На новый углеродный самолёт компания boeing ставит всё
В 2007 году в небо обязан встать новый пассажирский Boeing 7E7 Dreamliner, несущий массу уникальных новшеств. Уже показались первые заказы от авиаперевозчиков, каковые готовы покупать данный самолёт прямо с чертёжной доски. Они рискуют.
Рискует и Boeing.
Dreamliner обязан оказаться на 20% экономичнее, чем самые современные лайнеры сопоставимого класса. Это весьма значительный скачок. И это ставка на одну карту.
Для Boeing данный проект — чуть ли не последняя надежда отыграться в мире у давешнего соперника — европейской компании Airbus, в прошедшем сезоне обошедшей американцев по продажам и споро собирающей огромные заказы на будущее.
Дело в том, что на данный момент у компании Boeing — 7Е7 — это фактически единственный находящийся в разработке проект всецело нового лайнера.
Модернизацию существующих моделей нельзя считать методом настоящей победы.
Но прежде, чем поведать подробнее о конструкции 7E7, необходимо сообщить несколько слов о кардинально американцев и отличной стратегии европейцев в деле завоевания кошельков авиакомпаний.
Очевидно, и те, и те строят широкий последовательность лайнеров под самые разные автострады (маленькие внутренние и долгие межконтинентальные) и для различного числа пассажиров. Но вот на какой самолёт две компании-титана делают основную ставку?
Airbus — ставит на супергигант А380, что уже в 2006 году покажется на линиях (на машину уже собраны десятки заказов).
Он запланирован на 555 пассажиров и по расходу горючего на одного пассажира будет чуть не самым экономичным в мире. Но он, разумеется, рекордно удачен только на долгих расстояниях и при полном заполнении салона.
Прямой соперник этого лайнера — ветеран Boeing 747 теряет количество продаж с головокружительной скоростью.
Само собой разумеется, так говорят неизменно, но создатели 7Е7 обещают невиданные прежде комфорт и продуманную эргономику салона (иллюстрация с сайта boeing.com).
Ещё у европейцев имеется очень популярное семейство А330, рассчитанное на 250-300 пассажиров и на более-менее широкий диапазон дальностей. Это относительно свежая модель, очень экономичная и привлекательная во многих вторых отношениях.
7Е7 призван «побить» их всех. И среднеразмерные европейские лайнеры на маленьких и средних рейсах и сверхвместительный 380-й на долгих.
«Американец» будет выпускаться в трёх предположениях. Главная — на 217 пассажиров с дальностью полёта 15,7 тысячи километров. На маленькие рейсы — с плотной компоновкой кресел — 289 пассажиров и 6,5 тысяч километров.
И удлинённый дальнобойный вариант — 257 пассажиров с дальностью 15,4 тысячи километров.
И во всех вариантах он должен быть рекордно экономичным, кроме того не располагая таким замечательным причиной как супервместимость.
Так как известно: с ростом числа пассажиров, под которое проектируют самолёт — расход горючего растёт медленнее, и по большому счету все другие затраты (хотя бы аэронавигационные сборы либо заработная плат пилотам) «размазываются» на большее число билетов.
Потому в своё время гигант 747 (на 450 человек) и прославился . Но сейчас, в то время, когда европейцы поступили совершенно верно по американскому рецепту, Boeing почему-то решил поставить практически собственное выживание на рынке самолётов на среднеразмерную модель.
Чем же обязан «забрать» Dreamliner? В первый раз в истории пассажирский самолет полностью будет выполнен из углеродных композитов.
Ранее на такое ответ инженеры отваживались только в отношении хвостового оперения и некоторых вторых элементов планера. А тут — очень сильно нагруженные крылья и фюзеляж фактически на 100% сделают из углеволокна.
Компании необходимо будет решить массу технологических неприятностей. Но американцы говорят, что всё вычислили и готовы на таковой рискованный ход.
7Е7 будет легче европейского соперника — 330-го — на 10 тысячь киллограм, не смотря на то, что «европеец» владеет меньшей на 3 с лишком тысячи километров дальностью, чем базисный Dreamliner.
Кстати, имеется тут одна неприятность. При случайных ударах (к примеру, на протяжении обслуживания погрузчиками в аэропорту) многослойные композиты смогут взять повреждения без видимых снаружи трещин.
Ответ предложено храброе — по всему корпусу будут вживлены датчики напряжений, завязанные на особый компьютер, что всю жизнь самолёта неусыпно будет отслеживать картину внутренних нагрузок в подробностях и своевременно скажет о месте, где имеется неприятность.
Новый самолёт отличает сочетание умеренной вместимости с выдающейся дальностью полёта (иллюстрация с сайта boeing.com).
Очевидно, и аэродинамику нового лайнера конструкторы «рисуют» с нуля. Но львиную долю рекордной экономичности самолёту должны обеспечить новые двигатели.
Их будет две модели, на выбор клиента: Trent 1000 от Rolls-Royce и GENX от General Electric.
Тяга каждого движка составит от 25 до 32 тысячь киллограм. Технически оба в значительной мере основаны на прошлых моторах, но однако это — новые модели.
Обе блещут занимательными ответами. К примеру, лезвиями вентиляторов и турбин сверхсложных форм с криволинейными передними кромками, очень высокие степени сжатия в компрессорах, уникальной формы камеры сгорания, широкое применение композитов и без того потом, и тому подобное.
Оба движка должны выйти на новый уровень среди всех аналогов по выбросам вредных веществ и шуму.
Rolls-Royce Trent 1000 в значительной мере обязан обеспечить лайнеру 7Е7 его необычную экономичность (иллюстрация с сайта rolls-royce.com).
Кстати, практика, в то время, когда лайнер выпускается с разными моделями движков от различных компаний — далеко не нова.
Но вот в первый раз в истории авиации у этих совсем различных двигателей от различных компаний будет однообразный интерфейс управления и все разъёмы, что разрешит обладателям любого 7Е7 поменять при ремонте моторы самолёта на любую из двух «родных» моделей.
Многие классические гидравлические и пневматические совокупности в новом самолёте будут заменены на электрические, что необычно для пассажирского самолёта.
Конечно, машине грезы нужен салон грезы.
Инженеры говорят о новых стандартах комфорта во всех пассажирских классах — более широких и эргономичных креслах, большем просторе, самых больших среди авиалайнеровиллюминаторах, в которых вместо очевидных пластиковых шторок от Солнца будут установлены затемняемые электрохромные стёкла.
Соперники из Европы наблюдают на эти громкие реляции со скептицизмом, резонно показывая, что затраты на горючее — это только пятая часть неспециализированных затрат компании на рейс.
Специалисты предвещают поступление до 100 заказов на данный самолёт ещё перед тем, как он первый раз встанет в атмосферу (иллюстрация с сайта boeing.com).
Но американцам имеется что возразить — преимущества 7Е7 не исчерпываются экономичностью. Это ещё сочетание умеренной вместимости с большой дальностью полёта, что разрешит авиакомпаниям открыть новые трансконтинентальные маршруты.
Дело в том, что простые трансконтинентальные автомобили-гиганты экономят солидные деньги только при полном наполнении салона.
А из этого — малое число городов во всём мире, между которыми проходят вынужденные пересадки и трансокеанские маршруты в аэропортах для многих путешественников — так как громадные лайнеры необходимо заполнять.
Так или иначе, но технологически рискованный Dreamliner — единственная карта в колоде американской компании, призванная в одиночку победить партию. Козырной туз? Время продемонстрирует.