Мексиканец строит лучший ракетный вертолёт-ранец
Мы живём в двадцать первом веке, а над улицами отечественных городов что-то не видно служащих, торопящихся по утрам в собственные конторы на вертолётах-ранцах. И десантники так же, как и прежде ограничиваются хорошими парашютами. Может, всё изменится с новой разработкой, что родом из Мексики?
Компания Tecnologia Aeroespacial Mexicana (TAM) создала проект миниатюрного вертолёта-ранца Libelula, кроме этого именуемого легко ракетным вертолётом (Rocket Helicopter).
Из-за чего ракетный? Всё легко – лопасти тут раскручиваются благодаря маленьким ракетным движкам на их финишах. Так что аппарат не испытывает недостаток в громадном хвосте, хвостовом винте либо двухвинтовой схеме, дабы компенсировать вращающий момент, появляющийся, в случае если вал главного винта приводится, как у простых вертолётов, двигателем, установленным в корпусе автомобили.
TAM считает, что Libelula станет самой идеальной, продуманной и эргономичной моделью из всех ранее созданных автомобилей для того чтобы типа. В этот самый момент легко нужно окунуться в историю.
До тех пор пока Libelula существует только в виде картин и простенькой 3D-анимации (иллюстрации Elio Parruca/MP Design Studio, Tecnologia Aeroespacial Mexicana).
Ясно, что кроме того простые одноместные вертолёты хорошего типа, и их родственники – автожиры (кроме того такие крохи), через чур тяжелы, дабы человек таскал их на себе. Потому вертолёт-ранец многие годы будоражит воображение изобретателей, и военных, каковые и видят, как легионы десантников высаживаются на поле боя с этими штуковинами за спиной.
И, нужно сообщить, самых различных «заплечных» вертолётов мир видел много. в течении XX века их неоднократно создавали как изобретатели-одиночки, так и целые компании. О некоторых таких автомобилях мы как-то говорили.
Но инженеры всё никак не смогут отыскать хороший вариант для того чтобы устройства.
А ведь в первый раз вертолёт-ранец был придуман австрийским инженером Паулем Баумгартлом (Paul Baumgartl). В 1941-1943 годах он кроме того выстроил пара отличающихся по конструкции образцов под неспециализированным заглавием Heliofly. Как и последовательность его последователей, он применил для привода лопастей маленькие ДВС.
Аппараты Баумгартла: Heliofly I и III57 (фото и иллюстрации с сайта aviastar.org).
Нельзя сказать, что мысль была успешной – нужны были весьма лёгкие и наряду с этим достаточно замечательные движки. Но такие конструкции продолжали систематично оказаться и в будущем.
В это же время в первой половине 50-ых годов двадцатого века американский инженер Евгений Глухарёв (сын русского иммигранта) создал вертолёт-ранец MEG-1X, продемонстрировавший второй путь привода таковой автомобили: за счёт ракетных (либо реактивных) двигателей на финишах лопастей.
Такие вертолёты (не только ранцы, но и простых размеров), взяли наименование Tip jet.
Вертолёты Глухарёва: MEG-1X, MEG-2X и MEG-3X (фото и иллюстрации с сайта aviastar.org).
MEG-1X весил 104 килограмма. Его единственная лопасть уравновешивалась грузом на финише штанги. Баллоны с горючим размещались за спиной пилота.
Двигатель на финише лопасти (Gluhareff Pressure Jet) не имел подвижных подробностей и трудился на сжатом пропане. Скорость данной автомобили достигала практически 90 км/ч, высота полёта – 1,5 километра (на данный счёт, но, имеется разночтения), а его длительность – 18 мин..
Чуть позднее Евгений создал двухлопастный вариант собственного вертолёта — MEG-2X, и он уже имел возможность летать в полной мере с уверенностью. А позже аппарат трансформировался в уже совсем не ранцевый MEG-3X (1960 год) — «летающую платформу» (о целом последовательности таких автомобилей мы писали). Но распространения и эта машина (как и родственные ей разработки вторых изобретателей) не взяла.
Машина Мэгилла (фото с сайта tecaeromex.com).
Последовательность неспециализированных неприятностей для таких конструкций – деформация лопасти (лопастей), твёрдые условия работы движков (центробежные силы, вибрации), ну и, само собой разумеется, соотношение тяга/вес.
Ещё одна попытка в собственности американцу Гилберту Мэгиллу (Gilbert Magill). Его миниатюрный вертолёт (действительно, не ранец) трудился за счёт пары ракетных движков (на перекиси водорода), встроенных в финиши лопастей.
В 1980-х Гилберт пробовал реализовать собственную разработку армейским (причём аппарат удачно летал), но бесполезно.
Позднее швейцарская компания Liteco приобрела патент на аппарат Мэгилла и попыталась дальше развить его. Так показались одноместный Firebird и двухместный Atlas, будущее которых сложилась никак не лучше машины-прародителя. В итоге патент выкупила английская компания Intora, которая деятельно занималась рекламой и доводкой обеих моделей, но особенного успеха кроме этого не имела, а по окончании сама канула в Лету.
Intora Firebird (фотографии с сайта tecaeromex.com).
И вот сейчас мы переходим к TAM и её главе Хуану Мануэлю Лозано (Juan Manuel Lozano). С 1975 года он трудится над ракетными движками на перекиси водорода и родственными разработками.
Много лет назад Хуан виделся с Глухарёвым а также выстроил собственную версию его импульсного движка. Позднее Лозано помогал Intora в работе над Firebird и Atlas.
Потом, как он пишет, будущее свела его с некой компанией Sentry Technology Group, которая вела работы над мелким беспилотным вертолётом, приводимым в перемещение опять-таки ракетными двигателями на финишах лопастей. Двигатели эти и строил Хуан Мануэль, причём тяга их была в пять раза больше, чем у подобных движков автомобилей Intora, и на порядок больше, чем у аппаратов Глухарёва.
Двигатель, что Хуан создал для беспилотника от Sentry Technology Group (фотографии с сайта tecaeromex.com).
Целый данный опыт подвёл основателя TAM к идее, что ранцевый ракетный вертолёт необходимо создавать самому, учитывая все неточности предшественников.
В этот самый момент, нужно сообщить, у мексиканца был ещё один богатый багаж. Дело в том, что он и его компания много лет трудятся над так называемыми ракетными поясами.
Отшлифовав конструкцию, восходящую корнями ещё к началу 1950-х, TAM взяла собственный Rocket Belt с громаднейшей грузоподъёмностью, достаточно долгим удобным управлением и временем работы, в связи с чем в прошедшем сезоне гордо заявила о начале первого в мире серийного производства ракетных ранцев.
Хуан Лозано сам много раз испытывал собственный ракетный ранец. Справа и внизу: как утверждает глава TAM, его дочь — Изабель (Isabel) — первая в мире дама, полетевшая на ракетном поясе.
Данный полёт (с привязной страховкой, как видите) случился в 2006-м (фотографии Tecnologia Aeroespacial Mexicana).
Сейчас цена на «пояс» снижена с начальных $250 до $125 тысяч. Увы, сколько удалось сделать таких устройств и, основное, реализовать — история умалчивает.
Дело в том, что кроме того самый идеальный в мире ракетный пояс (поверим Лозано) – это лишь только спортивный боеприпас, а никак не транспортное средство. Так как запас его горючего исчерпывается за 30 секунд.
А вот у близкого родственника для того чтобы «пояса» – ракетного ранцевого вертолёта — горючего должно хватать на куда больший срок, поскольку его движки создают подъёмную силу не напрямую, а опосредованно – через раскрутку винта.
Отличительной изюминкой нового вертолёта будет «корсет», позаимствованный у ракетного ранца. Внизу: так выглядит процесс «отливки» формы для корсета, в этом случае — для личного ракетного пояса Изабель (иллюстрации Elio Parruca/MP Design Studio, фото Tecnologia Aeroespacial Mexicana).
Лозано считает, что его аппарат будет лучшим, потому, что в нём он собирается применить все разработки, удачно испытанные в его же ракетном ранце. Это и топливная совокупность, и движки, и «персональный корсет».
Последний представляет собой что-то наподобие жакета из углеволоконного композита, что изготавливается совершенно верно по форме тела будущего обладателя.
Хуан говорит, что его Rocket Helicopter будет самым лёгким в мире, эргономичным и надёжным.
Никаких технических данных Libelula мексиканский новатор не приводит, но, зная послужной перечень Лозано, мы бы поставили на то, что, как минимум, встать в атмосферу эта машина сумеет (иллюстрации Elio Parruca/MP Design Studio, Tecnologia Aeroespacial Mexicana).
В случае если Libelula сможет летать на одной заправке хотя бы раз в десять продолжительнее собрата-пояса, а стоить будет не дороже последнего, возможно рассчитывать, что по окончании шести десятилетий опытов в различных государствах ранцевый вертолёт всё-таки окажется на конвейере. И что его начнут применять настоящие потребители, а не только тест-пилоты компаний, армейские в «тайных лабораториях» и самодельщики-безумцы.