Кредитная пробка
Одолжить за 60 мин. — это стало действительностью русского рынка автокредитования. Оптимисты предрекают ему бурный рост в ближайшие три года. // Ян Арт. Карьера N5 (113) Май 2008
Одолжить за 60 мин. — это стало действительностью русского рынка автокредитования. Оптимисты предрекают ему бурныйрост в ближайшие три года. Причем не так долго осталось ждать россияне смогут брать машины в долг уже без подтверждения доходов и обязательных страховок.
Вопрос лишь один: смогут ли вместить российские дороги всю эту блестящую новым лаком автомобильную армаду?
Те, кто уже вкусил прелесть «судьбы взаймы», в последнее полугодие полностью почувствовали на себе и всю нервозность кредитного рынка. Из трех «китов» розничного кредитования два сейчас плавают в неспокойных морях. Рынок потребкредитов, и без того взбудораженный требованием Центрального банка раскрывать размер действенной ставки (ЭПС), так же, как и прежде живет с оглядкой на длящийся рост невозвратов. Ипотеку по большому счету чуть не начали отпевать в связи с мировым кризисом ликвидности.
Третий «кит» — автокредиты — на этом фоне выглядит примером самообладания. Но заключения ему ставят диаметрально противоположные.
Одни полагают, чторост этого рынка замедлится — таковой прогноз, к примеру, раздался в «Коммерсанте». Другие уверены в том, что в кризисное время ликвидности автокредитование станет фаворитом банковской розницы. Данный вид ссуд максимально защищен от потрясений: с одной стороны, он не требует от банков столь внушительных резервов, как ипотека, с другой — естьзалог в виде авто, что защищает банки от вероятной эпидемии невозвратов.
Как результат: в 2007 году российский рынок автокредитов достиг $15–16 млрд, а количество автомобилей, приобретённых россиянами взаймы, достигло 45% в общем количестве автопродаж. Откуда неподалеку до 60–70% — уровня «кредитно продвинутого» Европейского союза.
«Прошедший год возможно с уверенностью назвать годом автокредитования, — констатирует Владимир Голубков, первый зампредправления Росбанка. — В текущем году прогнозируется дальнейшийрост рынка. Вероятно понижение ставок в сегменте недорогих машин (ценой 300–400 тыс. рублей), ожидается смещение потребительского спроса на более дорогие автомобили, приобретение которых банки уже кредитуют по сниженным ставкам».
Оптимисты считают, что прекрасные возможности автокредитования предопределены самой обстановкой с машинами в Российской Федерации.
«Рынок автокредитования зависит от автомобильного рынка, а последний очень далек от насыщения, — напоминает Николай Корчагин, генеральный директор компании «Кредитмарт». — В Соединенных Штатах на 100 человек приходится около 75 машин, в Европе — 40. В Москве на 100 человек приходится около 30 машин, в других регионах — в среднем 15. Но число людей, желающих и талантливых приобрести автомобиль, в Российской Федерации всегда растёт.
И кредит остается актуальным инструментом».
Со стороны банкиров автокредитование также выглядит очень привлекательным. Одна из обстоятельств — относительно низкие риски по этому виду кредитования. «Дабы в этом убедиться, достаточно проанализировать соотношение доли выданных займов на покупка машины к общему объему выданных банками кредитов, — говорит Елена Смирнова, глава департамента розничных операций Инвестторгбанка. — Уже давно данный показатель не превышал 10–20%, сейчас он встал выше 30%». А в портфеле Росбанка, фаворита этого рынка, автокредиты занимают практически половину.
Так что в том, что автокредитование не «свернется», сомневаться не приходится. И главный вопрос для потребителя содержится в другом — изменятся ли его условия.
Автопробегом — по кризису
В этот самый момент снова всплывает тема кризиса ликвидности. На соискателе ипотечных ссуд он отразился самым недвусмысленным образом: требования к заемщикам стали тверже, отказы – чаще, а пресловутая справка 2-НДФЛ, подтверждающая белизну ваших доходов, – актуальнее.
В автокредитовании до тех пор пока все намного либеральнее. «Тут кризис значительно не повлиял и интерес участников рынка к этому виду продуктов не понижается, — поясняет Антон Рудь, помощник главы департамента розничного кредитования Бинбанка. «Автокредитование в сравнении с ипотекой требует меньше денег и на более маленький срок, — додаёт Эмиль Юсупов, глава департамента банковских продуктов Абсолют Банка. Большие банки в полной мере справляются с потоком ссуд на машины кроме того с учетом недостатка недорогих денег в мире заимствований.
«Мы, к примеру, имеем значительную базу привлечения ресурсов в виде депозитов физических и юрлиц, — отмечает Владимир Голубков из Росбанка. — Последствия кризиса, скорее, смогут коснуться банков, фондирующихся на внешних рынках, или маленьких банков». С таковой оценкой согласен и Филипп Дельпаль, генеральный директор направления розничных банковских потребительского кредитования и услуг группы BNP Paribas в Российской Федерации: «От кризиса прежде всего пострадали небольшие и средние банки, утратившие источник недорогого финансирования из-за предела и не имеющие доступа к совокупности рефинансирования Нацбанком в стране. А большие структуры сохраняют много возможностей для развития разных направлений бизнеса, включая и автокредитование».
Минус страховка
Практические действия кредиторов подтверждают данный вывод. Сейчас сроки выдачи автокредитов с трех лет увеличились до семи, а в некоторых банках — до десяти лет. Кредитование приобретения подержанных авто стало повсеместным.
Сейчас многие банки улучшаютусловия кредитования, в первую очередь снижая требования к заемщикам.
Кроме того один из самых консервативных игроков — Сбербанк — в последних числахМарта дал своим клиентам возможность взять ссуду на машину, предъявив всего лишь справку о доходах в произвольной форме. Раньше для этого требовалась «бетонная» 2-НДФЛ. В конце прошлого года такой же ход предпринял банк «Альянс», а фаворит автокредитного рынка — Росбанк — при выдаче ссуды готов учитывать совокупный доход семей собственных заемщиков.
Начались подвижки и в самом «узком месте» автокредитования — непомерно высоких ставках по страхованию КАСКО, каковые отпугивают многих клиентов. Банки начали экспериментировать и с отказом от необходимого страхования покупаемых взаймы машин. Сравнительно не так давно, к примеру, по этому пути отправился банк «Хоум Кредит», запустивший новый продукт — автокредит без необходимой страховки КАСКО.
В один момент в «Хоуме» отменили рабочей группе за выдачу автокредитов. Ранее необходимое КАСКО отменил и Росбанк. Оба банка снизили и время принятие ответа о выдаче автокредита: сейчас это делается за один час.
Уступи дорогу
У потенциальных заемщиков увеличиваются и возможности выбора кредитора. Новая тенденция российского автокредитования — приход на отечественный рынок так называемых «автомобильных банков» (денежных «дочек» наибольших автоконцернов, каковые кредитуют покупателей и дилеров машин собственной «материнской» марки). Первым стал Тойота Банк, после этого в Российской Федерации показался ДаймлерКрайслер Банк Рус.
Данной весной вышел на рынок и третий игрок — БМВ Банк. Концерн Дженерал моторс развивает собственную денежную структуру в Российской Федерации в партнерстве с Альфа-Банком. О возможности открыть собственный кредитное подразделение говорят и в автоконцерне Renault–Nissan.
«Конкурентные преимущества так называемых «автобанков» очевидны, — думает Елена Смирнова. — Они располагают высокими кредитными рейтингами, смогут заимствовать средства для помощи собственных «дочек» на интернациональных рынках капитала под низкий процент. Борьбу им в этом отношении смогут составить или большие российские банки, или дочерние структуры зарубежных кредитных организаций». Еще одно потенциальное конкурентное преимущество: «автобанки» нацелены не столько на получение прибыли, сколько на расширение количеств продаж собственного автоконцерна в Российской Федерации, исходя из этого будут предлагать клиентам максимально всевозможные бонусы и выгодные условия.
Свидетельствует ли это, что «автобанки» предложат гражданам России намного более удачные ставки по своим ссудам? Вряд ли, констатируют специалисты. «Учитывая уже полугодовую работу Тойота Банка, возможно заявить, что важного передела автокредитного рынка не отмечается, — говорит Антон Рудь. — Введение более удачных условий кредитования по машинам определенной марки может привести к увеличению спроса, а сроки поставки иномарок в Россию по многим маркам и без того доходят до одного года. Иными словами, ценовая борьба и тем более демпинг неосуществимы».
«Так что о значительном влиянии банков производителей машин на рынок до тех пор пока сказать рано, — вычисляет Владимир Голубков. — Несомненным их преимуществом до тех пор пока есть гарантированное присутствие в салонах всех официальных дилеров собственной марки. Но главная часть продаж автосалонами осуществляетсяв рамках стандартных продуктов вторых банков, снабжающих возможность приобретения более большого спектра машин. Исходя из этого о важной роли «автобанков» на рынке возможно будет сказать лишь в одном случае — в случае если внушительно вырастет количество продаж машин соответствующих марок».
Сейчас начинается еще один вариант для потребителей автокредитов — брать через брокеров. Причем время скептического отношения банкиров к брокерам очевидно миновало.
«Сотрудничество с брокерами разрешает дилеру автомобилей трудиться с более широким кругом банков и наряду с этим «не отвлекаться» на оформление и консультирование клиентов кредитных документов, — говорит Игор Пржеровски, директор по прямым продажам, маркетингу и PR банка «Хоум Кредит». — Дилер фокусируется на продаже машин, а брокер — на привлечении клиентов. Так как брокеры смогут охватывать сходу пара дилеров автомобилей, работа с ними выглядит очень перспективной».
Сами брокеры собственные шансы на этом поприще оценивают по-различному.
«Мы не только видим, но уже занимаем собственный место на рынке автокредитования, — говорит Александр Гребенко, председатель совета директоров петербургской брокерской компании «Кредитный и Денежный Консультант» (КФК). — К примеру, на данный момент отечественное подразделение «КФК-Авто» организует около 3% всех автокредитов, выдаваемых в Санкт-Петербурге, и в отечественных замыслах повышение данной доли до 10–20%».
А вот столичный сотрудник Гребенко Николай Корчагин к возможностям участия брокеров в автокредитовании относится с определенным сомнением. «В Соединенных Штатах, к примеру, где рынок кредитных брокеров очень развит, человек, что желает купить машину, приходит конкретно в автосалон, где решает все вопросы: как с автомобилем, так и с кредитом. Другими словами брокеры в неспециализированном-то не играются какой-либо значимой роли на этом рынке.
Сложно конкретно заявить, что случится в Российской Федерации через пять либо десять лет и как будет изменяться роль кредитных брокеров в автокредитовании. Но пока в условиях несформировавшегося и бурно развивающегося рынка брокер способен оказать значительную помощь клиенту».
Что за поворотом?
Чего же ожидать на рынке автокредитов в скором времени?
Специалисты Альфа-Банка сравнительно не так давно опубликовали собственный прогноз. Согласно их точке зрения, российский рынок автокредитов в ближайшие три года вырастет практически в четыре раза — с $16 млрд в 2007 году до $56 млрд в 2010 году. Схожий прогноз дают и эксперты КФК: 30-процентный рост каждый год; относительное насыщение рынка наступит только года через три.
Согласно точки зрения Антона Рудя, уже в текущем году более половины машин в Российской Федерации будет реализовано в долг. Он предполагает, что рынок подержанных машин и кредитование в этом сегменте в ближайшие два года будет расти менее высокими темпами, но приблизительно к 2010 году оно возьмёт новый импульс. «Учитывая, что громаднейшее количество машин продается на четвертый год владения, сейчас возможно ожидать появления на рынке большого числа подержанных машин, купленных в 2005–2007 годах — в момент пика автокредитования, — напоминает специалист. И банки готовьсяпредложить клиентам этих автомобилей новые кредитные программы.
По словам Николая Корчагина, также возможно ожидать, что банки все чаще начнут предлагать клиентам кредиты без необходимой страховки, понижение требований, предъявляемых соискателям кредитов, совместные программы с производителями машин, целый комплект всевозможных бонусов для заемщиков. Но фактически все специалисты сходятся в одном: значительного понижения ставок по автокредитам обозримой перспективе ожидать не приходится.
«С данной точки зрения рынок уже стабилизировался, — думает Игор Пржеровски из «Хоум Кредита».
Но, никто не берется прогнозировать второе: необходимы ли будут автокредиты по большому счету. У бума автокредитования имеется еще одно последствие — чисто техническое. «Побочный эффект» заметен невооруженным взором: улицы русских городов, в первую очередь Петербурга и Москвы, смогут совсем «подняться». Сейчас фактически каждая третья машина, стоящая в столичных пробках, куплена как раз в долг.
Ирония судьбы: один из участников кредитного рынка — шеф Свободного бюро ипотечного кредитования Дмитрий Балковский на работу и на деловые встречи ездит на метро. Чем дешевее становятся в Российской Федерации машины, тем они ненужнее.