Прошлое, настоящее, будущее.
Продолжение цикла статей о времени.
Итак, Прошлое, Будущее и Настоящее. Августин высказывает самую распространённую форму восприятия времени. Прошлое — было. Его нет. Будущее — будет. Его также нет. А вот , что имеется — так это Настоящее либо на данный момент. Наряду с этим оно выражается малейшим мигом, «не имеющим длительности».
Что-то наподобие таковой недостижимой абстракции, типа точки. Имя ему — «момент времени». Схематически это всё возможно представлено на следующем графике:
О том, что тут отложено по осям координат я сообщу чуть позднее. А до тех пор пока продолжим. В данном представлении, не обращая внимания на его распространённость, таится множество несуразностей. И известныеЗеноновы апории являютсявыражением кой-каких из этих несуразностей. Я настоятельно советую всем интересующимся прочесть указанную ссылку в вики для того, чтобы представить себе остроту и всю значимость до сих пор нерешённых неприятностей и разброс точек зрения по оным.
А сам…разнообразия для… приведу и ещё кой-чего из подобного рода мыслей.
Мир, как мы знаем, держится на причинно-следственных связях. По очень мере как раз их мы выделяем своим сознанием и кладём в базу мироустройства. Но ж, следствие и причина неизменно поделены временным промежутком. В случае если событие происходит в Настоящем, то обстоятельство его лежитлежала в Прошлом. Которого уже нет. И как может то, чего нет оказывать влияние на то, что имеется???
Другими словами, на следствие? Положение дел тут усугубляется и в свете теории относительности. Как мы знаем, то что для одного наблюдателя — Настоящее и имеется, для другого — Прошлое, и его (получается так) уже нет. В общем, беда! Разумеется, что с таким вот, «простым» восприятием времени что-то не в порядке.
И как-то нужно из положения для того чтобы выходить.Ну что ж… позволяйте искать не сильный звено в этом «простом» восприятии.
Первое, что приходит тут на ум — это некорректность потребления термина «момент времени». Время — это неизменно промежуток. (Совершенно верно кроме этого, кстати, как и пространство). Он бывает мал, но всё-таки — это промежуток. Так, Настоящее либо на данный момент — это вовсе не точка на некоей шкале, но промежуток на ней. В этот самый момент же, тут же я увижу, памятуя прошедшую статью, что «с позиций летящего фотона» и время и пространство сжимаются-таки в точку. В случае если направляться формулам Лоренца.
Но мы всё-таки будем разглядывать тела, движущиеся с хорошей от световой скоростью. Для них-то уж совершенно верно — время неизменно промежуток.
В следствии схематическое представления восприятия «действительности бытия» начнёт выглядеть уже пара в противном случае. Скажем, так:
Тут, пожалуй, пришла пора заявить, что отложено на приведённых графиках по осям координат. Очевидно, это не есть величины математические, вычисляемые по каким-либо формулам. «Степень действительности» — это, скорее, метафора, означающая восприятие тем либо иным сознанием окружающего мира (забранного в вымышленный «момент времени» по вымышленной же шкале времени) как чего-то настоящего. Вместе с этим «восприятие действительности» возможно осознавать и как саму действительность.
Цифры на этом графике, очевидно, очень условны. Они призваны познание для умов, привыкших к графикам и формулам. К примеру, в точке «-1 сек» от гипотетического нулямир менее настоящ, чем в точке -0, 005 сек.
Как как раз мир Прошлого и Будущего менее настоящ, чем мир на данный момент — вопросвторичный. Он бывает менее настоящим в миллиарды миллиардов раз, скажем. Колоколообразность продемонстрированной кривой — это самая общая форма, соответствующая излагаемой тут идее. В принципе она возможно и второй.
Но в итоге, отечественное восприятие действительности мира всё-таки как-то понижается от на данный момент к Прошлому и Будущему.Быть может, кривая эта имеетформудля каждого сознания личную. И изменяющуюся… со временем. Наверняка, дело обстоит как раз так.
Но сущность не в этом. До тех пор пока что. До тех пор пока займёмся вторыми вопросами. В частности:
1. Что имеет место быть на границахинтервала «на данный момент»,
2. Что находится (в случае если по большому счету находится) за границами?
2. Каков хотя бы приблизительноразмер промежутка «на данный момент»?
Ответ на первый вопрос может смотреться в полной мере конкретно.
Мы не можем полностью совершенно верно указать границы «на данный момент», по причине того, что это означало бы наличие этих самых «моментов времени» (t1 и t2 на графике), от идеи которых мы отказались. Границы «на данный момент», границы Настоящего — обречены быть неточными. И исходя из этого мы можем уже постараться ответить и на остальные поставленные вопросы.
А тут проглядывается лишь два варианта. Или мы имеем на границах «на данный момент» некую квантовую неопределённость, за пределами которой лежат несуществующие в действительности Будущее и Прошлое. (Ясно, что в этом квантовом случае нам, вероятнее, направляться сократить продолжительность «на данный момент» планковским временем.) Или… или необходимо признавать, что промежуток «на данный момент» может неограниченно продолжительно длиться как в сторону Прошлого, так и в сторону Будущего.
Я сходу желаю заявить, что досконально изучить первый путь я тут не стану. Только лишь легко покритикую его. Мысль квантования времени и пространства выглядит сначала очень заманчиво. Почему бы и нет, фактически!
Квантуются же другие физические размеры — энергия, импульс… Из-за чего б не представить мир во времени как что-то подобное смене кадров на киноплёнке? Но, при ближайшем рассмотрении, эта мысль выясняется бесплодной. В случае если мы будем разглядывать «кадры мира» как что-то статичное, то это будет означать, что в самих этих «кадров» времени нет. И так «продолжительность» этого «кадра» будет нулевой.
А время должно оказаться в «междукадриях», другими словами тогда, в то время, когда имеет место быть какое-то перемещение. Но, такое положение дел будет соответствовать непрерывно идущим приятель за втором этим самым «междукадриям», что сводит на нет всю идею.
К тому же возможно добавить да и то, что кроме того в случае если вопреки сообщённому только что, кванты времени и существуют… каким-то, неизвестным отечественному разуму образом… то, должно наряду с этим наблюдаться и что-то подобное туннельному эффекту, имеющему место быть при вторых квантовых явлениях. Иными словами, в случае если мы полагаем, что на данный момент — это некоторый квант, то это самое на данный момент может простираться и за границы кванта — в том направлении… в несуществующее по данной версии Будущее и Прошлое.
Что нелепо и опять-таки сводит на нет идею.В общем, не будем больше тратить сил на версию сию, и перейдём к последней оставшейся возможности. В частности — к тому, что на данный момент может простираться неограниченно продолжительно как в Прошлое, так и в Будущее.
Такое представление думается сначала очень непривычным. Но… в случае если присмотреться…ничего для того чтобы уж, противоречащего логике и повседневным ощущениям в нём нет. Особенно, в случае если считать, что условная цифра, характеризующая «степень действительности бытия» может колебаться от единицыхоть до 10-4000.Хоть до 10-700000… Основное, что она ни при каких обстоятельствах не может быть равной совершенно верно нулю.
Другими словами, Будущее и Прошлое, как бы на большом растоянии они в том месте лежали, хоть чуть-чуть, да настоящи. Сходу увижу, что вот это вот «чуть-чуть» может начинаться достаточно близко от условной середины «на данный момент». И пик «действительности бытия» может именно и занимает то самое планковское время.Быть может, и нет… Но это , в неспециализированном-то, не имеет значение.
Принципиально важно, как я сообщил, второе — то, что Будущее и Прошлое, какими бы тенями они ни казались если сравнивать с «на данный момент» — хоть мало, да настоящи. Такое представление сразу же снимает все парадоксы, содержащиеся в апориях Зенона, и неясности с причинно-следственными связями. В случае если Обстоятельство имеется на данный момент, если она не смотря на то, что б в какой-то степени настояща, то из-за чего б ей не влиять на Следствие, которое также происходит на данный момент!
Давайте попытаемся разглядеть складывающееся положение вещей на живом примере. Мы (в случае если мы не вооружены устройствами, разрешающим нам уточнять наблюдение) непременно принимаем произошедшее с нами 10-9 секунды назад как «на данный момент». Мир четверть секунды назадреален чуть менее, но мы отличие чувствуем всё-таки слабо.
Как правило для нас это ещё — «на данный момент».10 секунд назад в Прошлое — ещё менее настоящи, и ещё куда менее настоящи два месяца назад, два года, 40 лет… Последнее по большому счету видится достаточно смутно. Большая часть небольших подробностей исчезают, остаются только самые неспециализированные контуры, либо — отдельные почему-то сохранившиеся броские штрихи.
Да да и то… обычно сложно сообщить, вправду ли эти штрихи были, либо это их так разукрасила сегодняшняя фантазия.
С ощущениями Будущего — приблизительно та же вещь. Будущее через полсекунды для нас куда более реально, чем Будущее через 5 десятилетий. Оно, в большинстве случаев, представляется туманным и размытым донельзя, видимым лишь в самых неспециализированных чертах.
А о том, что случится спустя полсекунды от «нуля» мы кроме того и не вспоминаем. Так оно для нас реально. Какую-то промежуточную степень воображает Будущее на завтра.
Имеется, но, и кое-какие различия между восприятием отечественным сознанием Прошлого и Будущего. Первое несёт в себе элемент однозначности, а второе — оттенок возможности, непредсказуемости. Прошлое мы как бы знаем совершенно верно, а вот в Будущем — не уверены. Области сознания, несущие ответственность за восприятие Прошлого традиционно именуются памятью, а несущие ответственность за восприятие Будущего — фантазией, ожиданиями, расчётами…
Виды на будущее — имеется таковой оборот речи… Но нельзя забывать, что как бы мы в том месте не дробили сознание на области — это неизменно условно. В полной мере, в неспециализированном-то, правомерно было б именовать память — фантазиями о Прошлом, а ожидания — памятью о будущем. Не смотря ни на что — мира мира и восприятие Прошлого Будущего в каких-то своеобразных формах де факто имеют место быть в сознании, в ощущениях. А это лишний раз показывает, что они — легко имеется.
В действительности.
Присутствует кроме этого собственная специфика и в том неизвестном, произвольно очерчиваемом отечественным сознанием промежутке, что мы традиционно именуем Настоящее. Оно — пик восприятия действительности мира, время, в то время, когда Будущее и Прошлое переплетаются между собой и время в то время, когда мы максимально полно чувствуем действительность и силу собственных действий, собственную свойство изменять данный мир.
————————————————————————————-
Так именуемое прошлое имеется вершина сердца, настоящее — сжатый кулак, а будущее — задворки разума. Изречение дзэн. Создатель малоизвестен.
————————————————————————————
Ну и напоследок — мало философских следствий, вытекающих из для того чтобы представления о времени и мире. Считается, что Августин полагал, что «предметный мир» существует и создан Всевышним . Единственное современное «материалистическое» прочтение таковой трактовки — признать, что Будущее и Прошлое наличествуют, как… как некие не сильный составляющие в объективности и реальности принимаемого сознанием мира.
Другими словами вычислять мир чем-то наподобие суперпозиции времён, где основную гармонику образовывает Настоящее, а другие времена, не обращая внимания на столь же собственное равноправное с Настоящим бытие, вносят вклад не через чур значительный. По существу это равнозначно признанию объективности всякого рода астральных и узких миров, царств теней, и т.п. о необходимости которых так продолжительно твердили коммунисты мистики и поэты. Развитие вселенной в таковой трактовке представляет собой плавную, без дельта-функциональных коллапсов, эволюцию «волновой функции мира» либо перемещение дешёвого восприятию сознания наблюдателя «на данный момент».
Но, возможно разглядеть и другую трактовку Времени и Мира во Времени.
Сошлюсь на того же Августина.
…Сейчас светло делается для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, в то время, когда говорят: прошедшее, будущее и настоящее; а было бы правильнее, думается, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Лишь в душе отечественной имеется соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т. е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов имеется у нас память либо воспоминание (memoria); для настоящего настоящих предметов имеется у нас взор, воззрение, созерцание (intuitus), а для настоящего будущих предметов имеется у нас чаяние, упование, надежда (expectatio). Говоря так, я не затрудняюсь в понимании тройственности времени, оно делается тогда для меня ясным, и признаю я его тройственность…
(Августин Аврелий (Блаженный). «Исповедь». Кн. XI. XIV)
Признавая то событие, что Будущее и Прошлое существуют, бытийствуют «не где-нибудь инде», а токмо в сознании, в полной мере логичным было б высказать предположение, что и Настоящее существует кроме этого только в нём . В случае если всмотреться, то возможно подметить, что Августин именно это и утверждает. По данной версии никакого объективного мира, как некоей независимой сущности по большому счету нет, а вот, что имеется — так это ощущения, эмоции, тем либо иным образом проявляющие себя в сознании.
В частности — это память, важная за ощущения прошлого и прогнозы, важные за ощущения будущего. Мне хотелось бы сразу же подметить, что эта версия отнюдь не обязана сводиться к солипсизму. Всё может смотреться намного сложнее.
Но вот уж что в данной версии в полной мере конкретно — так это то, что настоящими, настоящими будут считаться как раз ощущения и чувства (у каждого собственные), а традиционно осознаваемый объективный мир, выражаясь словами Оккама, начинает смотреться избыточной сущностью. Ввиду недоказуемости оного.
По данной версии (быть может, и не только по данной, вместе с тем и по изложенной перед ней «материалистическо-совершенной») границы «на данный момент» подвижны и — что самое основное — подвластны каким-то образом воле сознания. Поясню последнее примерами. В определённых, в большинстве случаев, экстремальных обстановках мы способны сужать промежуток «на данный момент», ощущая чуть ли не кожей, каждую четверть, скажем, либо одну шестнадцатую секунды, а потом, в простых условиях, снова расширять промежуток до простых пределов.
Происходит это в большинстве случаев непроизвольно, не смотря на то, что кое-кто, к примеру, в монастырях Шао-Линь, намерено тренирует эту свойство сознания. Но… В случае если таковая свойство проявляется в каких-то одних масштабах, значит возможно она может проявиться и в других.
Мы, исходя из этого, имели возможность бы путём определённых умственных упрочнений увеличить собственное восприятие «на данный момент» — скажем до года, либо тысячелетия.
Вторая возможность пребывает в том, что мы имели возможность бы обучиться упрочнением воли переносить пик восприятия действительности с «на данный момент» на определённые периоды как Прошлого, так и Будущего. И взять так необычную персональную машину времени. Я осознаю, что для большинства данный вывод выглядит, мягко говоря, фантастическим. Но ж… из-за чего бы нет?! Тем более, что он может, так сообщить, поддаться проверке практикой.
Задача тут пребывает в том — чтобы каким-то определённым, своеобразным образом «настроить» собственное сознание, то бишь, обучиться мыслить особенным образом. И ещё «тем более» это выглядит посильной задачей в связи с намечающимся бурным прогрессом (наблюдай, к примеру,тут ) в направлении называющиеся «интерфейс мозг компьютер».
Тот, кто желает переместить мир с места, обязан сперва сдвинуть с места самого себя.Сократ
И наконец, последнее. Поменять что-либо значительное во всех вышеописанных «континуальных безобразиях», как представляется, быть может, имел возможность быодин нюанс — мельком обозначенный в начале статьи. Вот данный важный нюанс:
С «точки зрения летящего фотона» и время и пространство сжимаются в точку.
Задачасовмещения «правды фотона» и отечественной простой правды — не обращая внимания на всё обилие имеющихся сейчас физических теорий — достаточна сложна, если не сообщить более. Так как для фотона каждые мыслимые нами Будущее и Прошлое, как бы на большом растоянии они не лежали, должны быть одинаково, равноценно Настоящим. А иначе, данный фотон всё-таки умудряется каким-то непостижимым образом взаимодействовать с«отечественным простом миром».
И взаимодействовать как раз на данный момент.
Но… всё это тема для совсем уже другого материала.
Планета Земля.Прошлое, настоящее, будущее! (Уникальное наименование \
Темы которые будут Вам интересны:
-
Лестница-будка связала прошлое и будущее театров нью-йорка
-
Что случилось в прошлый раз, когда центральный банк остановил программу количественного смягчения?