Наталья грибкова: «обеспечить эффективную работу независимо от текущих условий»
Слово «кризис» ассоциируется в первую очередь с большими денежными центрами. Но, как мы знаем, «громадное видится на расстоянии».
О специфике региональной работы банков в условиях длящегося кризиса — директор Регионального центра «Южный», директор Южного филиала Райффайзенбанка Наталья Грибкова.
— Кризис длится уже год. Какое влияние оказала сложившаяся сложная обстановка на работу Раффайзенбанка в южной части России? Что изменилось в подходе к заемщику?
— Трансформации на рынке вправду стали причиной необходимости коррекции условий кредитования. Райффайзенбанк, со своей стороны, поменял ряд условий к компаниям, но ни один из кредитных продуктов не был удален из продуктовой линейки.
При оценке предприятия одним из самых серьёзных параметров стало его устойчивое положение на рынке и выбранная модель бизнеса, которая прошла диагностику кризисом. К значимым параметрам оценки заемщика относятся рентабельность бизнеса, отсутствие просроченной задолженности по кредитным обязательствам. Сроки финансирования смогут варьироваться в зависимости от дополнительных факторов — адекватности структуры-прогнозов и бизнес клиента предложенного обеспечения.
Обстоятельством отказа обычно есть высокая кредитная нагрузка компаний, отсутствие ликвидного обеспечения,неудовлетворительная кредитная история заемщика.
— Какие конкретно категории заемщиков (в случае если сказать о среднем и малом бизнесе) возможно отнести к самый проблемным, а какие конкретно – к удачно справляющимися с долговой нагрузкой? Какие конкретно виды бизнеса демонстрируют живучесть и, возможно, кроме того наращивают обороты?
— В Райффайзенбанке программа среднего бизнеса и кредитования малого – одно из приоритетных направлений. Малые предприятия, в большинстве случаев, имеют больше шансов для смены профиля деятельности, технического перевооружения без каких-либо важных капитальных затрат. Опыт говорит — маленькие фирмы практически являются более мобильными и живучими в текущих условиях.
Исходя из этого политика отечественного банка нацелена на расширение для того чтобы сотрудничества.
В числе отечественных заемщиков предприятия, главным видом деятельности которых есть, во-первых, оптовая и розничная торговля лекарствами, продуктами питания итоварами первой необходимости; во-вторых, производство продуктов питания, полуфабрикатов, упаковочного материала, товаров первой необходимости; в-третьих, услуги, оказываемые для розничных и корпоративных клиентов.
В случае если сказать о спросе, то самый востребованный на сегодня вид финансирования – этокредит на пополнение оборотных средств для компаний и ИП, занятых, в основном, в сфере торговли продуктами питания, лекарствами, полуфабрикатами, товарами первой необходимости, а также в сфере одолжений (общепита, химчисток, ремонта). Райффайзенбанк деятельно трудится со стратегическими фирмами, к примеру, в области электричества (НЭСК, Кубаньэнерго), и скрупными розничными сетями.
Последовательность отраслей, каковые испытывают громаднейший спад в кризис , отнесены к категории ограниченных и финансируются при повышенных требованиях к финансовому положению и обеспечению. Это, в первую очередь, строительный бизнес, оказание транспортных одолжений, оптовая и розничная реализация стройматериалов, оптовая и розничная торговля тёмным и цветным металлом.
— Краснодарский край и по большому счету юг России в целом – аграрный регион. Кредитует ли Райффайзенбанк сельхозпроизводителя?
— На мой взор, юг России не только аграрный регион, но и регион, где достаточно развит рынок одолжений, розничный и производственный рынок. Как раз исходя из этого среди отечественных клиентов имеется большие розничные торговые сети, предприятия связи, электроэнергетики, сферы услуг и пищевой промышленности. Интерес обусловлен громаднейшей стабильностью бизнеса, трудящегося в данных отраслях, и высоким потенциалом его развития в будущем.
Что касается сельхозпроизводителей, то мы оцениваем таковой бизнес как менее стабильный.
— Какие конкретно преимущества для кредитной организации предполагает статус дочки большого денежного университета? Формирует ли он какие-то неудобства? Свидетельствует ли появление каких-то неприятностей у материнской организации их трансляцию на русского дочку?
— Дочерние зарубежные банки в Российской Федерации ничем не отличаются от остальных. Однако, российскаябанковская совокупность в течении всей собственной истории характеризовалась несколькими изюминками. И одна из них: она имеет маленькие пассивы – обязательства, и относительно долгие активы — кредиты. Раньше у банков в Российской Федерации ни при каких обстоятельствах не было неприятностей с фондированием – межбанковский рынок был большим, и ставки на нем были низкими.
на данный момент обстановка изменилась, но меры правительства и Банка России по поддержанию рынка оказывают помощь банкам осуществлять текущие выплаты по своим обязательствам.
В случае если сказать о Райффайзенбанке, отечественная задача постоянно заключается в том, дабы обеспечить действенную работу независимо от условий, в которых мы находимся. Само собой разумеется, мы можем в любую секунду пользоваться помощью материнской компании, но стремимся не делать это «ежедневно».
Мы сами контролируем риски и оптимизируем банковские процессы. Это то, чему команда Райффайзенбанка уделяет особенное внимание в собственной ежедневной работе. соблюдение и Такое отношение высоких стандартов Группы Райффайзен, возможно, совершает Райффайзенбанк одним из самых надежных банков в Российской Федерации.
— На данный момент многие банки отягощены проблемой непрофильных активов. Было нужно ли Райффайзенбанку столкнуться с необходимостью управления непрофильными активами?
— Райффайзенбанк не столкнулся с таковой необходимостью.
— Как изменилась структура розничного кредитования в связи с кризисом? На какие конкретно виды розницы делает на данный момент упор ваш филиал?
— Сейчас коммерческие банки особенно шепетильно оценивают возможности и желания потенциальных клиентов. Главным приоритетом есть обеспечение возвратности кредита. Мы наращиваемкредитный портфель, снижая ставки по кредитам во всех сегментах.
Так, 2 ноября 2009 года мы опустили ставку по «Персональному кредиту» на 1%. На сегодня она образовывает 21,9% годовых.
Однако, банк предъявляет более важные требования к минимальному стажу работы, уровню и возрасту официального дохода если сравнивать с финишем прошлого года. Непременно, ответственным для принятия хорошего ответа о выдаче кредита есть постоянное место работы, стабильный доход, отсутствие отрицательной судимости и кредитной истории у потенциального заемщика.
В целом, кроме стандартных требований к самому заемщику, громадное значение на сегодня имеет устойчивое положение работодателя заемщика, денежное благополучие которого может конкретно сказаться на возможности заемщика возвращать кредит.
— Как, и как удачно решается в вашем банке неприятность возврата проблемных долгов? Справляетесь ли сомостоятельно либо трудитесь с аффилированной организацией?
— В Райффайзенбанке работа с просроченной задолженностью ведется сомостоятельно банка. Мне думается, что реализовать коллекторам проблемный портфель есть довольно несложным, но малоэффективным методом решения проблемы проблемных долгов. В целом, часть проблемных долгов в Райффайзенбанке намного меньше, чем в среднем по рынку, и это говорит о отечественной успешной работе в данном направлении.
На протяжении работы с проблемными долгами Райффайзенбанк постоянно рассматривает каждую конкретную обстановку с клиентом (как юридическим, так и физическим лицом), дабы предложить вероятные дороги ответа в отдельном случае.
— Вопрос по вкладам. Какие конкретно виды депозитов и на какой срок пользуются громаднейшей популярностью? Какой уровень ставки по депозитам вы вычисляете максимально действенным для банка и привлекательным для вкладчика?
— Мы замечаем, что сейчас население опять предпочитает консервативный подход к накоплению и сохранению собственных сбережений, откладывая средства на непредвиденные случаи, деятельно применяя депозиты. Наряду с этим многие вкладчики, делая выбор между высокой надёжностью и процентной ставкой банка, отдают стабильности и предпочтение надёжности.
Текущее положительная динамика и укрепление рубля на фондовых площадках России вернули интерес вкладчиков к депозитам в рублях. Отечественные клиенты предпочитают открывать депозиты в рублях и евро, чуть менее популярны вклады в долларах США. Средний срок вклада – 1 год.
Один из самых популярных депозитов в Райффайзенбанке — вклад «Универсальный», допускающий дополнительные взносы на любую сумму, пролонгацию, и частичную выдачу денежных средств со счета.
На втором месте вклад «Рантье», что допускает пролонгацию, пополнение на любую сумму без ограничений и капитализацию процентов, но не предусматривает частичной выдачи денежных средств со счета.
В этом году Райффайзенбанк расширил собственную линейку банковских продуктов для физических лиц и внес предложение частным клиентам вклад «Мультивалютный» (раскрывается в Рублях, Долларах США и Евро в один момент). Данный депозит разрешает при необходимости переводить средства из одной валюты в другую без утраты процентов.
Сейчас по вкладу «Рантье» большие ставки составляют 11,3% годовых в рублях, 6,6% годовых – в долларах США и евро; по депозиту «Пополняемый» — 11,5% и 6,7% годовых соответственно; по вкладу «Универсальный» — 9,7% годовых в рублях, 3,5% в долларах США и 4,2% в евро; по вкладу «Мультивалютный» — 10,2%и 5,8% годовых соответственно.
— Кто есть Вашими главными соперниками в регионе?
— В числе деятельно трудящихся банков в регионе главными соперниками Райффайзенбанка возможно назвать банки с господдержкой, банки с участием зарубежного капитала. Но любой из них имеет собственную стратегию развития, нишу, аудиторию, неповторимые услуги и банковские продукты.
Со своей стороны, Райффайзенбанк кроме этого имеет собственную нишу и неповторимые банковские предложения. Так, в этом году мы были удостоены звания Лучший интернет-банк по обслуживанию частных клиентов в Российской Федерации, согласно точки зрения издания Global Finance magazine. Отечественная совокупность Интернет-банкинга Raiffeisen Connect признана лучшей среди подобных продуктов вторых банков. В 2008 году банк стал победителем в рейтинге розничных банков по уровню клиентского обслуживания (издание The Retail Finance).
А несколько РЦБ и Райффайзен Интернациональ — признана «Лучшим банком в Центральной и Восточной Европе» (Global Finance magazine). Эти награды крайне важны для нас и являются подтверждением отечественной устойчивости, и позиционируют нас как стабильный и современный банк.
— Планируется ли расширение филиальной сети в южной части России?
— Южный региональный центр (ЮРЦ) в текущем году открыл шесть новых отделений: в Краснодаре, Новороссийске, Ростове-на-Дону, Сталинграде, Волжском и Пятигорске. Это совсем новые площадки для обслуживания клиентов и ведения бизнеса. На данный момент ЮРЦ объединяет сеть из 16 отделений, расположенных в городах Южного федерального округа: Краснодаре, Сочи, Анапе, Новороссийске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Ставрополе, Пятигорске, Сталинграде, Волжском.
Исходя из этого в 2010 году расширение филиальной сети методом открытия новых отделений на Юге не планируется, планируется модернизация существующих.
— Весьма интересно определить ваше вывод по поводу поглощения Югбанка корпорацией УралСиб. Как изменится структура кредитного ландшафта в регионе в связи с приходом этого большого игрока?
— Финсектор весьма динамично начинается. Банки расширяют территории присутствия, увеличивают собственную филиальную сеть, среди них и методом слияния разных банковских структур. Это закономерные процессы, каковые разрешают сделать рынок банковских одолжений более занимательным и привлекательным для потребителей, и содействуют формированию здоровой борьбе в банковской среде.
Югбанк был наибольшим негосударственным региональным банком в Краснодарском крае, исходя из этого я считаю это объединение предсказуемым и в полной мере логичным.
— Щиты с рекламой Райффайзенбанка все чаще попадаются на глаза. Какие конкретно еще каналы продвижения задействованы в южной части России?
— Вправду, с 2 ноября Райффайзенбанк проводит масштабную рекламную кампанию по продукту «Кредиты наличными». Маркетинговая помощь осуществляется через наружную рекламу, региональную прессу (издания, газеты), радио и Интернет, охватывает все города присутствия банка в южной части России. Также, фактически на всех центральных ТВ-каналах банк запустил имиджевую рекламную кампанию под неспециализированным слоганом «Отношения, проверенные временем».