Яркий мексиканец режет лучами небо и вскрывает тени пешеходов

Он играется со светом и видео в огромных тенях прохожих. Выстраивает броские конструкции в небе из света десятков замечательных прожекторов. К реализации его идей подключаются много тысяч необязательных ассистентов. Собственную архитектуру он именует относительной, а кое-какие проекты предназначает инопланетянам.

И вы его не понимаете.

Но знакомьтесь: Рафаэль Лозано-Хеммер (Rafael Lozano-Hemmer). Появился в Мехико во второй половине 60-ых годов XX века. Степень бакалавра наук, увидим, в области физической химии он взял 1989-м, в университете Конкордии (Concordia University), что в канадском Монреале.

В первую очередь 1990-х Лозано-Хеммер, именуя себя электронным живописцем, создаёт широкомасштабные интерактивные сооружения в публичных местах, для которых в большинстве случаев использует последние достижения науки и техники и изготовленные на заказ интерфейсы.

Применяя робототехнику, проекции, звук, свет, Интернет и сотовую сообщение, другие устройства и разнообразные датчики, Рафаэль делает «временные антипамятники для агентства инопланетян» («temporary antimonuments for alien agency»), каковые, но, признательно принимают и земляне.

Яркий мексиканец режет лучами небо и вскрывает тени пешеходов

В отличие от собственного тёзки, архитектора и итальянского живописца, Лозано-Хеммер не пользуется красками. У него имеется другие изобразительные средства (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Его работы видели обитатели Мексики, Голландии, Франции, Японии, Швейцарии, Австралии, Англии, Китая, Бразилии, Турции, Испании, Кубы, Австрии, Германии, Канады и США. Неудивительно, что за собственную карьеру Лозано-Хеммер нахватал массу призов, помимо этого, есть желанным гостем на конференциях и симпозиумах, в общем, другими словами, перед нами — признанный гений, о котором в Российской Федерации очень мало кто знает (в Рунете на данный момент на его имя предлагаются две ссылки: одна на отечественный же стоп-кадр, а вторая не работает).

Исправляем сие недоразумение. Нужно заявить, что у Лозано-Хеммера много заслуживающих внимания проектов (полный перечень тут), но уложить описания кроме того большинства из них в рамках одной статьи нереально, исходя из этого мы ограничимся самыми, как нам думается, зрелищными.

К таковым без сомнений в собственности серия «Относительная архитектура» (Relational Architecture), третий проект из которой именуется «Ответ на позиционирование кошмара» (Re:Positioning Fear) и был продемонстрирован во второй половине 90-ых годов двадцатого века на бьеннале в австрийском Граце.

Надписи в теней, вертикально идущие снизу вверх — это чат в настоящем времени (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Инсталляция, основанная на данной фреске из местного собора, была развёрнута во внутреннем дворе одного из громаднейших армейских арсеналов Европы.

На стену 350-летнего Landeszeughaus, ставшую экраном 15 x 20 метров, проецировались огромные тени прохожих (благодаря технике, кстати, издававшие звуки) и тексты из чата с участием 30 теоретиков и художников из 17 государств, обсуждающих «страхи современников» на сайте проекта.

Всё совместно это, к тому же, демонстрировало три средневековых страха обитателей Граца: нашествие саранчи (нанёсшее удар во второй половине 70-ых годов пятнадцатого века), Чум(Black Death — эпидемию, к счастью, миновавшую жителей) и падение города перед турецким захватчикам (чего также ни при каких обстоятельствах не было).

Вот так как какая неразбериха! «Кино тела» в действии (фото Rafael Lozano-Hemmer).

К огромным теням Лозано-Хеммер возвратился в 2001 году, применяв их в шестом проекте «Относительной архитектуры» Body Movies — «Кино тела». Воздействие происходило на площади в Роттердаме, а потом ещё в 4 городах.

Тысячи фотографий-портретов людей, сделанных на улицах, проецировались на стену, но лишь в пределах теней прохожих, силуэты которых в высоту достигали от 2 до 25 метров, в зависимости от того, как на большом растоянии люди проходили от замечательных источников света, размещённых на площади.

Инсталляция Under Scan имела у англичан не очень-то шумный, но успех (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Ну а самый масштабным проектом с применением людских теней Рафаэля стал Under Scan, самая громадная в мире интерактивная видео-арт-установка, с ноября 2005-го по март 2006-го перевоплотившая пять английских городов — Линкольн, Лестер, Нортгемптон, Дерби и Ноттингем — в огромную «теневую игру».

В каждом из городов было выбрано открытое пространство площадью приблизительно в 1,5 тысячи квадратных метров, к примеру, университетский город либо рынок.

К сожалению, снимок не передаёт всего. Заметить в собственной тени чужака — это одно, а вот движущегося чужака — второе (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Команда Лозано-Хеммера заготовила 1 тысячу интерактивных видео-портретов (маленьких роликов) случайно отобранных людей. Изначально эти цветные (что принципиально важно) портреты для прохожих были невидимы, потому, что площадь заливал белый свет от «самого замечательного в мире прожектора». А в буквальном смысле оживали видео-портреты в пределах теней пешеходов и, как пишет Рафаэль, «давали начало занимательному диапазону сотрудничеств».

В Under Scan была задействована куча оборудования: упомянутый выше прожектор, 14 проекторов по трём сторонам периметра плюс отслеживающая перемещения прохожих камера и, конечно же, замечательные компьютеры. Но оказалось сильно – откуда ни возьмись, в тёмной тени пешехода оказался второй «цветной человек», наблюдал на него, махал руками, поворачивался и без того потом.

Vectorial Elevation в испанском городе Витория. Потрясающе (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Сейчас пришло время поведать о роли прожекторов в творчестве Рафаэля. Проект «Векторное возвышение» (Vectorial Elevation) первоначально был рекомендован для празднования Миллениума в Мехико. Тогда в двухнедельный период больше 800 тысяч людей из 89 государств посетили сайт проекта, дабы посредством программы, демонстрирующей виртуальную модель главной площади, выстроить в небе световые скульптуры из лучей 18 прожекторов, каковые (скульптуры) были видны на расстоянии 15 километров.

За 14 дней пользователи внесли предложение приблизительно 3,5 миллиона собственных файлов-проектов. И создания отдельных творцов сменяли друг друга в небе с промежутком в восемь секунд, а само шоу возможно было заметить в том месте же, в сети, при помощи сети вебкамер.

То же «Векторное возвышение», лишь в Мехико (фото Rafael Lozano-Hemmer).

В 2002 году подобная акция прошла в испанском городе Витория (Vitoria-Gasteiz), и 300 тысяч людей из 63 государств с удовольствием приняли в ней участие. Повтор «Возвышения» во французском Лионе собрал 600 тысяч, а в ирландском Дублине 520 тысяч людей.

О том, как очень сильно смотрелось это «светопреДставление» четвёртой фазы «Относительной архитектуры», вы имеете возможность делать выводы по фотографиям. Неудивительно, что в конце 2003 года Лозано-Хеммер решил развить успех Vectorial Elevation, действительно, под другим названием и иными правилами игры.

На снимке справа башня, с которой лупит прожектор. Всего их два десятка (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Инсталляция «Амодальное подвешивание» (Amodal Suspension) была создана намерено к открытию нового Центра искусств и медиа Ямагачи (Yamaguchi Center for Arts and Media — YCAM).

С 1 по 24 ноября 2003-го японцы имели возможность применять сайт проекта, дабы послать маленькие текстовые сообщения друг другу, применяя мобильный телефон либо браузер. Но, вместо простой прямой пересылки, SMS проходили на сайте через компьютерную программу, которая преобразовывала их в подобие азбуки Морзе, а потом — в неповторимые последовательности вспышек 20 прожекторов, под различными углами направляемых электроникой в небо около центра YCAM.

Примечательно, что поразмыслили люди, не опытные об опытах Рафаэля, в то время, когда заметили эти лучи на расстоянии 15 км. Воздушная тревога? (фото Rafael Lozano-Hemmer).

О том, что сообщение показалось в воздухе, адресат выяснял по email, и дабы прочесть «написанный» прожекторами текст, ему необходимо было опять-таки зайти на сайт проекта. Действительно, дабы передать иронию глобализации, SMSс японского на английский переводила программа-переводчик, что давало неточные, но забавные результаты.

Когда участник прочитывал сообщение, оно исчезало с неба и коротко показывалось на фасаде центра YCAM. 400 тысяч людей из 94 государств с наслаждением занимались «Амодальным подвешиванием», послав, в общем итоге, около 6,5 миллионов SMS.

Полторы много ламп реагируют на людей, правильнее, на их скорость и присутствие ходьбы (фото Rafael Lozano-Hemmer).

Ну а самый последний собственный проект Рафаэль сделал для Бьеннале в Сиднее (Biennale of Sydney), завершившейся 27 августа. «Гомографии» (Homographies) — это 144 роботизированные флуоресцентные лампы, которыми руководят 7 компьютеризированных совокупностей наблюдения. В то время, когда люди проходят под лампами, последние поворачиваются на креплениях, создавая тем самым из света лабиринтообразные образцы, каковые являются «дорожками» либо «коридорами». Очень необычно, затейливо и красиво получается.

И по большому счету, Рафаэль Лозано-Хеммер – весьма занимательный создатель. броский. Согласитесь.

004_ETAZH_(4).mp3.mp4


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: