Насечка (таушировка)

Насечка (таушировка) — необычный, весьма старый прием украшения драгоценными металлами медных и металлических изделий. Данный метод использовался для декорировки художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: клинков, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия.

Сущность процесса содержится в том, что наружные поверхности предметов насекаются (из этого и наименование) и на эти поверхности набивается золотой либо серебряный узор — узкий орнамент из стилизованных растений и завитков, изображения животных, птиц либо человека. Время от времени в данной технике воспроизводились целые сцены какое количество фигур, и осуществлялись надписи и различные орнаменты, к примеру древнеславянские вязи, выполненные русскими мастерами, либо изречения из Корана на восточных изделиях.

Исторически насечка происходит от так называемой «хризографии». Этим термином в Греции именовали необычный ием инкрустации медных изделий золотом и серебром. Самый древние образцы хризографии относятся еще к египетской и крито-микенской культуре, к примеру медная статуэтка египетской царицы Каромамы (Новое царство), украшенная золотой насечкой.

Известны кроме этого медные кинжалы, инкрустированные золотом, хранящиеся в Каирском музее, и медное кресло из Неаполитанского музея, инкрустированное серебром (начало отечественной эры), и медные предметы из раскопок Помпеи, украшенные этим же приемом.

Начиная с IX и X вв. украшение золотыми и серебряными узорами распространяется на металлические предметы. Особенного расцвета техника золотой насечки по стали достигает к XII в. Образцы, относящиеся к этому периоду, известны в Старой Руси, Византии, Сирии, Иране, Китае, Японии, а также в мастерстве средневековой Европы и Кавказа. Особенного расцвета достигает техника золотой насечки в XVI и XVII вв., что подтверждают превосходные монументы старого оружия, хранящиеся в Национальной Оружейной палате Кремля .

На данный момент в Советском Альянсе золотую насечку используют в собственных работах мастера-живописцы из аула Кубачи (в Дагестане) и г. Златоуста на Урале; не забыта она и тульскими и ижевскими оружейниками. Сохранилась техника золотой насечки и за границей. Примеры ее возможно встретить в современном прикладном мастерстве Чехословакии, Италии, Испании, и японии и Китая.

Доктор наук Ф. Я. Мишуков выделяет пара разных независимых приемов золотой насечки, каковые развились в известной исторической последовательности, причем любой из них имеет собственные своеобразные художественные качества.

Врезная таушировка (инкрустация):

1) рисунок вырезается штихелем;

2) рисунок вырубается зубилом.

Набивная либо поверхностная таушировка (насечка):

1) ленточная таушировка;

2) таушировка волоченой проволокой;

3) листовая таушировка с рассечкой;

4) таушировка с последующей наводкой.

Врезная таушировка (инкрустация). Это самый древний вариант берущий собственный начало от хризографии. Он самый трудоёмкий и требует художественных способностей и высокого мастерства от исполнителя. Врезная таушировка содержится в том, что на поверхности металлического изделия гравируется углубленный рисунок, причем стены, края рисунка мало поднутряются, т. е. подрезаются вовнутрь, чтобы золотой узор прочнее держался.

Глубина рисунка выдерживается в пределах 1—1,5 мм, а дно рисунка насекается.

В зависимости от того, каким инструментом и как выполняется углубленный рисунок и накладывается драгоценный металл, инкрустация подразделяется на две разновидности.

Рисунок вырезается штихелем. Картинки, гравированные штихелем, отличаются верностью и чистотой контура. После этого совершенно верно в соответствии с углубленным рисунком на стали подготовляют отдельные фрагменты будущего узора из драгоценных металлов— золота, серебра либо их сплавов. Все части делают либо из одного металла (золота), либо в желаемой комбинации.

К примеру, часть подробностей из червонного золота, вторая часть из зеленого золота (сплав золота с серебром). По окончании того как отдельные подробности композиции (завитки, листья, буквы и т. п.) изготовлены, каждую из них кладут в подготовленное для нее углубление и вбивают особым маленьким молотком заподлицо с фоном. Работа заканчивается полированием всего изделия.

Примером таковой врезной таушировки, где рисунок гравирован штихелем, может служить булатный щит азербайджанской работы XVI в. из коллекций Национальной Оружейной палаты (рис. 1). Щит богато украшен узором, скомпонованным в форме спиральных полос, заполненных растительным орнаментом, чередующимся с изображением различных животных и людей.

Фигуры трактованы в характере восточных миниатюр XV — XVI вв. Для набивки использовано золото двух цветов: желтое (чистое) и зеленое (сплав с серебром).

Рисунок выполняется зубилом-сечкой. Эта разработка по собственному конечному результату слабо отличается от прошлой, но существенно легче в исполнении. Резать жёсткую булатную сталь штихелем весьма тяжело, рубить ее существенно легче и стремительнее.

Но рисунок, выполненный вырубной техникой, неизменно пара упрощен. Контуры его не хватает четки, время от времени угловаты. Дабы устранить эти недочёты, мастер не забивает золото заподлицо с фоном, а оставляет его немного выше, а местами и шире, направляя его в сторону фона. Золото как бы мало натекает в нужных местах на фон и тем самым исправляет недочёты в вырубленном рисунке и смягчает его.

Помимо этого, при вырубной технике рисунок еще время от времени отделывался чеканом, что придавало золотому узору, положенному выше фона и шире насеченного контура, эффектность и особую пластичность. Примером данной технологии может служить булатный наручень иранской работы XVI в. из коллекции Национальной Оружейной палаты (рис. 2).

Набивная, либо поверхностная, таушировка (насечка). Эта разработка отличается от врезной таушировки (инкрустации) тем, что для ее исполнения не нужно предварительно вырезать углубление под рисунок. Золото набивается конкретно на поверхность изделия, которая предварительно насекается зубилом. Насечку делают либо целой небольшой сеткой, либо пунктирными штрихами и канавками в соответствии с линиями рисунка.

Насечка ведется так, что поднимает края и образует острые заусенцы.

Инструментами для насечки помогают особые зубила. При целой насечке сеткой используется плоское зубило длиной 80—100 мм, изготовленное из металлического прутка квадратного сечения 3X3 либо 4X4 мм. При пунктирной и штриховой насечке рабочий финиш зубила затачивается остро на три грани. После этого на подготовленную тем либо иным методом поверхность накладывается золото и набивается в насечку молотком.

Узор из драгоценного металла возможно подготовленным заблаговременно, как это имело место при инкрустации, но может укладываться из проволоки конкретно в ходе его набивки, прямо с мотка. Эта техника несложнее если сравнивать с врезной таУшировкой, менее трудоемка, но кроме этого требует художественного вкуса и высокого мастерства. Различают следующие ее разновидности.

Насечка (таушировка)

Рис. 1. Подробность булатного щита с золотой насечкой XVI в. Иран. Национальная Оружейная палата

Ленточная таушировка (насечка), Это самый древ-нии прием из набивной таушировчи. Он относится к тем отдаленным временам, в то время, когда еще не умели волочить проволоку и вместо нее изготовляли узкие полосы, отрезанные от раскованного золотого ли серебряного страницы. толщина и Ширина таких прямоугольных в сечении ленточек не превышала нескольких десятых долей миллиметра (0,2—0,3 мм).

Рис. 2. Булатный наручень

Рис. 3. Шлем византийской работы

Изготовление таких узких золотых нитей указанным методом воображает серьёзную трудность. Примером ленточной таушировки может служить металлический шлем византийской работы XII— XIII вв. из собрания Национальной Оружейной палаты (рис. 3).

Целый конус шлема сплошь покрыт узким кружевом, как бы сотканным из золотых и серебряных завитков. завиток орнамента и Каждый элемент изготовлялись раздельно из узких золотых и серебряных ленточек и набивались в сплошь насеченную небольшой сеткой поверхность металлического шлема. Так же выполнены и фигуры в его нижней части.

Данный прием требует огромного труда, но весьма эффектен — рисунок думается как бы написанным золотом и серебром.

Таушировка волоченой проволокой. Данный прием используется с XVI в. (со времени изобретения волочильных станков). Он существенно отличается от ленточной таушировки не только методом изготовления проволоки, но и методом ее наложения на рисунок. Наряду с этим способе нет необходимости заготовлять элементы рисунка заблаговременно, по частям.

Проволоку укладывают конкретно с мотка и обрезают ее по окончании того, как определенный участок рисунка закончен. Закрепив финиш проволоки ударом молотка в заусенцы насечки, ее прокладывают по линиям намеченного рисунка и прижимают в насечку при помощи особого зубила (аналогичного тому, каким насекается сетка, но пара притуплённого), все время вбивая проволоку в насечку молотком.

Проволока прокладывается в одну нитку либо в соответствии с узором в пара последовательностей, сплошь покрывая целые плоскости. Время от времени рисунок вбивается заподлицо с фоном и располировывается, тогда отдельные нити тяжело различить. Время от времени проволока расплющивается не очень сильно, и рисунок выступает на поверхности низким рельефом.

Толщина проволоки возможно разной—от 0,15—0,30 мм и толще, что придает кроме этого разный темперамент рисунку.

В наше время насечку проволокой создают по предварительно сделанным углублениям, каковые выполняются разными техническими приемами, значительно чаще штихелем либо зубилом (рис. 4, а, б, в), и травлением с последующей доработкой штихелем либо чеканами. Сперва намечают контур острым рас-ходником, а позже расширяют желобок плоским чеканом.

Наряду с этим плоский чекан и расходник должны так соответствовать друг другу по ширине, дабы плоский чекан не повредил выступа у края желобка, образованного расходником.

На данный момент в Ижевске взяла развитие «филигранная насечка», которую изобрел и создал гравер Галанов. Ее сущность содержится в том, что по окончании упрочнения драгоценной вкладки ей методом необычного приема дополнительной рассечки придается темперамент как бы витых других элементов и шнуров, характерных филигранным изделиям.

Листовая таушировка с рассечкой. Данный метод пара напоминает инкрустацию. Тут рисунок, так же как и при инкрустации, вырезается полностью либо по частям из листового металла, но подготовленного углубления под него не делается. Рисунок накладывается на взъерошенную насечкой поверхность и вбивается молотком в заусеницы насечки. Для более плотного закрепления Рисунка на изделии он дополнительно рассекается туповатым зубилом.

Углубления от рассечки придают всей работе необычный рактер. Таковой прием применен на металлическом шлеме из Оружейной палаты, отправленном в качестве подарка русскому царю в 1637 г.

Рис. 4. Современная насечка проволокой: а — вырезка канавки штихелем; б — вкладка проволоки; в — посадка проволоки молотком

Рис. 5. Брошь из абрикосового дерева с насечкой мельхиором Живописец Н. Скубенко

Таушировка с последующей наводкой. Чтобы скрыть отдельные последовательности проволоки и придать орнаменту цельность и большую слитность, используется последующая наводка (см. «Наводка»), Золотой смесью легко наращивают рельеф, и это придает необычный эффект всему рисунку, как бы написанному кистью. Смесь бережно накладывается по линиям рисунка, и изделие нагревается для испарения ртути.

Операция возможно повторена пара раз для получения необходимого рельефа.

Не считая насечки золотом, драгоценными сплавами и серебром используют и простые цветные их сплавы и металлы (медь, латунь и др.). Сейчас были проделаны испытания насечки картинок на стали алюминием. Алюминиевая проволока прекрасно держится в насечке, легко полируется и образует прекрасный необычный по цвету яркий рисунок на чёрном металлическом фоне, пара напоминающий насечку серебром.

Увлекательна в технологическом отношении насечка мельхиором и серебром (никелевый сплав) по жёстким породам дерева—самшиту, кизилу, абрикосу. Эта техника с покон веков использовалась в аварском ауле Унцукуль (Дагестан) для декорирования разных бытовых изделий (седла, трости, шкатулки, полки и т. п.).

На данный момент Унцукульская художественная фабрика, расширяя ассортимент изделий, использует эту разработку и для драгоценностей. На рис. 5 изображена брошь из абрикосового дерева с насечкой мельхиором (худ. Н. Скубенко).

Насечка по дереву осуществляется по тому же принципу, что и по металлу.

В художественном отношении насечка по дереву имеет довольно широкие возможности — узкий, линейный рисунок из серебра мли мельхиора прекрасно сочетается с текстурой дерева.

Рис. 6. Подробность дверей Суздальского собора XIII в

Техника унцукульской насечки


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: