Налоги и шариат

Налоги и шариат

Привлекательность исламских денежных инструментов разъясняется их дешевизной и низким налоговым бременем либо отсутствием налогообложения в государствах, предоставляющих капитал. // Рустам Вахитов, Самат Сарбасов. «Специалист Казахстан» №32(134) 3 сентября 2007

Исламский банкинг и  рынок совместимых с исламскими стандартами денежных продуктов переживаютпериод бурного роста. Привлекательность исламских денежных инструментов разъясняется их дешевизной и низким налоговым бременем либо отсутствием налогообложения в государствах, предоставляющих капитал.

Классическими  фаворитами в выпуске таких продуктов  считаются Малайзия, Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ (Дубай). В Европе пробует вырваться вперед Англия, столица которой, являясь наиболее значимым денежным центром, позиционирует себя как таковую и в части обращения исламских денежных инструментов. В Нидерландах и Люксембурге ведутся дебаты о внесении трансформаций в  законодательство, разрешающих государствам претендовать на роль больших региональных исламских денежных центров.

Эти процессы не ограничиваются дальним зарубежьем. В Казахстане в настоящее время кроме этого удачно реализуются программы исламского банкинга. В долговременной возможности позиционирование Казахстана как регионального исламского денежного центра не есть нереализуемой задачей.

В кратковременной же возможности, на отечественный взор, данный сценарий не представляется реалистичным, обращение может идти в основном о потреблении исламских денежных продуктов.

В налоговом нюансе это будет означать необходимость классификации выплат по таким продуктам в соответствии с положениями национального международных договоров и налогового законодательства.

Право и этика

Чтобы выяснить особенности исламского банкинга, нужно разобраться в исламском праве, и тут нельзя не упомянуть о шариате. Вопреки обширно распространенному точке зрения либо, скорее, заблуждению, шариат – это не писаный свод законов. Это совокупность права и этических норм, включающая в себя как сами нормы, так и  правила их их интерпретации и создания.

Фото: Comstock complete / Fotolink

В отличие от европейской правовой традиции существует не сильный разделение между правовыми и другими нормами, включая религиозные. Источником и тех и вторых являются Сунна и Коран. Не смотря на то, что исламская правовая традиция  и признает разделение норм на правовые и этические, как раз вторые выступают обычно критерием юридической корректности.

Следующей ответственной изюминкой исламского права являетсяконцепция права собственности. Безотносительное право собственности чуждо исламской правовой традиции,  в соответствии с которой собственник и создатель всего – Аллах. Право собственности лиц есть производным от него и подвержено ограничениям. Это ни в коем случае нельзя воспринимать как слабость идеи частной собственности.

Частнаясобственность надежно защищена исламским правом. Мысль расщепленной собственности делает исламское право легко совместимым с концепцией траста, то имеется доверительного управления. Аналоги этого университета созданы в исламском праве называющиеся вакфа либо вакуфа.

В исламском праве есть безотносительным запрет на получение рибы, то имеется процентов на  заем. Риба понимается как «чрезмерное». В применении к финансам это указывает запрет на выплату и принятие вознаграждения на пассивный капитал.

Вознаграждение должно иметь своим основанием работу, участие в рисках и/либо ответственности.

Исламским правом запрещена выплата вознаграждения за временноепользование деньгами. Вместо классической для простых банков формулы Д-Д` кредитные транзакции исламского банка неизменно привязаны к процессу продажи либо услуг и производства товаров: Д-Т-Д.

Объяснение не в том, что исламское право не признает сокровище временного нюанса пользования финансовыми средствами. Оно согласится и не запрещаеться к компенсации, к примеру, в то время, когда имеется сообщение с товарной транзакцией, как частный случай – при продаже товара с отсрочкой платежа, то имеется в кредит. Но компенсация за временноепользование финансовыми средствами без привязки к производственной либо товарной транзакции запрещена.  

Легкое бремя

В условиях сделок между корпоративными резидентамидоход банка и заемщика определяется по универсальным правилам, при этомквалификация выплат как процентов либо предпринимательского дохода не будет иметь особенного значения при налогообложении.

В случае если получателем есть нерезидент,квалификация выплат как процентов либо предпринимательского дохода будет иметь разные налоговые последствия. С процентов в казахстанских условиях будет удерживаться налог по ставке 15% либо по сниженной ставке (до 10%) в контракте об устранении двойного налогообложения. Предпринимательские доходы по исламским продуктам, не являющиеся процентами, в большинстве случаев, не будут облагаться налогом в стране-источнике.

В договоре салама на момент его завершения доход банка, возможно заключающийся в возможности реализовать купленный со скидкой товар, не реализован. Тут нельзя говорить ни о процентах, ни о налогооблагаемом доходе по большому счету. В договорах мударабы и мушараки банк, по сути, будет являться участником партнерства с заблаговременно малоизвестными денежными результатами.

В обоих случаях он будет нести риск денежных убытков. 

В договорах иджары премия в части превышения выплат над покупной ценой включает в себя и премию за риск хозяина. Фактически, это и есть главным легитимным основанием выплаты премии. Требование выделения запрещенных к уплате и взиманию процентов за временное пользование финансовыми средствами делает вызывающей большие сомнения с точки зрения требований исламского права всю конструкцию иджары.

Соответственно выплаты по иджаре в соответствии с идее самого инструмента не должны квалифицироваться как проценты.

В казахстанских условиях многие соглашения об избежании двойного налогообложения в статьях о роялти включают в их понятие арендные платежи. По таким соглашениям платежи по иджаре смогут облагаться налогом у источника. Наличие в соглашениях для того чтобы условия и возможность действенного зачета удержанных в Казахстане платежей в стране арендодателя должны учитываться при подготовке контрактов иджары.

В соответствии с Модельной конвенции Организации развития и экономического сотрудничества (ОЭСР) довольно немногие исламские денежные продукты смогут рассматриваться как займы, в смысле квалификации платежей по ним как процентов. Пожалуй, единственным неоспоримым «кандидатом» будут платежи по мушараке в части превышения платежей над покупной ценой имущества.

Английский опыт

Англия, начиная с денежного (бюджетного) акта 2005 года, последовательно вводит особые правила налогообложения выплат по исламским денежным продуктам. Идеология этих трансформаций сводится к приравниванию выплат по исламским денежным продуктам к процентам в том месте, где это вероятно. В случае если простые бизнес-доходы и расходы разглядывать как проценты, то в контексте интернационального налогообложения возможно облагать выплаты у источника.

В то же время простые доходы в соответствии с статье 7 Модельной конвенции смогут облагаться у источника только в случае наличия у получателя в стране-источнике представительства.

Первыми в перечне включаемых в налоговый режим исламских (либо «других» в терминологии английских налоговых актов) денежных продуктов являются долговые – мурабаха и основанный на долге сукук, или  квазиисламские, каковые по собственной сути не соответствуют базисным параметрам, предъявляемым к исламским денежным продуктам. 

Наряду с этим согласится, что кое-какие продукты не смогут квалифицироваться как долговые, соответственно, и выплаты по ним – как проценты.

Такая попытка разогнать маятник в сторону бюджетных заинтересованностей точно будет предприниматься и в вторых государствах, каковые встретятся с необходимостью классифицировать выплаты по исламским денежным продуктам в целях налогообложения. В связи с этим необходимо готовьсяструктурировать сделки так, дабы исключить возможность интерпретации взаимоотношений как заемных.

Еще одним инструментом уменьшения рисков переквалификации выплат в проценты есть применение уже существующих налоговых органов и разъяснений законодателя. В силу широкого применения гибридных инструментов в целях планирования налогов многие государства разъясняли, какие конкретно из таких сделок не являются  заемными. К примеру, участие кредитора в убытках заемщика, что характерно для мударабы и мушараки, не разрешает разглядывать сделку как заемную.

Казахстанский контекст

Налоговое законодательство Казахстана содержит положения, имеющие отношение к налогообложению дохода от исламских денежных инструментов. В соответствии с статье 10 Налогового кодекса (НК РК) налогообложению подлежит вознаграждение, то имеется выплаты за кредиты; за имущество, полученное по денежному лизингу в виде вознаграждения в соответствии с законом РК, регулирующим вопросы денежного лизинга; по вкладам; по контрактам накопительного страхования; по долговым полезным бумагам; выплаты по векселю. В статье 178 НК РК говорится, что доходами нерезидентов из источников в РК будут считаться доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым полезным бумагам, приобретаемым от резидентов, а кроме этого нерезидентов, имеющих постоянное учреждение либо имущество, расположенное в Казахстане, в случае если задолженность этих нерезидентов относится к их постоянному учреждению либо имуществу.

Законом о банковской деятельности и банках заемные операции определяются как предоставление денег на условиях платности, возвратности и срочности.

Представляется, что обязательства участников партнерства (мудараба и мушарака) по разделению прибыли не будут квалифицироваться как процентные. Во-первых, тут по определению отсутствует фиксированность вознаграждения. Во-вторых, обязанности партнеров имеют принципиальное отличие от обязанностей заемщика денежных средств и займодателя.

В случае если невозврат заемщиком суммы денег будет квалифицироваться как нарушение обязательства, то невозврат партнером инвестированных средств может не рассматриваться как нарушение в случае убыточности проекта.

Учитывая то, что мудараба и мушарака не удовлетворяют условиям платности, возвратности и срочности, маловероятна классификация доходов от них в качестве процентов. Иджара в собственную очередь также не подпадает под категорию займов, но может рассматриваться как операционная аренда, выплаты по которой смогут квалифицироваться как роялти.

Статья 10 НК РК определяет роялти как платеж за применение либо право применения авторских прав, ПО, патентов, чертежей либо моделей, товарных знаков или других аналогичных видов прав; применение либо право применения промышленного, торгового либо научно-исследовательского оборудования; применение ноу-хау; применение либо право применения кинофильмов, фильмов, звукозаписи либо иных средств записи. Наряду с этим морские и воздушные суда, арендуемые по контрактам бербоут-чартера либо димайз-чартера, относятся к промышленному оборудованию.

Роялти рассматривается как доход из казахстанского источника, подлежащего налогообложению у источника выплаты по ставке 20%, но она может уменьниться до 10% в соответствии с соглашениям об избежании двойного налогообложения.

Существующие правила национального и интернационального налогообложения создают возможность структурирования сделок с исламскими денежными инструментами с более благоприятными, чем в отношении классических заемных сделок, налоговыми последствиями. И это не требует внесения трансформаций в законодательство, т.е. вероятно уже на данный момент.

 Рустам Вахитов (Специалист по интернациональному налогообложению, LL.M Интернациональное налогообложение (Лейден, 2001), Нидерланды, адъюнкт программы «Исламские финансы» Центра изучения исламских финансов (Малайзия)), Эксперт и (Самат по интернациональному налогообложению, глава работы внутреннего аудита холдинга «Самрук» (Казахстан))

О запрете налогов по Шариату


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: