Электричество на страже
Кто не знает историю про храброго бедняка Али-Бабу из арабских сказок «Тысяча и одна ночь», подслушавшего загадочные слова, при произнесении которых раскрывалась чудесная дверь в пещеру с сокровищами?
Само собой разумеется, чудесные двери бывают лишь в сказках. А вот банковские сейфы, хранилища полезных документов и в наши дни снабжаются хитроумными автоматическими запорами, сложными совокупностями сигнализации.
Прогресс, охранных совокупностей связан с развитием и зарождением электротехники. Сам Эдисон начал собственную деятельность как раз с электрической охранной совокупности. О собственном первом изобретении он говорил так: «в один раз, в то время, когда я был еще мальчишкой, я прочёл в газетах, что один ограбленный богач-банкир решил во что бы то ни начало найти средство защиты собственных достатков от предстоящих посягательств.
Через пара мин. я уже стоял перед банкиром.
— Сударь, — сообщил я, — я только что изобрел аппарат, что в самый маленький срок предаст в ваши руки всякого, кто постарается подойти к вашим сейфам.
— И какое количество вы хотите взять за ваше изобретение? — задал вопрос банкир,
— Руку вашей единственной дочери! — вскрикнул я смело и решительно.
— Ну это нереально, но я предлагаю вам 10 тысяч американских долларов, в то время, когда вы докажете мне настоящую пользу от этого изобретения.
Я дал согласие.
Два дня спустя я посетил банкира и застал его лежащим в кровати.
— Сударь, — сообщил я, — вчерашним вечером вы захотели открыть ваш сейф. Но когда вы дотронулись до замка, вас поразил электрический удар, относительно не сильный, но однако повергший вас на пол. Это и имеется мое изобретение. Кто дотронется по окончании закрытия кассы до сейфа, будет поражен током и будет лежать без эмоций столько, сколько вы захотите».
С того времени прошло большое количество времени, наука и техника шагнули на большом растоянии вперед. на данный момент существует множество разнообразных механических, оптических, электрических и электронных охранных совокупностей, удачно справляющихся с порученным делом.
Особенное место занимает охрана машин от вторжения и угона посторонних лиц.
Эта глобальная неприятность всецело еще не решена, не смотря на то, что созданы и нашли использование на практике многие уникальные технические ответы. К примеру, радиосигнализаторы, складывающиеся из передатчика, включающегося при открывании двери автомобиля, и миниатюрного приемника, находящегося у обладателя транспортного средства; емкостные реле, срабатывающие при приближении к машине, либо всевозможные электрические замки.
При выборе охранного устройства нужно постоянно учитывать такие его показатели, как эффективность и надёжность. Первый — свойство совокупности безотказно трудиться в течение долгого времени, второй — возможность обеспечить сохранность объекта.
В нашем случае самым надежным охранным устройством будет, по-видимому, простой тумблер, разрывающий цепь зажигания двигателя.
Но эффективность для того чтобы устройства очень мала.
Разумеется, нужно отыскать какое-то компромиссное ответ, дабы, с одной стороны, достаточно надежно обезопасисть автомобиль от непрошеных гостей, а с другой — максимально упростить конструкцию охранного устройства.
Схема одного из таких устройств — на рисунке 1. В нем нет транзисторов, но, не обращая внимания на это, устройство трудится достаточно четко.
При включении на сторожевой режим в один момент происходит разрыв цепи зажигания, а при попытке постороннего лица открыть дверь, крышку капота либо багажник, включается сирена. Она подает звуковой сигнал , пока обладатель не отключит сигнализацию либо пока не разрядится аккумулятор.
Рис.
1. Схема «сторожа» (1-й вариант).
Схема устройства складывается из трех узлов: реле времени, содержащего цепочки задержки на срабатывание R2, С2 и на отпускание R1, C1; реле контроля, соединенного последовательно с концевыми контактами па двери, капоте и багажнике; промежуточного реле с замечательными контактами для включения сирены.
На сторожевой режим устройство переводят, надавив на кнопку S1, расположенную на пульте.
Наряду с этим срабатывает реле К2, самоблокируется и своим контактом K2.3 готовит к действию реле К1. Размыкающий контакт К2.2 отключает промежуточное реле. Включением тумблера S5 разрывают цепь зажигания двигателя и подают питание на обмотку К1. Через 4—5 с реле включится и «взведет» схему.
За это время необходимо выйти из автомобиля и захлопнуть дверь. Сейчас контакт К1.1 дешунтирует концевые выключатели S2—S4: схема находится в сторожевом режиме.
В случае если один из «концевиков» разомкнуть, реле К2 отключится собственными контактами K2.2 и К2.3 цепь питания реле КЗ подготавливает, а цепь питания реле К1 разрывает.
За 4—5 с по окончании открывания двери нужно успеть отключить тумблер S5. В другом случае начнет подавать голос сирена. (Обесточенное реле К1 своим контактом К1.2 включает реле К3, которое, со своей стороны, контактами КЗ.1 и КЗ.2 пускает в движение сирену.)
Устройство смонтировано на плате размером 190X70 мм и помещено в пластмассовый корпус (рис. 2). Пульт управления с тумблером и кнопкой размещают в салоне автомобиля, в каком-либо скрытом месте.
Рис. 2. Размещение элементов «сторожа» на плате.
Номиналы всех подробностей указаны на схеме.
Резисторы — МЛТ-2, конденсаторы — К50-6, электромагнитные реле К1— РКН с сопротивлением обмотки 400 Ом, К2 — РЭС-9 (паспорт РС4.524.200), К3 — ТКЕ52ПД либо МКУ-48 на 12 В постоянного тока.
Для повышения чувствительности у реле РКН рекомендуется удалить лишние контактные пластины.
направляться учесть, что при увеличении емкости конденсаторов С1 и С2 выдержки времени возрастают, а при уменьшении — понижаются.
На рисунке 3 — второй вариант охранного устройства.
Рис. 3. 2-й вариант «сторожа».
При включении тумблера S4 питание поступает на реле К1 и начинается отсчет времени. Контакт К1.1 разомкнут, и состояние «концевиков» S1—S3 не оказывает влияния на работу схемы.
По окончании 4—5 с К1 срабатывает и «взводите схему. При открывании дверей замыкание одного из концевых контактов S1—S3 ведет к срабатыванию реле К2, которое подготавливает цепь питания реле К3 (К2.3). Через 4—5 с К1 обесточивается, и реле К3 собственными контактами К3.1, КЗ.2 включает сирену.
В. ГУРЕВИЧ, г. Харьков