Расширение политехнического кругозора в процессе практических занятий
«Цели политехнического образования: всестороннее развитие личности школьников методом введения их в мир труда, техники, производства; подготовка обучающихся к сознательному выбору независимой трудовой деятельности; формирование свойства ориентироваться во всей совокупности производства.
Этим неспециализированным целям подчинена и внеурочная работа по начальному техническому моделированию. стаж работы с младшими школьниками подтверждает тот факт, что дети на данный момент, приобретая новую многообразную данные в школе, кружке, по радио, телевидению, из бесед и книг со взрослыми, способны принимать значительно больше информации и усваивать более сложные понятия, чем это было раньше.
Увидено кроме этого продвижение в более ранний возраст и таких умственных действий, как планирование, измерение, самоконтроль трудовых действий и т. д. Повысились возможности детей и в усвоении политехнических знаний. Условия внеурочной работы разрешают шире ознакомить школьников с базами современного производства, технологическими процессами, с возможностями применения человеком свойств материалов и законов природы для потребностей практики производства.
Познавательно развивающие игры, живая беседа, увлекательный рассказ, демонстрация действующих моделей, фильм, экскурсия на производство, встреча с передовиками труда оказывают помощь развить у детей устойчивый интерес к технике и увеличить их политехнический кругозор. Знакомя обучающихся с разными отрас.г ,ми народного хозяйства, целесообразно на конкретных, досг ных их пониманию примерах говорить о производительности труда, о том, как большие машинные производства воздействуют на экономику нашей страны, о ведущей роли рабочего класса в создании материальных и духовных сокровищ.
Нужно обращать внимание младших школьников на неспециализированные правила организации современного производства, структуру народного хозяйства, на особенности публичных и производственных взаимоотношений, доступно раскрывать развитие этих взаимоотношений, пользу коллективной работы, преимущество всесторонне развитой личности на производстве и т. д., т. е. уже в младшем школьном озрасте нужно обеспечить базу для создания моральной готовности к участию в производительном труде, учить ребят действенно проявлять духовные, физические и умственные свойства. Н. К- Крупская думала, что начальную политехническую подготовку нужно затевать с ранних лет. И очень подчеркивала, что,политехнизм обязан пронизывать все учебные дисциплины’, что он требует обоюдной увязки этих дисциплин с практической деятельностью и особенно с обучением труду.
Специфика внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста заставляет обнаружить методы и такие средства, при которых на протяжении занимательной практической деятельности школьники пополняют запас политехнических знаний. Так, к примеру, на протяжении экскурсии на автобазу либо базу Сельхозтехники школьники смогут знакомиться с принципами работы автомобилей самого разнообразного назначения (транспортными, строительно-дорожными, сельскохозяйственными и т.д.). На таких экскурсиях возможно продемонстрировать процесс ремонта, налаживания автомобилей и механизмов, и их эксплуатацию.
В ходе практических занятий по изготовлению моделей школьники усваивают понятия о разном оборудовании учебной мастерской, используют в собственной работе измерительные, монтажные и другие инструменты, обучаются обрабатывать различные материалы. Начальное знакомство с автомобилями разного назначения, инструментами ручного труда и оборудованием осуществляется значительно чаще методом проведения экскурсий (в школьную мастерскую, на близлежащее производство, стройплощадку, базу Сельхозтехники и т.д.), методом демонстрации образцов инструментов ручного труда на занятиях технического кружка.
Но местожительства и разные условия занятий не всегда позволяют детям заметить в натуре многие технические объекты. Тогда младшим школьникам показывают учебные технические фильмы, диафильмы, телепередачи, выполняют беседы, просматривают книги о технике, разглядывают вместе с ребятами иллюстрации, рисунки и чертежи технических объектов в изданиях «Моделист-конструктор», «Юный техник» и др.
В ходе таковой работы начальник кружка информирует школьникам технические сведения разглядываемого объекта (его назначение, устройство, принцип действия и т.д.). Закреплению же-взятых знаний, верному произношению названий технических объектов и верному написанию этих названий, и расширению политехнического кругозора младших школьников содействуют разные познавательно-развивающие игры, а также игра в политехническое лото.
Предлагаем использования и методику изготовления данной игры. Картонные карты величиной с альбомный страницу дробят на однообразное число клеток, в каковые наклеивают картины с изображением разных. автомобилей, инструментов и приспособлений. Картины с изображением технических объектов дети вырезают из ветхих налов.
В каждой клетке оставляют место чтобы малую карточку, на которой написано наименование данного Г‘°”‘н и чес ко го объекта. Примерная карта политехнического на рисунке 1. Перед началом игры малые карточки кладут коробку либо мешочек. Ведущий перемешивает их-, после этого добывает 0 одной карточке и просматривает, что в том месте написано.
Играющий, “слышав наименование технического объекта, что находится на его карте, поднимает руку и приобретает от ведущего малую карточку с соответствующим заглавием, дабы положить ее в клетку с изображением этого объекта (как бы подписать). В случае если играющий ошибаемся, то малая карточка возвращается ведущему и перемешиваемся с остальными. Тот, у кого стремительнее всех картинки на карте будут подписаны, делается победителем. После этого парни обмениваются картами.
Карт должно быть большое количество, и любой играющий может иметь на протяжении игры две-три штуки.
Рис. 1. Примерная карта политехнического лото
Задачи в игре неспешно направляться усложнять, т. е. обучающийся обязан выяснить не только наименование технического объекта, но и поведать о его назначении, применении, составных частях, наиболее значимых правилах эксплуатации, технике безопасности при работе и т. д.
сложность и Содержание игры зависят от того, какие конкретно задачи ставит перед детьми воспитатель, и от возраста, местожительства и уровня подготовки обучающихся. Довольно часто парни сами предлагают усовершенствовать игру либо поменять ее условия.
Вариантов аналогичной игры возможно пара. К примеру, громадную карту не обязательно дробить на клетки, но тогда рядом с изображением технического объекта обязан находиться порядковый номер и ведущий держит в мешочке соответствующие номера.
контингент и Подготовка школьников в значительной степени определяют содержание и объём данной игры, но окончательное слово остается за творческим мастерством воспитателя. направляться иметь в виду, что в каждом коллективе имеется парни, каковые особенно интересуются техникой и из различных источников уже очень многое знают. Для них возможно изготовить технические объекты и отдельные карты подобрать такие, дабы интерес этих школьников был удовлетворен.
В итоге игры прекрасно задать детям такие вопросы: какие конкретно инструменты необходимы слесарю? Какие конкретно инструменты необходимы столяру? Люди каких профессий, приспособления и какие машины участвуют в производстве хлеба? бумаги? ткани? И т. д.
На занятиях кружка обучающиеся приобретают новые сведения об приспособлениях и инструментах, приемах работы с ними, знакомятся с заглавиями разных рабочих операций. Целесообразно завести особую тетрадь «Словарь технических терминов», куда записывать их значения и новые слова. Написанное на доске и переписанное в словарь новое слово зрительно запоминается детьми лучше.
Об инструментах ручного труда младшему школьнику достаточно знать неспециализированную чёрта инструмента либо приспособления и данные. К примеру, слесарные приспособления и инструменты (рис. 2): острогубцы, либо кусачки используют для резки (перерезания, откусывания) йроволоки’ тонких стержней и гвоздей. Режущие кромки губок должны быть остро заточены.
Плоскогубцы используют для листового железа и сгибания проволоки. Круглогубцыслужат для сгибания проволоки при изготовлении округлых форм (ушка, кольца, крючка). Проволоку при сгибании захватывают средней частью губок. При работе эти инструменты нельзя держать на уровне лица.
Слесарный молоток с квадратным бойком. Слесарные тиски — это приспособление для удержания железной заготовки, обрабатываемой подробности либо предмета. Слесарнце тиски имеют две губы — подвижную и неподвижную, каковые удерживают между собой заготовку. Подвижная губа перемещается при помощи вращения винта.
Рабочие поверхности губ при любом растворе их остаются параллельными, такие тиски и именуются слесарными параллельными тисками. Чертилка —это разметочный инструмент, благодаря которому по линейке, угольнику либо шаблону наносят линии (риски) на поверхность металла. Ножовка по металлу используется для резки металлов. Режущая часть ножовки — ножовочное полотно — крепится в скобообразный станок с ручкой.
Зубья на ножовочном полотне бывают большие, средние и небольшие, в зависимости от того, какой твердости нужно резать металл. Распиливаемый материал нужно прочно закрепить в тисках. Напильники — это режущие инструменты в виде брусков и полос с насечкой, каковые используются при обработке плоских и выпуклых поверхностей, и разных по форме отверстий в железны ^готовках.
По форме (профилю сечения) напильники подразделяются на плоские, квадратные, трехгранные, круглые и полукруглые. По насечке напильники различают драчевые — с большой насечкой (насечка на поверхности напильника складывается из мелких резцов, каковые снимают слой металла при перемещении напильника вперед) и индивидуальные — с небольшой насечкой для получения чистой поверхности. По величине напильники бывают весьма различные, небольшие напильники именуются надфилями.
Хватка напильника, приемы работы, и верное положение корпуса продемонстрированы на рисунке 2. Ручная дрель помогает для сверления малых цилиндрических отверстий. К дрели необходимо иметь комплект сверл различного диаметра. Сверла усиливают в патроне и приводят во вращательное перемещение рукояткой.
Гаечные ключи помогают для завинчивания и болтов и отвинчивания гаек. По назначению и форме гаечные ключи бывают открытые, раздвижные и накидные. Зев открытого и накидного .ключей обязан соответствовать размеру гайки либо головки болта. В другом случае ключ будет Проворачиваться и портить грани гайки либо головки болта.
Раздвижным ключам возможно отвинчивать гайки либо болты с головками различных размеров, для этого достаточно передвинуть подвижную губку ключа посредством винта. Завертывать и отвертывать гайки направляться так дабы ключ двигался на себя, а не от себя. Отвертка помогает для отвертывания и завёртывания шурупо и винтов на головке которых имеется прорезь, именуемая шлицем.
Отвертки бывают малого, большого размера и среднего. Ширина лопатки у отвертки обязана равняться диаметру головки винта либо шурупа и хорошо входить в шлиц.
Рис. 2. приспособления и Слесарный инструмент: 1 — острогубцы; 2 – плоскогубцы, 3— круглогубцы и прием работы ими; 4— молоток с квадратным бойком; 5— слесарные тиски; 6— приём и чертилка работы ею; 7— ножовка; 8— напильники (плоский, квадратный, трехгранный, круглый и полукруглый) и прием работы напильником; 9— ручная дрель; 10— гаечные ключи (открытый, раздвижной, накидной); 11—отвертки
На рисунке 3 представлены распространенные столярные приспособления и инструменты. Столярный угольник помогает для разметки взаимно перпендикулярных линий на древесине. Устройство его простое: в колодку засунуто под прямым углом и закреп, но перо. Приемы работы продемонстрированы на рисунке 3. Столярная ножовка складывается из полотна с насеченными по его кромке зубьями и ручки. Лучковая выпивала складывается из металлического полотна с зубьями, укрепленного в древесном станке—лучке.
Ее применяют для разрезания древесины. Лучковую пилу держат правой рукой за стойку, расположенную перпендикулярно к рабочему полотну. Заготовка наряду с этим должна быть прочно закреплена. Лобзик помогает для выпиливания изделий из фанеры. Он складывается из дугообразной рамы, в которую засунута железная пилка, закрепленная верхним и нижним зажимами. В ходе работы лобзик держат правой рукой за ручку.
Столярные клещи предназначены для вытаскивания гвоздей из древесины. Дабы эргономичнее было извлекать гвоздь, под клещи возможно подложить опору. Хорошими клещами возможно кроме этого откусывать шляпки гвоздей и проволоку. Струбцина — это прижим, что помогает для крепления древесной заготовки при ее обработке, и для зажима склеиваемых подробностей.
Червячный винт с диском на финише прижимает обрабатываемую подробность к столу либо верстаку. Рубанок складывается из древесной колодки со необычной ручкой, именуемой рожком. В отверстие, имеющееся в колодке, вставляют нож (железную пластину) и зажимают его древесным клином. Прекрасно заточенная рабочая часть ножа—лезвие — снимает с древесины узким слоем стружку и дает возможность приобрести ровную поверхность обрабатываемой древесины. Коловорот —это приспособление для сверления вручную.
Коленчатый стержень коловорота приводят во вращение ручкой, вольно насаженной на среднюю часть стержня с нажимной головкой. Вместе с коленчатым стержнем вращается соединенный с ним патрон, в котором крепится сверло. Буравчик ишило помогают для прокалывания-.отверстий в разных материалах.
Неспециализированная черта главных слесарных, других инструментов и столярных, и приспособлений может служить Материалом для беседы с младшими школьниками в ходе игры в политехническое лото. устройства и Различные механизмы каковые возможно включить в эту игру, воспитатель и каждый руководитель отбирает самостоятельно, исходя из конкретных условий.
направляться обратить внимание только на то, дабы среди технических объектов, каковые смогут встретиться в игре, не было таких с которыми парни не привычны. Разные транспортные автомобили парни видят на улицах, возможно намерено пойти на экскурсию либо на улице громадного города и поболтать с ребятами о проходящих мимо автомобилях, об их форме, конструкции и назначении.
Инструмент, устройства и приспособления направляться продемонстрировать детям в школьной мастерской, детально раскрыть применение и назначение каждого из них. На протяжении экскурсии либо беседы возможно предложить ребятам перечислить технические объекты, каковые находятся в школе, магазине, дома, организовав собственного рода соревнования. Кто больше назовет технических объектов и детально поведает об их назначении, тот и будет победителем.
Тут раскрывается широкая возможность для проявления педагогического мастерства преподавателя, его творческой фантазии.
Рис. 3. Столярный инструмент, приспособления и приемы работы ими: 1— столярный угольник; 2— столярная ножовка; 3— лучковая выпивала; 4— лобзик; 5— столярные клещи; 6—струбцина; 7— рубанок; 8— коловорот; 9—буравчик; 10— шило
В случае если воспитатель ставит собственной задачей познакомить ребят с трудовой деятельностью и профессиями человека, то, подобрав соответствующие картины, возможно изготовить и организовать другие игры по такому же принципу. Игры в политехническое и профинформационное лото стимулируют познавательную активность младших школьников, расширяют их политехнический кругозор, знакомят с трудовой деятельностью человека.