Либерализация банковского сектора: возможные шаги
Либерализация в общем смысле — это снятие ограничений на экономические действия, предоставление большей свободы экономическим субъектам. Она нужна в том месте, где экономика носит директивный темперамент. Главные цели либерализации финсектора — это интеграция местной финансовой системы в мировую экономику, достижение всех преимуществ, каковые дает открытость и самостоятельность в условиях конкурентной рыночной экономики.
Чем характеризуется финансовая система до либерализации?
- Ограничен доступ зарубежным банкам и их свободная борьба с местными банками
- Контроль над распределением кредитов:директивно решается, куда прежде всего направлять средства, какие конкретно отрасли ограничивать в финансировании, какие конкретно поддерживать, высокие нормы резервирования
- Фиксируются ставки, например, устанавливается коридор ставок
- Кое-какие виды банковской деятельности ограничиваются либо запрещаются
- Регламентирован порядок работы банков (какое количество служащих, количество филиалов)
- Госбанки занимают главное положение
- Ограничены трансграничные сделки, практикуются ограничения на валютные операции либо используются множественные валютные направления.
Закрытая финансовая система достаточно действенна для распределения средств в условиях становления экономики, но в современном глобальном мире, в котором на первый замысел выходит высокий коэффициент и результативность работы нужного действия, она себя уже не оправдывает.
Ясно, что каждые реформистские меры не смогут иметь конкретно хорошие последствия. Среди хороших эффектов либерализации традиционно выделяют:
- Увеличение уровня сотрудничества с интернациональной денежной совокупностью (возможность завлекать зарубежный капитал, вольно осуществлять инвестиции, выводить капитал)
- Увеличение внутренней и внешней мобильности финансовой системы
- Развиваются долговые и долевые инструменты, что разрешает действенно организовать пенсионную совокупность, совокупность страхования
- Государство финансирует собственные обязательства рыночными методами (к примеру, производя национальные кредитные обязательства)
- Расширяется денежный инструментарий для всех участников рынка (любой может учавствовать, а также в рискованных высокодоходных операциях)
Конкретные события, запускающие процесс либерализации — это кризис командной экономики, например, кризисы платежного баланса, приход и смена власти к ней людей с реформаторскими, ориентированными на мировое сообщество, взорами, переосмысление экономической политики действующими начальниками. Комплекс мер по либерализации финсектора предполагает либерализацию перемещения капитала на местном и интернациональных рынках и создание условий для действенного применения зарубежного капитала.
Конкретные шаги либерализации:
- Обеспечение свободного ценообразования на банковские услуги (не фиксированные, а определенные рынком ставки)
- Снятие ограничение на распределение кредитов
- Снятие ограничений на операции с валютой
- Открытие доступа зарубежному капиталу.
- Все эти действия направлены на создание более открытой и конкурентоспособной финансовой системы.
- Меры либерализации финсектора, требующие более обдуманного подхода, это:
- Приватизация банков
- Изменение контроля и принципов регулирования над банковской совокупностью.
В совершенстве системные меры должны проводиться не позднее, чем снятие разных запретов. В противном случае финансовая система делается через чур уязвимой и нестабильной, подверженной внешнему влиянию любых кризисных событий, что и продемонстрировал опыт многих государств, не уделивших нужного внимания формированию новых правил контроля финсектора.
Либерализацию финсектора проводили многие страны в различные периоды:
- Европейские государства плюс Япония проводили меры по снятию ограничений в денежной сфере сразу после Второй мировой. У большинства данный процесс проходил поэтапно и растянулся на годы.
- Чили и Аргентина — семидесятые годы, Шри-Ланка — с 1978 года.
- Другие страны Латинской Америки — восьмидесятые-девяностые годы.
- Восточная Азия — плавное поступенчатое реформирование финансовой системы проводилось, начиная с восьмидесятых годов в течение десяти лет
- Южная Азия, за исключением Шри-Ланка — частичная либерализация осуществлялась с середины девяностых годов.
- Турция — с 1990 года.
- Узбекистан — с 1991 по 2000- постепенность и поэтапность либерализации разрешили создать устойчивую и действенную финансовую систему.
- Российская Федерация, Греция, Индия — с 1992 года.
Многие страны, проводившие либерализацию, столкнулись с валютно-денежными кризисами, самый свежий из которых — кризис 2008-2009 года, что затронул фактически все страны. Локальные кризисы финансовой системы пережили Мексика, Аргентина, азиатские государства (Таиланд, Малайзия, Индонезия и другие), Бразилия, Турция, Аргентина. Как правило кризис был связан с недостаточной проработанностью совершённых реформ.