Полимерные шины повторно изобрели для городской войны
Американцы – громадные любители изобретать нужные вещи. Кроме того в случае если эти вещи уже были изобретены до них. Как, к примеру, колёса. Но не те, что придумали вавилоняне, а очень перспективные на сегодня безвоздушные шины.
Что ж, в то время, когда дело касается бронетехники, тут желаешь не желаешь, а делай всё самостоятельно. Обращение так как идёт о нацбезопасности!
Мы уже детально писали о прототипе непневматической покрышки Tweel компании Michelin, представленном в 2005 году и произведшем настоящий фурор в автомобильной индустрии.
Базу Tweel, напомним, составлял полиуретановый корпус в виде эластичных клиновидных спиц. Материал отличался повышенной износостойкостью и проявлял амортизационные особенности, подобные классическим шинам, – за счёт собственной упругости.
В то время, когда Tweel начинает качение, эластичные полиуретановые спицы поглощают дорожные неровности подобно пневматическим шинам. протектор и Боковина кроме этого деформируемые (другими словами талантливые вернуть себе начальную форму).
Размещение спиц возможно поменять в зависимости от чёрта условий эксплуатации и транспортного средства (иллюстрация с сайта howstuffworks.com).
У новых покрышек был последовательность ощутимых преимуществ, а также отсутствие необходимости обслуживания, возможность применения последующей переработки и сменного протектора, а ещё – лучшая поперечная устойчивость. К примеру, на тестах Audi A4 удалось в пять раз превзойти классические шины по этому показателю.
Лишь поразмыслите: под угрозу был поставлен рынок количеством более $120 миллиардов! Но другие фавориты индустрии, к примеру Bridgestone и Goodyear, не торопились объявлять о собственных достижениях в новой области. Да и сама Michelin объявила, что готовьсявывести на рынок Tweel не ранее середины следующего десятилетия (другими словами где-то к 2015 году).
Разумеется, что какие-то неприятности и подводные камни, которые связаны с коммерческим применением непневматической шины, однако существуют. Вероятнее, вопрос упирается в надёжность и износостойкость материала. Но сама мысль не пропала бесплатно: на неё обратили внимание армейские.
Обстоятельство тому – война в Ираке. Использование кустарно изготовленных мин причиняет армиям пара видов ущерба. Прежде всего это помой-му прямые утраты личного состава в следствии взрыва.
Но американцы не склонны надеяться на очевидные эти. Проанализировав боевые сводки, они заключили, что большой ущерб дорожные фугасы, заложенные повстанцами, причиняют именно по окончании детонации.
Самонакачивающиеся шины для Humvee. Вверху: особенности конструкции.
Внизу: гражданский «Хаммер», оснащённый таковой совокупностью (иллюстрации с сайтов howstuffworks.com, pubpages.unh.edu).
В то время, когда бронетехника выходит из строя, воины в Humvee либо другого транспортника обычно оказываются закрытыми в горящей «клетки». Выйти наружу мешает или горение техники, или прицельный пламя соперника.
Всё вследствие того что у простого «Хаммера» установлены пневматические шины. Армия уже давно искала выход из этого положения, заказывая разработку разных предположений «устойчивых» колёс.
К примеру, самонакачивающиеся покрышки CTIS со особыми вставками run-flat, каковые разрешают продолжить перемещение кроме того по окончании того, как покрышка всецело спущена.
«С нами связалась Исследовательская лаборатория армии США и заказала разработку новой колёсной совокупности для Humvee. Они сказали, что покрышки run-flat оставляют Humvee достаточно уязвимыми для неприятеля», — говорит Эд Холл (Ed Hall), коммерческий директор Resilient (фото с сайта sciam.com/Resilient Technologies).
Но ни одна из используемых на сегодня совокупностей не удовлетворяет армейских всецело. Тем более что боевые действия американцы по большей части ведут в городских условиях и обозначенная «неприятность конвоя» с каждым новым столкновением делается всё актуальнее.
В качестве «совершенного варианта» рассматривается такая покрышка, которая владела бы простыми особенностями в повседневной эксплуатации и наряду с этим не теряла их по окончании прицельного попадания. Другими словами катиласькак ни в чём не бывало, скоро и на громадные расстояния.
Новую альтернативу существующим ответам общими усилиями создали компания Resilient Technologies и Центр полимерной инженерии при университете Висконсина в Мэдисоне (University of Wisconsin–не сильный?s Polymer Engineering Center).
Упругие особенности пластика разрешают шине «проглатывать» неровности и другие маленькие препятствия как и простой покрышке (фото с сайта sciam.com/Resilient Technologies).
На эти цели был израсходован $18-миллионный грант Пентагона на разработку «разработки непневматических шин» (Non-pneumatic tire — NPT). Безвоздушных другими словами.
Проект продолжался два года, значит, стартовал в конце 2005-го либо начале 2006 года. О мишленовской Tweel к тому времени было уже известно. Так отчего же американцы не прибегли к услугам французов?
Так как создали полиуретановую шину именно американские инженеры (из соответствующего подразделения французского концерна).
Нельзя исключать, что обстоятельство вовсе не в «нацбезопасности», а в надёжности. Создатели Tweel изначально исходили из коммерческих возможностей продукта на массовом рынке и тест-драйвы устраивали на простых авто.
Удалось взять в пять раз громадную управляемость, прекрасно. Но армейским-то что за дело? Humvee и без того ездит как желает.
Вероятнее, неприятности с износостойкостью были достаточно веским причиной при выборе подрядчика.
Косвенно об этом свидетельствует само конструктивное ответ – полимерные соты. Чем больше гибкость внутреннего обода, тем более комфортна езда. На прототипе Michelin с этим дела, разумеется, обстоят получше.
Но вот армейцам такие нежности ни к чему.
Resilient подчёркивает, что кроме большей надёжности покрышки NPT владеют лучшими термодинамическими чертями. Другими словами лучше отводят тепло – площадь поверхности контакта с воздухом значительно больше, чем у простых шин (фото с сайта sciam.com/Resilient Technologies).
Сотовая структура шин NPT разрешает им выдерживать больший вес, более действенно рассеивать тепло (уже если сравнивать с простыми покрышками) и быть устойчивыми к повреждению в силу изюминок собственной характеристик и конструкции полимера.
«Конструкция весьма надёжна и при прямом попадании, — заявляет Эд Холл. – Кроме того в случае если 30% внутренних пластин будут уничтожены, покрышка продолжит трудиться как и всегда».
В компании на данный момент трудятся над тем, дабы Исследовательская лаборатория армии США (U. S. Army Research Lab), являющаяся клиентом, одобрила проект.
Соты выполнены в хорошем шестигранном стиле, но с учётом действующих на колесо сил. В качестве кандидата на роль несущей конструкции рассматривались многие полимеры.
В итоге отобрали некоторый состав, что устроил армейских: ресурс пробега образовывает 15 000 километров (фото с сайта sciam.com/Resilient Technologies).
В случае если опробования пройдут удачно, планируется реализовать патент армейским, дабы они создавали безвоздушные шины самостоятельно.
Resilient не информирует, во что может обойтись производство шин, а также состав полимера, из которого они изготовлены, сохраняется в тайне – военная тайна. Но, учитывая успехи вторых разработчиков, она в полной мере может превратиться в секрет Полишинеля.
На сегодня покрышка существует в режиме прототипа. В апреле 2008 года тесты NPT прошли на полигоне Национальной гвардии США в Уосо (Wausau). Размерность покрышек всецело соответствует требованиями Humvee – 37 дюймов (94 сантиметра).
Но, в принципе, они смогут использоваться и на вторых колёсных транспортных средствах.
Не смотря на то, что армейские очертя голову ожидают начала поставок колёс в Ирак, возможности их применения пока не до конца ясны. Не обращая внимания на заявленный пробег, разумеется, существуют какие-то технологические ограничения на применение новинки.
Сейчас армейские уверены в том, что характеристики новой совокупности добавят воинам шансов выжить в боевых условиях. Вверху: тест на поведение при большой загрузке (в статичном положении). По условиям, это не меньше 1746 килограммов.
Внизу: тест на износостойкость (фото с сайта sciam.com/Resilient Technologies).
По крайней мере, мало необычным выглядит отказ разработчика от независимого производства. Да и о замыслах по выпуску гражданской версии Resilient ничего не информирует, а ведь это – вероятный неслабый кусок вышеупомянутого стомиллиардного пирога. Нехарактерно для американцев.
Нельзя исключать, что полной замены простых шин непневматическими по большому счету не случится, либо случится, но в столь отдалённом будущем, что на это потребуется пара десятилетий.
Не смотря на то, что… Отыщем в памяти заявление Michelin о 2015 годе… В общем, разработка занимательная, и хотелось бы поскорее заметить результаты свободных опробований.
Кто знает, может, отечественные коллеги из DRIVE.RU вскорости этим займутся.