Меняем клячу на «железного коня»

Меняем клячу на «железного коня»

Трагическая судьба льготных автокредитов в Российской Федерации.

Спасение утопающих – дело всех россиян

Хорошо как мы знаем, что до кризиса более половины автомашин покупались в Российской Федерации в долг. Обстановку, которая на данный момент сложилась с автокредитованием, тяжело назвать не только весёлой, но кроме того – обнадеживающей.

Если судить по рейтингу агентства «РБК.Рейтинг» «Самые автокредитные банки», количество выданных автокредитов в 2009 году упал на 60% если сравнивать с 2008 годом.

Кроме того банки — фавориты автокредитования в 2009 году быстро снизили количества выданных ссуд. К примеру, Сбербанк РФ – с 88,5 млрд. руб. до 22,6 млрд. руб., Русфинанс Банк – с 56,5 млрд. руб. до 24,5 млрд. руб., ВТБ-24 – с 30,3 млрд. руб. до 22,6 млрд. руб.

Необходимо отметить большое повышение количеств выданных ссуд у БМВ-Банка – с 1,6 млрд. руб. до 4,1 млрд. руб. и у Тойота-Банка – с 1,4 млрд. руб. до 2,6 млрд. руб. Разумеется, тут сказалось особенное назначение этих банков, и их возможность предложить очень удачные условия кредитования.

Наряду с этим количество реализованных в Российской Федерации легковых автомашин в 2009 году уменьшился на 49% если сравнивать с 2008 годом и составил 1,46 млн. машин, а часть реализованных в долг автомашин снизилась с 50% в 2008 году до 28% в 2009 году.

Быть может, обстановка изменилась в начале 2010 года?

Сравнительно не так давно вышла статистика по продаже машин за январь-февраль 2010 года. И она не хорошо согласуется со словами о «пройденном дне кризиса».

Так, в января — феврале 2010 года продажи автомашин уменьшились на 34% если сравнивать с 2009 годом и составили 166 тыс. штук. Наряду с этим обращение возможно вести лишь о сокращении темпов падения – в декабре 2009 года падение составило 38%, в январе — 37%, а в феврале —  «всего» 32%. А ведь 2009 год, с которым на данный момент ведется сравнение, считается одним из самых неудачных по продажам.

Вся надежда – на льготное кредитование?

Непременно, такое положение дел не имело возможности не обеспокоить Правительство России. Так как снизившиеся количества продаж автомашин — это не только потерянные доходы конкретных фирм, но и резкий увеличение числа безработных в моногородах, высокая социальная напряженность. И в отличие от беспрекословно ищущих новую работу сокращенных банковских экспертов по выдаче автокредитов, обитатели моногородов не позволяют забыть о собственных проблемах.

Сначала эти неприятности пробовали решить лишь выделением финансовых средствиз бюджета.

Но «запустить» остановившиеся конвейеры автозаводов – это лишь полдела – так как при падении спроса на машины в два раза не пройдет и нескольких месяцев, как для хранения произведенных, но не реализованных автомашин на фабриках просто не останется свободных площадок, и конвейеры снова нужно будет остановить.

Исходя из этого решено было внимательнее присмотреться к опыту развитых государств-членов Евросоюза и США по стимулированию автопродаж в национальном масштабе. В следствии было предложено оказать помощь материально не только русским производителям автомашин (вернее, по большей части одному производителю – «АвтоВАЗу»), но их клиентам – рядовым гражданам России. Программа стимулирования спроса включает в себя два главных направления – субсидирование ставки по автокредитам и меры по стимулированию утилизации ветхих автомашин.

«Тяжёлое детство» льготных автокредитов

История программы льготного кредитования заслуживает отдельного рассказа. Так как задержка в ее запуске есть одной из обстоятельств «провальных» показателей продаж в 2009 году, а особенно – в январе-феврале 2010 года.

В марте 2009 года правительство России приняло распоряжение №244, в котором обращение шла о субсидировании с 1 апреля 2009 года две трети ставки рефинансирования Центрального банка по автокредитам, выданным гражданам на приобретение новых машин русского производства. Из бюджета на эту программу выделялось 2 млрд. руб.

По условиям программы цена машины не должна была быть больше 350 тыс. руб., начальный взнос не меньше 30% от цены автомобили, а кредитный соглашение должен быть погашен до 31 декабря 2011 года. К работе с программой допускались госбанки и наличием филиальной сети – Сбербанк РФ, ВТБ24, Газпромбанк, Россельхозбанк. Автокредит выдавался по ставке ниже рыночной, а государство компенсировало банку недополученный доход.

Начальные твёрдые условия программы стали причиной тому, что пара месяцев программа реально не трудилась.

Только в июле распоряжением правительства России № 548 цена получаемых по программе автомашин была поднята до 600 тыс. руб., а начальный взнос снижен до 15%. Срок кредитных соглашений ограничивался 3 годами, а перечень банков-участников был расширен до банков, имеющих капитал не меньше 70 млрд. руб. Исходя из этого в программе имели возможность учавствовать дополнительно такие банки как Альфа-Банк, Банк Москвы, ЮниКредитБанк.

Но до конца октября 2009 года массовая выдача кредитов новыми участниками программы так и не была налажена.

Перечень участвующих в программе машин был расширен Минпромторгом, в него попали не только модели «АвтоВАЗа», но и многие собранные в Российской Федерации недорогие модели зарубежных марок – «Ford Focus», «Renault Logan», модели «Шевроле» и «Skoda», внедорожники «УАЗа», машины «ТагАЗа» и до тех пор пока менее узнаваемые (но набирающие популярность)  машины производства ОАО «Соллерс».

24 ноября 2009 года было обнародовано распоряжение правительства России № 855 от 29 октября 2009 года, в котором к участию в программе, наконец, допускались уже все банки, каковые кредитуют физических лиц, и подадут заявку на участие в ноябре месяце.

К программе смогли присоединиться более 40 банков – Банк Уралсиб, Райффайзенбанк, Росбанк, Русфинанс Банк и многие другие.

В следствии льготные автокредиты начали выдаваться банками в массовом порядке лишь в конце 2009 года. Из выделенных Правительством средств в размере 2 млрд. руб. было «освоено» менее половины – 950 млн. руб. Было реализовано в долг около 71,5 тыс. автомашин, из которых 70% — производства «АвтоВАЗа».

Но это еще не финиш мучений всех участников программы – как банков, так и рядовых клиентов автомашин!

О продлении программы на 2010 год было заявлено с самых высоких национальных трибун, но распоряжение правительства № 56 подписанотолько 4 февраля 2010 года! В следствии в январе 2010 года большая часть участников приостановило выдачульготных автокредитов. Исходя из этого многие работники банков в личном беседе весьма скептически отзывались о возможностях продления программы в течение всего января.

Неужто получило?

Однако, выдача льготных кредитов была скоро возобновлена. Этому, непременно, содействовала как наработанная  в конце 2009 года внутренняя нормативная документация банков, так и неспециализированная стабилизация состояния экономики страны, подталкивающая банки  возвратиться на рынок потребительского кредитования. Сделала собственный дело и растущая борьба – к участию в программе допущено 104 банка, среди которых – фактически все какое количество-нибудь заметные игроки на рынкеавтокредитования.

Действительно, еще не все участники программы приступили к фактическому оформлению кредитов.

Помимо этого, у банков показался лишний предлог заявить о себе в средствах массовой информации, привлечь дополнительный поток клиентов в собственные конторы. А таковой возможностью в условиях ужесточения борьбы на рынке ни при каких обстоятельствах не нужно пренебрегать. Вот и сейчас, думаю, банки ее применяют полностью.

Не смотря ни на что, многие из участников программы в феврале 2010 года сделали условия льготного автокредитования более привлекательными и дешёвыми – снизили ставки, приняли более «либеральные» требования к заемщикам. К примеру, Сбербанк декларировал ставку в размере 9,17% годовых в рублях, действительно, при выдаче нужно будет уплатить рабочую группу в размере 3% от суммы кредита, но не более 5 тыс. руб. Остаются и «простые» затраты на страхование приобретаемойавтомашины.

Минпромторг планирует, что в 2010 году по снова запущенной программе будет выдано около 100 тыс. кредитов. Быть может, так и окажется – вынужденная заминка в начале года может компенсироваться громадным количеством оформляемых кредитов. Так, в случае если в прошедшем сезоне еженедельно подавалось около 3 тысяч заявок, то в текущем году их число достигло 5 тысяч. К сожалению, пока число хороших ответов по заявкам не изменилось, и образовывает около 2 тысяч в неделю.

Это, но, может разъясняться и тем, что один клиент обращается за выдачей автокредита сходу в пара банков, (благо, пакет документов у банков фактически однообразен), в надежде, что из двух-трех банков кредит выдаст хотя бы один.

Меняем ветхий автомобиль на новый

Необычный презент взяли дамы к Интернациональному женскому дню от родного правительства. Но – не только дамы: всех россиян ожидал приятный сюрприз – с 8 марта 2010 года запущена новая программа по помощи российских производителей автомобилей, в рамках которой каждому, сдавшему на утилизацию собственную ветхую автомашину со сроком эксплуатации более 10 лет (обладать таковой машиной необходимо не меньше года), предоставляется скидка в размере 50 тыс. руб. при покупке новой машины русском сборки! На финансирование программы выделено 11 млрд.руб. – этого должно хватить на утилизацию более 200 тыс. автомашин.

С учетом цены утилизации – около 3 тыс. руб. – настоящая дотация клиенту составит не 50, а 47 тыс. руб. Что также хорошо.

В программе участвуют 66 моделей машин, создаваемых илисобираемых в Российской Федерации.

К программе подключились 1569 торговых организаций в 74 регионах утилизатора и 153 России. Она будет функционировать до 1 ноября 2010 года, возможно и ее продление до 2013 года.

Посмотрим, как все это будет смотреться в реальности. Первые отзывы пока не весьма хорошие. Не смотря на то, что за первую семь дней работы программы было утилизировано 3,8 тыс. автомашин, неспешная поступь русском бюрократии заметна и тут – имеется неприятности с ГИБДД, с громадным опозданием взявшей инструкции о снятии машин с учета, пока не все автопродавцы готовы дать вменяемую консультацию по условиям программы, не достаточно утилизационных пунктов либо они весьма удалены от некоторых городов, за утилизацию требуют солидные суммы, чем положено по программе… Будем сохранять надежду, что за много дней все эти нестыковки провалятся сквозь землю, и нужная программа будет реализована полностью.

Все познается в сравнении

В Соединенных Штатах автовладельцы освоили начальный бюджет программы «Наличные за драндулеты» в размере $1 млрд. за… семь дней! Было нужно выделять дополнительные средства для помощи нежданно популярной программы!

Но, русским госслужащим возможно равняться и на Китай. Страна заявила об успешности программ господдержки автопрома: в январе 2010 года продажи автомобилейвыросли на 84% если сравнивать с январем 2009 года и составили 1,2 млн. машин. Но, в феврале 2010 года в Китае реализовано 943 тыс. авто, и рост составил «всего» 55% если сравнивать с февралем 2009 года.

А в целом Китай собирается достичь количеств продаж 15 млн. автомобилей за 2010 год, что на 10% выше, чем в 2009 году.

Весьма интересно сравнить эффективность господдержки автопрома в Российской Федерации и в Китае – в случае если согласно данным «PricewaterhouseCoopers» суммы господдержки в двух государствах были родными – около $1,5 млрд., то в следствии в Китае продажи автомашин выросли на 48% в 2009 году, а в Российской Федерации – на 49% упали!

Действительно, русские аналитики утверждают, что статистику Китая фактически нереально проверить из-за закрытости информации. Однако, власти Китая вправду по окончании падения экспорта перевели экономику на внутреннее потребление.

Но в случае если к статистике Китая возможно предъявить последовательность вопросов, то в Соединенных Штатах — «цитадели кризиса» — падение продаж новых машин составило 21% (при количестве программы по утилизации ветхих машин $3 млрд.), в Англии – 10% (количество программы по утилизации – 300 млн. фунтов), а вот в Германии случился рост на 20% (количество программы утилизации 5 млрд. евро), в Индии – на 16%, в Бразилии – на 13%.

Как видим, русским автопроизводителям, банкам и дилерам имеется, к чему стремиться.

Галилео. Подковать коня


Темы которые будут Вам интересны: