

    «Вычислять цыплят» мы будем в осеннюю пору. Но ещё раньше, с 20 по 25 мая 2008-го, в Австрии на озере Нойзидль (Neusiedl) пройдёт интернациональный чемпионат яхт-роботов (World Robotic Sailing Championship 2008), организованный INNOC. Для команд, намеренных кинуть собственных роботов в волны Атлантики в осеннем супермарафоне, майское состязание послужит хорошим тестом автомобилей и оценкой расстановки сил.

    По крайней мере уже как мы знаем, что команды INNOC, Aberystwyth, FEUP и MAST вовсю собираются на чемпионат.

    Яхта за 10 000 долларов! Обзор. Работа в Соединенных Штатах — паруса, сутки 7. Майами. США [2018] #17


    Темы которые будут Вам интересны:

    Читайте также: