При падении стоимости нефти urals до 60 долларов за баррель суверенный рейтинг россии может быть понижен на три ступени – standard & poors

При падении стоимости нефти urals до 60 долларов за баррель суверенный рейтинг россии может быть понижен на три ступени – standard & poors

Стоимость бареля нефти оказывают большое влияние на русского экономику, в частности показатели настоящего и номинального ВВП, и валютный курс и торговлю. Но самое сильное влияние, с отечественной точки зрения, они оказывают на публичные финансы. Увеличение стоимости одного бареля нефти в течение практически всего прошлого десятилетия поддерживало экспансионистскую фискальную политику, наряду с этим разрешая наращивать бюджетные резервы.

Однако, фискальная экспансия, и не в последней степени большие затраты в рамках стимулирующей бюджетной политики во время недавнего кризиса, стали причиной значительному повышению доли затрат по отношению к ВВП. В следствии, не обращая внимания на рекордный количество доходов от продажи нефти в 2011 году, профицит бюджета расширенного правительства образовывает, по нашим расчетам, всего 0,8% ВВП. Мы ожидаем, что в 2012 году для создания сбалансированного бюджета стоимость одного бареля нефти обязана в среднем равняться 120 долларов за баррель.

При средней цене на нефть марки Urals на уровне 110 долларов за баррель в 2011 году стал для русского экономики и ее публичных финансов еще одним годом рекордных нефтяных доходов, количество которых значительно превысил показатели 2008 года, в то время, когда наблюдался последний исторический максимум (95 долларов за баррель). На середину марта 2012 года стоимость одного бареля нефти стабилизировалась на уровне приблизительно 125 долларов за баррель.

Большие стоимость бареля нефти до тех пор пока разрешают поддерживать уровень национальных затрат. Но давление на расходную часть бюджета, к примеру, со стороны стареющего населения либо при исполнения большой части расходных обещаний, сделанных на протяжении выборов президента, может привести к необходимости повышения доходов бюджета, что делает российские публичные финансы уязвимыми к понижению стоимости одного бареля нефти.

По нашим расчетам, понижение стоимости одного бареля нефти на 10 долларов приведет – прямо и опосредованно – к сокращению национальных доходов на 1,4% ВВП. При реализации очень негативного стрессового сценария, что предусматривает падение стоимости одного бареля нефти в среднем до 60 долларов за их сохранение и баррель на этом уровне, мы ожидаем, что недостаток бюджета расширенного правительства составит более 8% ВВП. При таком сценарии рейтинги РФ смогут быть понижены, причём понижение может составить до трёх ступеней рейтинговой шкалы.

Мы разглядываем 2 стрессовых сценария: один из них предусматривает понижение стоимости одного бареля нефти до 80 долларов за баррель, второй – до 60 долларов за баррель. К тому же, потому, что в соответствии с нашим базисным сценарием стоимость одного бареля нефти останется выше 100 долларов за баррель, мы думаем, что возможность реализации этих двух стрессовых сценариев в ближайшие два года образовывает менее чем один к трём. Мы полагаем, что большая, и, быть может, неупорядоченная коррекция экономразвития в Азии в целом и в Китае в частности, может привести к значительному понижению стоимости одного бареля нефти, что окажет негативное влияние на экономику России.

Подъём и снижения ВВП на волне трансформаций стоимости одного бареля нефти

Номинальный Российская экономика, как и любой сырьевой экономики, обусловлен не столько ростом настоящей экономики, сколько стоимостями на сырьевые товары. В 2003-2011 годах и количество номинального ВВП (в долларах), и стоимость бареля нефти марки Urals увеличились приблизительно в 4 раза (наблюдай график Номинальный Российская экономика и стоимость бареля нефти). В 2009 году, в то время, когда среднегодовая цена нефти снизилась более чемна треть, количество номинального Российская экономика в течение года сократился более чем на 25%.

В целом такая же тенденция отмечается в торговом балансе России, где на долю экспорта сырой нефти и нефтепродуктов приходится намного больше 50% всего товарного экспорта (газ снабжает ещё 10%, металлы – 20%), и, так, динамика торгового баланса зависит от динамики стоимости одного бареля нефти (наблюдай график Торговый баланс России и стоимость бареля нефти). Кроме того изменение валютного курса рубля по отношению к доллару (по окончании поправки на инфляционный дифференциал) весьма тесно связано с трансформацией стоимости одного бареля нефти. Валютный курс увеличивается при увеличении стоимости одного бареля нефти и понижается при их понижении, что в значительной мере соответствует динамике торгового баланса (наблюдай график Курс рубля к доллару и стоимость бареля нефти).

Публичные финансы так же, как и прежде зависят от стоимости одного бареля нефти

Влияние стоимости одного бареля нефти на публичные финансы России выражено ещё более очевидно, чем их влияние на экономику в целом. Тут сочетается прямое и опосредованное действие.

Предельная совокупная ставка налога на экспорт сырой нефти образовывает 86%, и, по оценкам, прямые доходы от продажи нефти (в форме налога на добычу нужных ископаемых, экспортных пошли и поступлений от налога на прибыль компаний нефтяного сектора) обеспечили практически половину доходов бюджета страны в 2011 году, и, как и ранее, более четверти совокупных доходов расширенного правительства. Прямое влияние на эти доходы оказывают трансформации стоимости одного бареля нефти.

Рассчитывая прямое влияние трансформаций стоимости одного бареля нефти на бюджетные доходы, и исходя из допущения о стабильном уровне экспорта и добычи нефти, мы думаем, что изменение стоимости одного бареля нефти на 10 долларов ведет к трансформации национальных доходов на 1% ВВП. К тому же сильное влияние стоимости одного бареля нефти на экономическую активность (и, как следствие, на налоговую базу) в Российской Федерации кроме этого создаёт опосредованный канал, при помощи которого стоимость бареля нефти воздействуют на неспециализированный количество налоговых доходов правительства.

Потому, что понижение стоимости одного бареля нефти ведет к сокращению ВВП, и, как следствие, доходов, объёма и прибыли потребления в экономике, неспециализированный количество налоговых доходов правительства кроме этого уменьшается. По нашим расчетам, это опосредованное влияние обуславливает изменение национальных доходов ещё на 0,4% ВВП при трансформации стоимость бареля нефти на 10 долларов.

Зависимость от нефти (и других сырьевых товаров) остаётся, как мы вычисляем, одним их главных факторов уязвимости русском экономики, в особенности публичных финансов страны. Иначе, потому, что в текущем году стоимость бареля нефти существенно выше прогнозных стоимостей, на базе которых был составлен бюджет (100 долларов), и обеспечат достижение целевого показателя недостатка на уровне 1,5% ВВП (без учёта расходных обещаний снова избранного президента Владимира Владимировича Путина во время избирательной кампании), корректировка стоимости одного бареля нефти в сторону понижения, в особенности если она сохранится на долгое время, скоро приведёт к большому давлению на публичные финансы России.

В то время, когда стоимость одного бареля нефти марки Urals снизилась с пикового среднемесячного уровня 135 долларов за баррель в июне 2008 года до 42 долларов в декабре того же года, Российская Федерация пережила это только важное шоковое потрясение, имея довольно прочные позиции. В 2008 году профицит бюджета расширенного правительства составлял 4,9% ВВП; помимо этого, благодаря наращиванию национальных активов в прошлые годы, хорошее значение чистых активов составляло практически 16% ВВП. Три года спустя, не обращая внимания на то, что в 2011 году стоимость одного бареля нефти была в среднем на 15 долларов выше, чем в 2008 году, профицит бюджета в 2011 году составил менее 1% ВВП (оценка), а хорошее значение чистых активов правительства сократилось всего до 3% ВВП, снабжая РФ намного меньшую подушку безопасности на случай нового шокового трансформации стоимости одного бареля нефти.

Стрессовые сценарии, предусматривающие шоковые трансформации стоимости одного бареля нефти, подчёркивают уязвимость России по отношению к этому фактору

Для оценки уязвимости экономики и публичных финансов России в целом мы разглядываем и сопоставляем три сценария. Во-первых, базисный сценарий, при котором стоимость одного бареля нефти образовывает 100 долларов за баррель (на базе этого допущения составлен и российский бюджет).

Во-вторых, мы разглядываем сценарий умеренной стрессовой обстановке, при которой среднегодовая стоимость одного бареля нефти снизится до 80 долларов за баррель в 2012-2014 годах (приблизительно до отметки 2010 года, в то время, когда стоимость бареля нефти начали расти по окончании кризиса). В-третьих, мы разбираем сценарий очень негативной стрессовой ситуации, при которой стоимость одного бареля нефти снизится до 60 долларов за баррель (уровень 2009 года, в то время, когда кризис достиг собственного пика) (наблюдай график Главные экономические показатели России при различных сценариях).

В сценарии умеренной стрессовой обстановке, при которой среднегодовая стоимость одного бареля нефти снизится до 80 долларов за баррель, мы ожидаем, что шоковое потрясение для экономики приведет к маленькому сокращению настоящей экономики в 2012 году если сравнивать с ростом ВВП на 3,5%, что мы прогнозируем в базисном сценарии. Показатель ВВП на одного человека снизится еще больше – с 13 200 долларов в 2011 году до 12 100 долларов в 2012 году, отражая сильное влияние стоимость бареля нефти на обменный курс, что обусловливает еще более большое сокращение номинального долларового ВВП если сравнивать с настоящим ВВП. В очень негативной стрессовой ситуации, при которой стоимость одного бареля нефти снизится до 60 долларов за баррель, мы прогнозируем глубокую рецессию (сопоставимую с рецессией 2009 г.), при которой настоящий ВВП уменьшится на 5,3% в 2012 г. Показатели ВВП на одного человека снизятся еще больше — в совокупности на 20% если сравнивать с уровнем 2011 г.

Может привести к удивлению тот факт, что негативное влияние падения стоимость бареля нефти на баланс счета текущих операций есть довольно умеренным и в сценарии умеренной стрессовой обстановке и в очень негативном сценарии. Не обращая внимания на то, что понижение стоимость бареля нефти, непременно, приведет к сокращению экспортных доходов, существуют два сильных противодействующих фактора. Первый проявляется через корреляцию между ценой на нефть и валютным курсом, о которой говорилось выше.

При понижении стоимости одного бареля нефти мы прогнозируем ослабление валютного курса, что должно обусловить сокращение количества импорта. Во-вторых, сильное негативное влияние более низкой цены нефти на показатели ВВП и доходов приведет к еще большему сокращению количества импорта, так что в сумме неспециализированное снижение импорта будет компенсировать большую часть сокращения экспорта. Для сравнения: баланс счета текущих операций России сократился с 6,2% в 2008 г. (год пиковых стоимости одного бареля нефти) до 3,9% в 2009 г., в то время, когда стоимость бареля нефти достигли послекризисного минимума.

Влияние на баланс госбюджета выясняется достаточно большим уже в сценарии умеренной стрессовой обстановке. Как отмечено выше, существует большое прямое влияние на национальные доходы, дополненное опосредованным влиянием: понижение стоимости одного бареля нефти ведет к понижению показателей ВВП и доходов и, так, к сокращению налоговой базы.

В отечественном сценарном анализе мы исходим из допущения о том, что изменяются лишь доходы бюджета, количество экспорта и добычи нефти остается без трансформаций, а затраты финансируются в соответствии с бюджетом. Исходя из этого мы не учитываем ни вероятные меры по консолидации бюджета, принимаемые правительством, ни потенциальные антициклические затраты, каковые наблюдались во время прошлого кризиса.

Мы кроме этого не учитываем дополнительные расходные обещания, сделанные избранным президентом В. Путиным на протяжении избирательной кампании. По оценкам некоторых специалистов, количество этих расходных обещаний на ближайшие пять лет образовывает дополнительно 9% ВВП.

В умеренном сценарии мы ожидаем, что в 2012 г. недостаток бюджета расширенного правительства достигнет 4,4% ВВП если сравнивать с 1,6% в базисном сценарии — в следствии сокращения национальных доходов на 2,8% ВВП. Мы ожидаем, что показатель недостатка бюджета мало улучшится в ближайщее время, но останется высоким.

В следствии маленькая хорошая величина чистых активов правительства (около 3% ВВП в 2011 г.) сократится уже к 2012 г., а к 2014 г. правительство будет нетто-должником (практически 5% ВВП, см. диаграмму 2). Учитывая, что в конце 2011 г. активы правительства в двух резервных фондах составляли приблизительно 8% ВВП, правительству не нужно будет зависеть только от заимствований для покрытия бюджетного недостатка, что должно разрешить ему довольно прекрасно совладать с проблемой повышения недостатка бюджета.

В очень негативном стрессовом сценарии недостаток бюджета расширенного правительства увеличится до 8,2% ВВП в 2012 г. — в случае если правительство не примет компенсирующие меры. Мы ожидаем, что до 2014 г. недостаток бюджета останется высоким, составив практически 6% ВВП.

В следствии на фоне понижения номинального ВВП чистый долг правительства будет весьма расти и превысит 13% ВВП к 2014 г. — это на 16% ВВП больше уровня 2011 г. Согласно нашей точке зрения, финансирование большого недостатка бюджета за счет заимствований будет воображать проблему для правительства. Существует неопределенность довольно темпов, которыми правительство сможет (и готовься ) полностью монетизировать средства резервных фондов (особенно Фонда национального благосостояния) для сокращения потребностей в заимствованиях.

Иначе, готовность и объём внутреннего и мирового денежных рынков дать средства, нужные для покрытия бюджетного недостатка (8,2% ВВП в 2014 г., что эквивалентно 143 млрд долл.), не проверены на практике. Для сравнения: наибольший количество валовых заимствований русского правительства на денежных рынках в последние десять лет составил 1,4 трлн руб. (2,6% ВВП) в 2011 г. Исходя из этого в таковой ситуации правительству, наверное, придется рассмотреть возможность больного сокращения затрат в рамках проциклической бюджетной политики.

Вместе с тем большие потребности правительства в финансировании в этом сценарии в лучшем случае приведут к значительному увеличению ставок по кредитам. Появится кроме того риск того, что показавшиеся неприятности с финансированием смогут привести к инвесторов, оттекание капитала и создать дополнительное давление на валютный курс. В любом случае сам по себе количество национальных заимствований вытеснит финансирование из частного сектора, что еще больше уменьшит и без того маленькой количество инвестиций в Россию и очень плохо скажется на потенциале экономического подьема.

Вероятное влияние на рейтинги существенно

При реализации сценариев умеренной стрессовой обстановке либо очень негативной стрессовой ситуации долговременный суверенный рейтинг РФ возможно понижен на одну-три ступени. В соответствии с методикой присвоения суверенных рейтингов суверенные рейтинги присваиваются на базе оценок пяти главных и нескольких дополнительных факторов, обусловливающих экстренные поправки.

Учитывая текущую оценку России по этим факторам, указанные стрессовые сценарии смогут оказать влияние на оценку двух из пяти факторов. Первый из них — оценка бюджетных показателей, каковые отражают в основном устойчивость баланса бюджета правительства и долговую нагрузку; второй фактор — оценка внешней позиции, которая отражает свойство страны генерировать поступления из-за предела, нужные для исполнения обязательств национального и частного сектора перед нерезидентами.

При рассмотрении вероятного влияния указанных стрессовых сценариев на рейтинги нужно иметь в виду, что обрисованный сценарный анализ представляет собой только гипотетическое моделирование. Это моделирование не нужно принимать за прогноз трансформации рейтингов. Кроме того в случае если обрисованные выше сценарии будут реализованы, они будут иметь отношение лишь к некоторым отдельным нюансам суверенных кредитных рейтингов России.

Вместе с тем смогут существовать и другие факторы, такие к примеру, как реакция правительства на скачок стоимости одного бареля нефти, каковые не учитываются в сценариях, но смогут стать частью суверенного кредитного анализа и отразиться на рейтинге.

В умеренном стрессовом сценарии оценка бюджетных показателей возможно мало снижена, наряду с этим остальные оценки вряд ли будут затронуты. Учитывая текущую оценку вторых факторов, это изменение оценки бюджетных показателей может привести к понижению рейтинга России на одну ступень.

В очень негативном стрессовом сценарии оценки, возможно, изменятся в намного большей степени, чем в умеренном стрессовом сценарии. Исходя из допущения о том, что правительство сможет финансировать большой недостаток бюджета в условиях очень негативного стрессового сценария, значительное повышение недостатка может привести к большому понижению оценки бюджетных показателей.

Помимо этого, в случае если у нас появится обеспокоенность относительно того, что стоящая перед русским правительством неприятность финансирования за счет заимствований может привести к недоверию инвесторов и, как следствие, приведет к оттоку капитала и очень плохо скажется на стабильности внешних показателей, мы можем решить о понижении оценки внешней позиции России, отражающей риск значительного ухудшения внешнего финансирования. В следствии суверенный рейтинг России возможно понижен на три ступени. Но мы отмечаем, что в случае если правительство столкнется с более значительными трудностями в финансировании большого недостатка, рейтинг возможно понижен еще больше.

Источник:StandardPoors

15.12.15 (11:00 MSK) — Новости форекс MaхiMarkets.


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: