Колонки на скорую руку

Колонки на скорую руку

Существующие звуковые совокупности (АС) мебельного типа в большинстве собственном достаточно громоздкие и дорогостоящие. Пользоваться ими при настройке и проверке аудиоаппаратуры некомфортно. Да и в обыденной обстановке при прослушивании музыки и радиопередач предпочтение обычно отдается более несложным и дешёвым звуковым колонкам маленькой мощности, а также самодельным, изготовляемым из подручных материалов.

Я, к примеру, в опытах с усилителем звуковой частоты, выполненным на микросхеме К174ХА10, обходился сначала одной только динамической головкой (ДГ) типа 0.25ГД-19. Располагаясь на столе, она звучала негромко и без выражения. Рядом на боку лежала «обезглавленная» бумажная упаковка ТЕТРАПАК из-под молока (в таких коробчатых «боксах» радиолюбители, включая и меня, в большинстве случаев хранят небольшие подробности).

Убирая со собственного рабочего стола все лишнее, я случайно положил динамик на упаковку диффузором вниз. Конечно, что звукоотдача динамика, взявшего бумажную рупорообразную полость, возросла. А в то время, когда я вырезал в стенке упаковки отверстие для звукового потока от диффузора, то взял… звуковую колонку на скорую руку.

Для применения в стационарной радиолюбительской аудиоаппаратуре таковой импровизированной звуковой совокупности нужно только закрепить динамик винтами либо попросту приклеить. Тыльную сторону динамической головки возможно закрыть легкой декоративной сеткой, свернув ее воронкой. Такой же сеткой возможно заклеить и фронтальную сторону АС (открытую сторону упаковки).

Каждая упаковка ТЕТРАПАК снабжена внутренним пленочным покрытием.

В нашем случае оно послужит необычным демпфером (успокоителем, гасителем) колебаний, принимаемых как неприятный дребезг, и одновременно с этим начнёт способствовать малому затуханию звукового сигнала в АС (само собой разумеется, в случае если бумажная коробка не измята). Провалы амплитудно-частотной чёрта (АЧХ) оказавшейся совокупности возможно сгладить, подвесив «колокольчиком» над тыльной стороной динамика такую же коробку ТЕТРАПАК.

Причем высоту последней, как и параметры подвеса, легко уточнить, подав на вход усилителя сигнал той частоты, на которой наблюдался самый глубочайший провал АЧХ.

Технологии изготовлении звуковой колонки из бумажной упаковки ТЕТРАПАК и динамической головки 0,25ГД19

Эргономичная конструкция для проведення опытов с «тетрапаковской» звуковой совокупностью:

1 — корпус-рупор; 2— динамическая головка 0,25ГД19; 3 — «колокольчик»-ликвидатор провалов амплитудно-частотной чёрта; 4 —нить подвеса «колокольчика»; 5 — электроподводка (двойной монтажный провод, свитый в шнур); заготовка для подробностей поз. 1 и 3 — упаковка ТЕТРАПАК

В стереоварианте направляться изготовить две таких звуковых совокупности.

Вероятно создание активных звуковых колонок (со «своим» усилителем, размещенным на закрытой торцевой части одного из коробчатых корпусов). А дабы улучшить воспроизведение нижних частот, самодельную АС нужно положить на стол (тогда в работу включится и столешница).

С целью проведения предстоящих опытов воспользуемся не одной, а двумя бумажными упаковками, склеенными совместно так, дабы отверстия под диффузор динамика совпали. В верхней полости установим, как и прежде, динамик.

Провода к нему пропустим через отверстие, проколотое в одном из нижних углов верхней коробки. Катушку динамика подключим к усилителю звуковой частоты, запустим музыкальную программу и… убедимся, что звучание музыки стало хуже, чем в прошлых вариантах с одной упаковкой.

Оно и ясно: фронтальная и тыльная стороны диффузора — в равных звукоформирующих количествах.

Противофазные излучения из открытых торцов рупоров-упаковок доходят к слушателю фактически в один момент, с обоюдным гашением друг друга. Действительно, музыкальная программа все-таки будет восприниматься (благодаря маленькой отличия дорог прохождения, и отражения и некоторого рассеяния звуковых волн от окружающих предметов), но в очень сильно ослабленном виде, с рваной АЧХ.

Для повышения громкости звучания звуковой совокупности требуется задержать один из противофазных сигналов на маленькое время (до тех пор пока фаза сигнала повернется на 180°), дабы излучения, исходящие из открытых торцов у обоих рупоров, стали синфазными. Но музыкальная программа складывается из звуков разных частот. Время поворота фазы на 180° для каждой из них будет различным.

Значит, при применении простого узкополосного фазоинвертора (в частности так именуется устройство, задерживающее фазу сигнала) будет изменяться АЧХ звуковой совокупности, потому, что одни частоты оказываются им усиленными, а другие — подавленными.

Но так как громкость звучания на ослабленных участках аудиодиапазона возможно повышать за счет резонирующих особенностей самих специального резонатора и рупоров с коррекцией его положения в звукоформирующем количестве звуковой совокупности.

Причем последнее устройство и будет фазоинвертором, лишь необыкновенным — с регулируемым временем задержки, соответственно, и с своевременной корректировкой АЧХ. Тембр звучания таковой АС возможно устанавливать по желанию. Действительно, и тут будут собственные ограничения, обуславливаемые самой конструкцией.

Самодельная звуковая совокупность с регулируемым аудиофазоинвертором:

1 — корпус (сдвоенная «тетрапаковская» звуковая колонка); 2 — динамическая головка 0,25ГД 19; 3 — электроподводка (двойной монтажный провод, свитый в шнур); 4 — настраиваемый резонатор (алюминиевая банка емкостью 0,33 л); 5 — амортизирующая полоса (войлок, губчатая резина либо поролон, расположение и размеры — по месту, 8 шт.)

В качестве резонатора идеально подходит алюминиевая банка емкостью 0,33 литра (из-под напитков). Железную крышку у нее с опаской удаляют острым ножом. Оставшуюся емкость-резонатор устанавливают вовнутрь нижнего рупора АС (горловиной к диффузору).

Для удержания резонатора в рабочем положении и его демпфирования на внутренние стороны боковых бумажных стенок получающегося фазоинвертора приклеивают амортизирующие полосы войлока, губчатой резины либо, в крайнем случае, поролона.

Выдвигая и вдвигая резонатор в фазоинверсную полость, корректируют АЧХ звуковой совокупности. самоё удачное звучание — при положении горла резонатора у отверстия, вырезанного под диффузор динамика, — фиксируют как рабочее.

Так, в данной АС употребляется незадержанное излучение тыльной стороны диффузора, и звуковые колебания, возбуждаемые его фронтальной стороной и проходящие через частотно-зависимый фазоинвертор с резонатором. Не смотря на то, что амплитудно-частотная черта таковой совокупности содержит большое количество пиков и впадин, но неравномерность ее получается малой и может оптимизироваться слушателем при воспроизведении той либо другой фонограммы.

Звуковые колебания от фронтальной стороны диффузора динамика попадают вовнутрь тонкостенной алюминиевой банки-резонатора. Благодаря конструктивным изюминкам последней (суживающиеся донная часть и горловина, контакт с боковыми стенками нижней «тетрапаковской» упаковки) появляются всякого рода переизлучения.

Сложную картину сотрудничества дополняет дно, играющееся на верхних частотах аудиодиапазона роль еще одного (твёрдого) диффузора.

К тому же размещение банки-резонатора в нижней коробке может изменяться. Другими словами имеются все условия для амплитуды и регулировки пути задерживаемых колебаний, соответственно, и настоящие возможности для корректировки АЧХ данной звуковой совокупности.

Собранную из двух бумажных упаковок ТЕТРАПАК и отрегулированную АС возможно снаружи «облагородить» текстурованным материалом, а звукоизлучающие отверстия задрапировать прореженной декоративной тканью либо легкой пластмассовой сеткой.

При изготовлении же технологически аналогичных АС из более классических материалов, разрешающих расширить их габариты (и обеспечивать более качественное воспроизведение низких частот аудиодиапазона), направляться корпус изнутри оклеить полиэтиленовой пленкой в один — три слоя. Это разрешит заметно снизить дребезг и детонацию, характерные тонкостенным звуковым совокупностям.

Принципиальная электрическая схема поставщика музыкальных программ (на базе микросхемы усилителя и детекторного-приёмника низкой частоты)

Напоследок пара слов об аппаратуре, в комплексе с которой проводились изучения возможностей бумажных «гетрапаковских» АС.

Сначала мне хотелось, дабы все опыты прошли как возможно чище, а на оценке качества звучания звуковых совокупностей не сказались искажения, свойственные бытовой электронике (скажем, трактам ЗАПИСЬ-ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ последовательности самый распространенных магнитофонов). К тому же, я знал, что усилитель на базе микросхемы К174ХА10 фактически лишен указанного недочёта.

Более того, развивая на выходе мощность до 1 Вт, данное устройство, очень компактно смонтированное на торцевой части той же коробки ТЕТРАПАК, сможет устойчиво действующий при довольно низком (3—15 В) напряжении электропитания. А дабы музыкальные программы, воспроизводимые этим усилителем, не смогли утомить однообразием, я решил подать на вход сигнал от… детекторного приемника (собрать таковой не составит особенного труда кроме того школьнику). Результатами остался доволен.

Для тех, кто надумает повторить мою конструкцию качественного приемника прямого усиления, информирую нужные эти. Применяемый рабочий диапазон — ДВ. Катушка приемного колебательного контура намотана на бумажном каркасе диаметром 10 мм и содержит 180 витков провода ПЭВ2-0.08. Конденсатором переменной емкости (КПЕ) помогает одна секция блока КПЕ. Остальные подробности (а их для данной конструкции нужно мало) — в соответствии с принципиальной электрической схеме.

Для приема музыкальных программ в диапазоне СВ никаких переделок в данном устройстве не нужно (за исключением конденсатора С2, емкость которого при частоте 1 МГц — от 20 до 30 пФ). При подключении добротной наружной хорошего заземления и антенны данное устройство будет из зфира поставлять для звуковой совокупности разнообразные программы, а также много музыкальных.

В.

БЕСЕДИН , г. Тюмень

ВЧ колонки на скорую руку


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: