Разработка и изготовление объемных макетов и моделей
Объемному моделированию предшествуют способы развития и разные пути образного мышления. Среди них формирование умений сравнивать окружающие предметы с геометрическими формами; в мыслях расчленять объекты на части и сопоставлять их с телами и геометрическими фигурами; воображать по памяти образ ранее виденного объекта; мнить образ объекта, что хочется изготовить по собственному плану; высказывать его на плоскости методом создания силуэта из фигур ; создавать материальный образ объекта из плоских подробностей.
модели и Объёмные макеты являются более идеальными образами технических объектов. Их изготовление — это следующая по сложности стадия в работе по начальному техническому моделированию. Объемным моделированием младшие школьники занимаются в школе на уроках труда, и многие задачи решаются в учебное время.
Специфика внеклассной работы по техническому моделированию разрешает закрепить, углубить и логически продолжить учебную работу, и решить кое-какие дополнительные задачи:
1) познакомить младших школьников с несложными геометрическими телами, форма которых употребляется в начальном техническом моделировании (куб, верная прямоугольная призма, цилиндр, конус);
2) научить делать развертки-выкройки несложных геометрических предметов и тел;
3) ца учить просматривать графическое изображение несложных по форме количество ных объектов (технический рисунок, чертеж развертки, простей! шие эскизы, чертежи) и создавать образы технических объектов из объемных подробностей.
Практически в каждой игровой комнате групп и классов продленного дня имеется древесные комплекты-конструкторы различных типов, складывающиеся из кубиков, прямоугольных призм, цилиндров и т. д. Парни довольно часто игракл ими для забавы. А вдруг эту игру организовать целенаправленно и поставить перед играющими задачи по созданию образов технических объектов, то это окажет помощь формированию образного мышления школьников. Разные головоломки и занимательные задачи возможно отыскать в изданиях «Пионер», «Воспитание школьника», «Моделист-конструктор» и в особой литературе.
Работу по изготовлению объемных моделей и макетов технических объектов возможно начать с применения готовых форм. К примеру, бумажная тара (коробочки и коробки из-под пищевых продуктов, косметических и моющих средств, из-под лекарств, витаминов, фототоваров и т. д.) довольно часто имеет в собственной базе форму геометрических тел, и, манипулируя ими, возможно изготовить самые модели и различные макеты технических объектов.
Из любой коробки, которая имеет форму верной прямоугольной призмы, возможно сделать модель ЖД вагона, автобуса, троллейбуса, трамвая, автомобили «Скорой помощи» и т. д. В дне корпуса будущего изделия вырезают два отверстия для колес-катушек. Оси делают из древесных палочек. Финиши заостряют ножом и отшлифовывают нажда.чнои бумагой. Оси крепят в нижней части боковых стенок корпуса.
В зависимости от ширины дна на ось насаживают одну либо две пары катушек. При необходимости длину любой катушки возможно расширить. Цилиндрическую часть катушки распиливают пополам и обе половины насаживают на ось.
После этого их раздвигают до нужного расстояния и обматывают полосой бумаги, смазанной клеем.
Для моделей автомашин, где колеса из катушек мелки по размерам, возможно сделать колеса из картонных дисков соответствующего размера и снабдить их шинами. Прикрепляют такие колеса в нижней части боковых стенок корпуса с внешней стороны при помощи заостренных осей из древесных палочек. Отверстия для осей в корпусе автомобилей вырезают ножницами с острым финишем так, дабы ось в них вольно вращалась.
А отверстия для осей в центре колес (картонных дисков) прокалывают шилом, после этого в это отверстие вводят острие древесной палочки и насаживают колеса так, дабы они туго и без движений сели на ось. Для прочности неподвижного соединения ось предварительно смазывают клеем.
Корпус изделия оклеивают бумагой и оформляют внешний вид в зависимости от назначения объекта: наклеивают из фольги либо соответствующего цвета бумаги окна, бампер, фары, амортизаторы и т. п. Дугу для модели трамвая либо штанги для модели троллейбуса делают из проволоки.
Изготавливая подобные модели технических объектов из готовых коробок, возможно поменять их форму. К примеру, при исполнении модели трамвая у коробки срезают с двух сторон углы и оклеивают эти места сперва узким картоном (илиПлотной бумагой), а после этого цветной бумагой.
Самую несложную малогабаритную модель легковой машины обучающиеся изготавливают из трех коробок из-под спичек. На прямоугольный кусок картона размером 40?100 мм приклеивают две спичечные коробки, а сверху еще одну. После этого их оклеивают цветной бумагой, и кузов легковой машины готов.
В ходе оклейки нужно стремиться к тому, дабы углы кузова были скругленными, придавая тем самым модели обтекаемую форму. На нижней боковой части кузова прокалывают шилом отверстия так, дабы через них возможно было пропустить полностью поперек корпуса два отрезка проволоки Длиной 6 см. Они будут являться осями для колес.
Рис. 1. Изготовление моделей из готовых коробок: 1 — изготовление колес; 2— повышение длины катушки для колес; 3— установка колес; 4— модель троллейбуса; 5— модель трамвая
На финиши проволоки надеваю заблаговременно подготовленные картонные диски диаметром 2 см с отверстиями в центре. После этого финиши проволоки загибают плоскогубцами под прямым углом. В случае если оставшиеся финиши проволоки громадны, их откусывают острогубцами.
Внешний вид модели автомобили оформляют аппликацией, приклеивая окна, фары, бампер и т. д. В перемещение модель приходит, в случае если ее толкнуть либо поставить на ровную наклонную плоскость.
Для изготовления самоходной модели легковой машины подходит коробка из-под печенья, размеры которой такие: протяженность 2.40 мм, ширина 150 мм, высота 60 мм (размеры смогут быть другие). Чтобы на крышку коробки нанести контуры будущих боковых стенок кабины, площадь кабины крышки предварительно дробят на 12 клеток. По клеткам наносят контуры боковых стенок с учетом линии сгиба и вырезают острым ножом по контуру трех сторон, а четвертую сторону фальцуют по линии сгиба.
Потом приподнимают стены кабины и усиливают их острыми древесными распорками в вертикальном положении. Отверстия для распорок предварительно прокалывают шилом. На кабину наклеивают крышу из заблаговременно согнутого прямоугольного картона. Перед наклейкой в картоне прокалывают отверстия в тех местах, где через них должны пройти острые финиши распорок. После этого наклеивают крест-накрест еще один прямоугольный лист картона, образующий второй слой крыши, и заднюю стенки и переднюю кабины.
Для прочности на грани и углы кабины приклеивают бумажные уголки. Позади автомобили возможно приклеить картонные лопасти — рули, придающие автомобилю более стремительный вид. Колеса вырезают из плотного картона (диаметр 50 мм), обтягивают резиновыми шинами и усиливают, как было сообщено выше.
Рис. 2. Модель легковой машины из готовых коробок
Рис. 3. Модель легковой машины из коробки из-под печенья
Для изготовления модели грузовика подбирают подходящие коробки, из которых возможно сделать кузов кабину, двигатель. Рамой (основанием машины) может служить прямоугольной формы картон соответствующих размеров. На него приклеивают кузов и кабину с двигателем. К нижней части рамы приклеивают две картонные скобы соответствующих размеров с отверстиями для осей колес.
Место для приклеивания каждой скобы подбирают так, дабы передние колеса пребывали приблизительно под кабиной, а задние — ближе к задней части кузова. Оси для колес изготавливают из газетной бумаги в виде трубочек, толщина которых обязана соответствовать размеру отверстия катушки из-под ниток. Один финиш трубочки смазывают клеем и вставляют в отпиленную от катушки щечку.
Второй финиш данной трубочки пропускают через отверстия скобы, смазывают клеем и вставляют в другую щечку от катушки из-под ниток. Так изготавливают задний и передний мосты. В случае если для грузовика требуются колеса громадных размеров, то на торец щечки приклеивают картонный диск нужного размера и по возможности снабжают его резиновой шиной.
Модель красят, маркируют либо оклеивают бумагой и делают работы по отделке.
Модель приходит в перемещение при помощи резинового двигателя. Авиационную резину в 2—4 нити крепят без движений на середине задней оси.
Рис. 4. Изготовление моделей грузовых автомашин из готовых коробок: 1 — грузовик с открытым кузовом; 2 — сборка отдельных частей в изделие; 3— грузовик с закрытым кузовом
Грузовик возможно крытым. Для этого в кузов вставляют прямоугольный кусок картона, придают ему полукруглую форму и закрепляют клеем.
Объемное моделирование из картона и бумаги, где требуется мочь выстроить чертеж развертки и выполнить ее, заслуживает особенного внимания. Младшие школьники на занятиях в кружке делают чертеж развертки на миллиметровой бумаге, что существенно облегчает построение. Выполненный чертеж развертки наклеивают на изнаночную сторону плотной цветной бумаги и вырезают по контуру.
Взятую выкройку из плотной цветной бумаги либо картона сгибают по предварительно надрезанным линиям сгиба, склеивают, и необходимая форма желаемого цвета готова. В случае если требуется две либо более однообразные по размеру и форме выкройки, то чертеж развертки из миллиметровой бумаги вырезают раздельно, и это является выкройкой-шаблоном.
В ходе изготовления моделей технических объектов как из готовых коробок, так и из разверток несложных геометрических тел принципиально важно растолковать обучающимся, что форму практически любого технического объекта возможно свести к совокупности геометрических тел. И что, обладая методами изготовления разверток несложных геометрических тел, возможно практически любой личный план воплотить в настоящую поделку.
Приведем приблизительный движение занятий по исполнению младшими школьниками разверток несложных геометрических тел, каковые будут являться частями макета грузовика.
Задачи этих занятий:
1) выстроить на миллиметровой бумаге чертеж развертки четырехгранной верной призмы (протяженность 15 см, ширина 10 см, высота 4 см);
2) выстроить чертеж развертки, цилиндра (диаметр 4 см, высота 2 см);
3) изготовить из плотной бумаги геометрические тела: четырехгранную цилиндр и правильную призму заданных размеров.
Оборудование занятия: модель грузовика, комплект фигур(ранее выполненные кружковцами из картона); комплект геометрических их развёртки и тел — наглядные пособия; чертежные инструменты (два угольника* и циркуль) для работы на классной доске (для начальника) и работы на бумаге (для обучающихся); миллиметровая и плотная цветная бумага; ножницы с закругленными коццами, клей, фальцовка, либо гладилка.
Движение занятия:
1) организационная часть;
2) сообщение задач и Цели занятия;
3) беседа о форме модели грузовой машины, о геометрических телах, каковые привычны младшим школьникам;
4) практическая работа. В ходе работы руКо шофер предлагает детям назвать знакомые им геометрические тела и геометрические фигуры.
Потом дети разбирают вопрос, чем отличаются фигурыот геометрических тел. Они именуют, форму каких геометрических тел имеют кузов, колеса и кабина грузовика. Именуя другие автомобили, устройства либо их части, форму которых возможно сравнить с геометрическими телами, дети разглядывают модели и картины автомобилей и устройств и т. д. В ходе беседы начальник кружка подводит школьников к мысли, что, чтобы изготовить бумажную модель определенных размеров, к примеру, грузовой машины, нужно обучиться делать развертки таких геометрических тел, как цилиндр и призма.
Практическая работа начинается с упражнения в откладывании размеров на миллиметровой бумаге. Дети обучаются откладывать на миллиметровой бумаге без линейки определенное количество линейных и квадратных сантиметров.
Начальник делает на классной доске наглядное изображение четырехгранной призмы и причиняет размеры, по которым направляться делать развертку (возможно иметь плакат с изображением призмы данных размеров). После этого он демонстрирует наглядное пособие — модель призмы заданных размеров. Нужно, дабы модель развертывалась и воображала из себя наглядное пособие развертки данной призмы (возможно иметь отдельные пособия: модель и развертку).
Вместе с начальником обучающиеся определяют количество граней данной призмы и их связь. Готовую развертку призмы возможно соединить для наглядности с плоскостью классной доски и растолковать детям, что так обязан расположиться чертеж будущей развертки, которую они будут делать, что нужно наметить запасными линиями без линейки форму развертки на миллиметровой бумаге согласно данным размерам. На начальной стадии дети намечают одну грань в виде прямоугольника размером 100?150 мм.
К данной грани сверху и снизу наращивают две грани в виде прямоугольников, размером 40?150 мм, после этого еще две грани слева и справа размером 40?100 мм, и, наконец, наращивают последнюю грань размером 100?150 мм. Начальник кружка также поэтапно намечает форму развертки-выкройки на классной доске чтобы обучающиеся имели возможность проверить правильность выполненной ими работы.
В то время, когда начальник заметит, что все парни наметили чертеж развертки-выкройки верно, он предлагает школьникам вычертить выкройку по намеченным линиям при помощи чертежных инструментов, выполняя правила исполнения линий чертежа. Начальник заканчивает исполнение чертежа выкройки на доске.
Развертка вычерчена, но для того, чтобы получить геометрическое тело, ее нужно вырезать, согнуть и склеить. Парни смогут самостоятельно добавить к чертежу дополнительные элементы — клапаны для клея. Чертеж развертки с клапанами парни наклеивают на плотную бумагу и вырезают по кон-ТУРУ- Линии сгиба фальцуют (т.е. намечают четкий сгиб). Сгибать направляться от себя, дабы видеть следующую линию сгиба.
После этого смазывают клеем клапаны и склеивают развертку. Вместо плотной бумаги возможно использовать узкий картон и склеивать развертку клеем ПВА встык без дополнительных клапанов.
Рис. 5. выкройки чертежа и Построение развёртки четырехгранной верной призмы
На этом же занятии либо на втором (по усмотрению начальника) дети строят по заданным размерам чертеж развертки выкройки цилиндра. Посредством наглядных наводящих вопросов и пособий начальник подводит детей к мысли, что чертеж выкройки цилиндра складывается из прямоугольника и двух окружностей. Исполнение чертежа выкройки-развертки цилиндра дети начинают с вычерчивания окружностей.
Сперва на миллиметровой бумаге они выполняют взаимно перпендикулярные оси симметрии. По диаметру (4 см) определяют радиус и строят две однообразные окружности и наклеивают их на плотную бумагу, после этого бережно вырезают. Место пересечения одной из осей симметрии с отчерком окружности парни обозначают буквой А (букву ставят на круге).
После этого на миллиметровой бумаге при помощи линейки выполняют прямую линию длиной не меньше 14— 15 см и у начала прямой отмечают точку Б. Вырезанную окружность прикладывают к данной прямой так, дабы точка А совпала с точкой Б. После этого как бы катят окружность по прямой линии , пока точка И вдобавок раз коснется прямой, к примеру в точке С. Так на произвольной прямой появился конкретный отрезок БС, равный периметру данной окружности. Таковой метод построения оказывает помощь младшим школьникам лучше осознать, как возможно фактически выяснить длину любой окружности.
Протяженность отчерка данной окружности образовывает 12 см. Обучающиеся контролируют и уточняют собственную работу при помощи чертежных инструментов.
Рис. 6. Построение чертежа развертки цилиндра
Потом при угольника и помощи линейки из точек Б и С дети восстанавливают перпендикуляры. На взятых прямых откладывают высоту цилиндра 2 см и приобретают точки Д и Е и соединяют их между собой. Так взяли развернутую боковую поверхность цилиндра, которая имеет форму прямоугольника БДЕС.
Намечают дополнительные элементы — клапаны для клея. Наклеивают чертеж развернутой поверхности цилиндра на плотную бумагу, вырезают его по контуру и склеивают боковую поверхность цилиндра в виде трубочки. После этого приклеивают два основания цилиндра (два круга) к боковой поверхности, которая снабжена клапанами для клея, и цилиндр готов.
Пара упрощенный подход к построению разверток геометрических тел обусловлен возрастными изюминками младших школьников и спецификой внеурочной работы, в то время, когда в одном кружке трудятся ученики первых, вторых и третьих классов. Но такая работа в техническом кружке приносит ребятам удовлетворение и большую пользу. В ходе ее школьникам приходится использовать имеющиеся у каждого из них знания, приемы, методы действия, применяя собственный жизненный опыт по изготовлению несложных разверток-выкроек на уроках труда, умение последовательно планировать собственную работу и т. д.
Рис. 7. Макет грузовика с прицепом:
1 — силуэт грузовика с прицепом; 2— наглядное изображение
Задачи по изготовлению объемных макетов в техническом кружке начальник ставит различные, исходя из возрастных изюминок их подготовленности и школьников. Возможно решить такую задачу: создать и изготовить из бумаги макет грузовика любой марки, размеров и формы.
Но возможно поставить и личную задачу: выполнить макет, что складывается из трех частей призматической формы (двигатель, кабина, кузов) и четырех цилиндров (колеса), где основанием (рамой) помогает прямоугольник из картона размером 25?10 см. Наряду с этим возможно применять уже изготовленную призму как кузов грузовика, а цилиндр как колесо. По известным размерам обучающиеся делают недостающие три колеса.
А размеры двигателя и кабины определяют самостоятельно: кабину делают выше, ниже, шире, глубже и в зависимости от этого решают форму, в которой находится двигатель (капот). Сборка макета грузовика пребывает в том, что к основанию (картонному прямоугольнику размером 10?25 см) приклеивают сверху двигатель, кузов и кабину, а снизу — колеса. При разработке макетов нужно стремиться к тому, дабы у детей вырабатывалось умение строить развертки разных геометрических тел.
Возможно советовать бригадный способ работы, к примеру, при изготовлении автопоезда,, складывающегося из ряда и грузовика прицепов. Такая и подобная работы нужны еще и тем, что в ходе изготовления и разработки макетов технических объектов школьники достаточно с уверенностью переходят от конкретного мышления к абстрактному и напротив, а это содействует формированию у них образного технического мышления.
Рис. 8. Модель летающей ракеты с пусковой установкой: 1 — изготовление бумажного корпуса ракеты (бумажная трубка); 2 —приклеивание цветной полосы бумаги к верхней части корпуса; 3 — стабилизатор; 4 — приклеивание стабилизаторов к корпусу; 5 — пусковая установка (катапульта); 6—наглядное изображение ракеты с катапультой
Освоение приемов практического перехода от мысли к силуэту и от силуэта к чертежу, а после этого к макету либо модели содействует формированию устойчивого интереса обучающихся к техническому конструированию. Самые простые объемные модели, каковые с наслаждением делают первоклассники, уже имеют элементы геометрических тел. К примеру, модель летающей ракеты (рис.
52). Ее корпус — боковую поверхность цилиндра делают методом склеивания и скручивания писчей бумаги в трубочку. На верхнюю часть трубочки наклеивают в пара слоев ленточку цветной бумаги.
Так изготавливают и прикрепляют к корпусу все четыре стабилизатора, располагая их на равном расстоянии друг от друга. В полет ракету запускают при помощи пусковой установки — катапульты, складывающейся из узкой рейки длиной 50 см и маленького отрезка такой же рейки, связанных между собой резиной длиной 20—25 см. Авиационную резину направляться брать в 2—3 нити.
Ракету насаживают на катапульту, растягивают резину во всю длину большей рейки и направляют вверх. Ракета «садится» на маленький отрезок рейки, и, в случае если резину отпустить, отрезок рейки очень сильно толкнет ракету вверх. Дальность полета ракеты определяется качеством катапульты и изготовления ракеты. По такому же принципу изготавливают модель самолета.
К. корпусу самолета прикрепляют киль и крылья, форму которых решают юные техники самостоятельно. Так же как и у прошлой модели, действует пусковая установка.
Возможно поведать детям о том, что несложная ракета была изобретена в глубокой древности и представляла собой открытую с одного финиша трубку, наполненную горючим веществом. При воспламенении горючие газы с силой вырывались из открытого финиша трубки и толкали ее в противоположную сторону. У нас в Российской Федерации проект ракетного летательного аппарата первым внес предложение Николай Иванович Кибальчич.
Осужденный на смерть за участие в покушении на царя, всего за много дней до казни, в 1881 г. он создал проект ракетного летательного аппарата, что так и не выстроили.
В 1903 г. школьный преподаватель из Калуги Константин Эдуардович Циолковский дал главное решение вопроса «летания за пределы воздуха» — в космос, предсказав будущее. А первая советская ракета, выстроенная по проекту Михаила Клавдиевича Тихонравова, взлетела 17 августа 1933 г. В мае 1934 г. взлетела в атмосферу крылатая ракета, выстроенная под управлением Сергея Павловича Королева. С именем связаны первый искуГ° ственный спутник Почвы, поле Лайки, старты к Луне, замысле! в том месте, полеты советских астронавтов.
Рис. 7. Модель самолета «Вихрь»: 1 — сборка самолета; 2 — наглядное изображение самолета с катапультой.
Младшие школьники смогут выстроить ракету, которая действует по такому же принципу но без настоящего горючего Назовем эту ракету «Октябренок». Для ее изготовления потребуется чертежная бумага, детский воздушный шарик и небольшой отрезок толстой нити. Из страницы чертежной бумаги размером 100?100 мм изготавливают трубку,сворачивая лист бумаги около карандаша цилиндрической формы.
Первый оборот на карандаше делают без клея, после этого навёртываютбумагу, намазывая ее клеем. Просушивают трубку на карандаше (возможно обмотать ее ниткой на время просушивания). Готовая трубка является двигателем.
Стабилизатор — хвостовое оперение делают также из чертежной бумаги согласно данным размерам. В стабилизаторе делают два прореза чтобы в центр его засунуть трубку-двигатель. Усиливают трубку между прорезами так, дабы основание трубки было ниже основания стабилизатора приблизительно на 10—15 мм.
Трубку-двигатель вместе с карандашом вставляют в горловину еще не надутого шарика и усиливают толстой ниткой. Карандаш вынимают, он был нужен чтобы не смялась трубка, в то время, когда прочно завязывали нитку. Через основание трубки-двигателя ракету «заправляют горючим», т.е. надувают шарик — «бак с горючим» воздухом . В случае если отпустить ракету, то резиновый шарик начнет сжиматься. Струя воздуха будет с силой выходить из трубки-двигателя, толкая ракету в противоположную сторону, т. е. вверх.
Модель ракеты «Октябренок» имеет все главные части настоящей ракеты и показывает принцип ее работы.
Рис. 8. Модель ракеты «Октябренок»: 1 — воздушный шарик (бакс горючим): 2— изготовление бумажной трубочки (двигателя); 3— стабилизатор (хвостовое оперение); 4— сборка двух двигателя и (сборочных единиц стабилизатора )
Рис. 9. Модель ракеты с конической головкой: 1— корпус; 2— головная часть ракеты; 3— стабилизатор
На картинках, фотографиях, в кино и по телевизору школьники привыкли видеть разные ракеты, где головная часть ракеты значительно чаще не редкость похожа на геометрическое тело — конус, исходя из этого, изготавливая с обучающимися модели ракет, целесообразно познакомить детей с приемом изготовления боковой поверхности конуса. Приводим пример модели ракеты с конической головкой, близкой по собственному виду к тем, каковые привычны младшим школьникам по разным изображениям.
Изготавливают данную модель из плотной (возможно цветной) бумаги. Корпус ракеты делают из прямоугольного листа бумаги размером 120?240 мм в виде бумажной тРУбки диаметром приблизительно 20—25 мм.
Головная часть ракеты имеет форму боковой поверхности конуса. Его развертку младшие школьники смогут изготовить по шаблону, заблаговременно изготовленному начальником кружка .
Возможно научить младших школьников вычерчивать (примерно) боковую поверхность конуса. В случае если выстроить окружность радиусом 50 мм и вырезать круг, то сектор, составляющий одну четвертую часть этого круга с дополнительным клапаном для клея , будет разверткой боковой поверхности конуса нужного размера для корпуса ракеты. Развертку скру, чивают в виде колпачка и склеивают.
Стабилизаторы изготавливают по шаблону либо чертежу. Для данной ракеты требуется четыре стабилизатора. Их вырезают из сложенного в два раза листа бумаги так, дабы на стороне, которую приклеивают к корпусу, было отогнуто два клапана для клея.
Сборку отдельных подробностей в изделие делают в такой последовательности: боковую поверхность конуса в виде колпачка «надевают» на верхний финиш корпуса ракеты, предварительно смазав его клеем. Лишние края боковой поверхности конуса срезают мелкими ножницами с острыми финишами. После этого, расположив симметрично четыре стабилизатора, приклеивают их к нижней части корпуса так, дабы основание корпуса и нижняя часть стабилизатора были на одном уровне.
Запускают ракету при помощи катапульты. Для этого к корпусу ракеты приклеивают еще одну маленькую бумажную трубку диаметром 15 мм, как направляющую. Перед запуском катапульту вставляют в эту дополнительную трубку, так же как в модель летающей ракеты, и создают запуск.
Ракету возможно привести в воздействие и вторым методом. Для этого к торцу бумажной трубки диаметром 18 мм приклеивают бумажный фланец — необычную пусковую установку. При запуске эту установку частично вставляют в корпус модели.
При запуске сильная струя воздуха (при помощи насоса от велосипеда) со стороны фланца ударит в головную часть ракеты с внутренней стороны и толкнет модель совершенно верно вперед: модель полетит.
В случае если изготовить подобную модель ракеты, но меньших размеров и из более узкой бумаги, то струю воздуха возможно произвести ртом, приложив губы хорошо к фланцу.
На примере данных ракет возможно изготовить много других моделей разных по форме, оформлению и размерам. Стабилизаторы к моделям бывают самой разнообразной формы головной и размеры корпуса части также будут быть произвольными, но с необходимым соблюдением пропорций. Внешний вид ракет дети постоянно стремятся оформить ярко, красочно: красные звезды и другие опознавательные символы делают значительно чаще на моделях аппликацией.
Рис. 10. Модель самолета «Юный техник» (ЮТ-1): 1 —корпус; 2— головная часть; 3— крыло; 4— киль; 5— стабилизатор
Модель самолета «Юный техник» складывается из следующих частей: корпуса (1) — боковой поверхности цилиндра, головной части (2) —боковой поверхности конуса, крыльев (
Перечисленные изделия являются переходными в моделировании из плоских подробностей к объемному моделированию, поскольку в этих работах сочетаются плоские подробности с объемными, а следовательно, фигурыс геометрическими телами. На примерах самолёта и изготовления ракет дети знакомятся с использованием на практике в моделировании подробностей с цилиндрическими и коническими поверхностями.
В то время, когда изготовление объектов на базе исполнения разверток на миллиметровой бумаге будет освоено, возможно предложить школьникам делать развертки по заданным размерам на нелинованной бумаге. Эта работа возможно посильной для обучающихся III класса. К примеру, модель тележки из картона либо плотной бумаги первоклассники делают по шаблонам, а обучающиеся II и III классов — по чертежу.
Сперва делают чертеж развертки корпуса тележки, линии сгиба фальцуют, после этого вырезают по линиям видимого контура, сгибают и склеивают. До тех пор пока корпус сохнет, изготавливают ручку, два картонных подшипника и четыре колеса. Отверстия на колёсах и подшипниках прокалывают шилом. Осями для колес могут служить использованные стержни от шариковых ручек.
Прокалывая отверстия, принципиально важно обратить внимание детей на то, дабы диаметр отверстия в колесе не превышал диаметра оси-стержня, дабы колесо хорошо и без движений «село» на ось, предварительно смазанную клеем ПВА. Ось с внешней стороны колеса обязана выходить так, дабы ее финиш возможно было проколоть полностью канцелярской булавкой с головкой. После этого острый финиш булавки откусывают острогубцами, а оставшаяся часть является шплинтом, что дополнительно крепит колесо на оси.
Рис. 11. Модель тележки: 1— корпус; 2— ручка; 3— подшипник; 4— ось; 5— колесо
Рис. 12. Модель детской коляски: 1— корпус; 2— ручка; 3 — подшипник; 4— ось; 5— колесо; б— тенд
Отверстия в подшипниках делают на 1—2 мм больше, чем диаметр оси-стержня, дабы ось вольно вращалась в этом отверстии. Ручку тележки возможно приклеить к корпусу как с внешней, так и с внутренней стороны. Модель тележки возможно оклеить цветной бумагой либо окрасить.
На базе данной тележки возможно сконструировать модель детской коляски, добавив к ней еще одну подробность — тенд, выполненный по указанным размерам. Оформить детскую коляску возможно аппликацией.
Изготовление плавающих катамарана и моделей лодочки возможно организовать так, дабы парни младшего школьного возраста сами составили чертеж развертки-выкройки корпуса лодочкии банки-скамьи по заданным размерам на клетчатой бумаге. Размеры на чертеже даны в миллиметрах, превращая их в сантиметры, школьники скоро отсчитывают размеры по клеткам и определяют контуры выкроек. На чертеже развертки корпуса лодочки делают два дополнительных клапана для клея.
После этого вырезают по линиям видимого контура и приобретают выкройку, по которой делают разметку на материале — плотной, влагонепроницаемой бумаге (возможно применять пакет из-под молока). Отогнув клапаны, склеивают корпус лодочки.
Чертеж развертки банки также делают по заданным размерам, а линии сгиба наносятся так, дабы протяженность банки в изделии составляла приблизительно 5 см. Данный этап работы лучше предложить школьникам выполнить самостоятельно. Банку вклеивают в корпус, и лодочка готова.
Дабы лодочка на воде была более устойчива, на дно корпуса нужно положить груз, к примеру кусочек пластилина.
Рис. 13. катамарана и Модели лодочки:
1 — наглядное изображение лодочки; 2— чертеж развертки корпуса лодочки; 3— чертеж банки (скамьи) для лодочки; 4 — наглядное изображение катамарана; 5 — чертеж развертки корпуса катамарана; 6— чертеж банки для катамарана
По наглядному изображению катамарана видно, что это две лодочки, монолитно соединенные между собой, и модель имеет четыре банки. Изготавливают катамаран так же как и лодочку.
Модель лодки-плоскодонкидети делают из влагонепроницаемой (возможно применять пакеты из-под молока) либо чертежной бумаги. Эту несложную по форме модель первоклассники делают по шаблонам, а обучающиеся II и III классов — по чертежу. Сделав чертеж развертки корпуса, дети фальцуют линии сгиба, вырезают по контуру, сгибают и склеивают корпус модели. После этого изготавливают носовую часть, банку-скамью и приклеивают к корпусу.
Красить модель лучше нитрокраской, это повысит ее водонепроницаемость. Ниже ватерлинии модель красят вторым цветом. В случае если применяют краски, каковые разводят водой (акварель, гуашь), то модель после этого покрывают лаком.
Для большей устойчивости лодки-плоскодонки на воде нужно положить на дно корпуса груз.
Рис. 14. Модель лодки-плоскодонки: 1 — корпус лодки; 2 — носовая часть; 3 — банка
троллейбуса и Модели трамвая делают приблизительно одинаково. По окончании того как развертка кузова с дополнительными клапанами для клея готова и кузов склеен, к нему приклеивают колеса (картонные диски). На крышу кузова троллейбуса приклеивают штанги (узкие бумажные трубочки), а на крыше трамвая прикрепляют дуги из мягкой проволоки. Для прочности сверху штанг и дуг приклеивают бумажные кронштейны.
Из цветной бумаги вырезают и наклеивают окна, двери, фары и т. д. При жажде колеса смогут быть подвижными. Для этого из картона делают две скобы, а из проволоки — две оси. Скобы приклеивают ко дну кузова и через их отверстия пропускают проволочные оси, на каковые крепят картонные колеса.
По окончании того как колесо посажено на место, финиш оси загибают.
Сборку моделютрактора делают пара в противном случае. К капоту приклеивают кабину, к кабине и капоту снизу — подшипники, а к ним — колеса. Причем подшипник задних колес отгибают вверх, а передних — вниз, поскольку величина колес различная. В капоте прокалывают шилом отверстие, в которое вставляют до упора выхлопную трубу, выполненную из газетной бумаги в виде узкой трубочки и окрашенную в соответствующий цвет.
Окна, фары и другие подробности делают методом аппликации. Перечисленные модели смогут делать и первоклассники, в случае если начальник кружка заблаговременно изготовит для них шаблоны разверток. Колеса возможно сделать подвижными, как у модели трамвая.
Рис. 15. Модель трамвая: 1 — развертка кузова; 2 — колесо; 3 — дуга; 4—скоба; 5— ось; 6— сборка моста ходовой части
Модель самоходного танка. Контуры развертки корпуса с дополнительными клапанами для клея и башни переносят на картон средней плотности и вырезают по линиям видимого контура. Отверстия в нижней части корпуса для осей колес и в передней стенке башни для ствола пушки прокалывают шилом. Смотровое окно на передней стенке башни вырезают с трех сторон острым ножом по линейке, а четвертую сторону фальцуют с внутренней стороны и вырезанную часть отгибают вверх на внешнюю сторону.
После этого фальцуют остальные линии сгиба на развертках башни и корпуса, сгибают и склеивают каждую развертку раздельно. По окончании про-сыхания башню приклеивают к корпусу на обозначенное место для клея. Стволом для пушки и осями для колес могут служить использованные стержни от шариковых ручек либо склеенные в пара слоев бумажные трубочки диаметром 3—5 мм.
Протяженность осей — 60 мм, а протяженность трубочки для ствола — около 100 мм. Трубочку для ствола смазывают клеем и вставляют в отверстие башни до упора. На финише ствола и у его основания наматывают 3—4 слоя изоляционной ленты, дабы сделать утолщение (см. наглядное изображение).
Рис. 16. Модель троллейбуса: 1— развертка кузова; 2 — колесо; 3— заготовка для штанги; 4 — кронштейн
Один финиш оси вставляют в отверстие корпуса, после этого на ось насаживают катушку из-под ниток и второй финиш оси также вставляют в отверстие корпуса. С внешней стороны корпуса в финиши осей вставляют шплинты из канцелярских булавок (см. описание модели тележки). Так изготавливают передний и задний мосты. В перемещение модель приходит при помощи резиномотора. Авиационную резину крепят без движений на оси заднего моста и обхватывают вольно ось переднего моста.
Модель танка окрашивают в зеленый цвет, а звезды вырезают из красной бумаги и наклеивают с двух сторон башни.
При работе с более толстым картоном подробности между собой соединяют без дополнительных клапанов для клея. Стыкующиеся торцы смазывают быстросохнущим клеем ПВА, после этого их соединяют и держат приблизительно 1—2 мин. (О таком методе склеивания говорил начальник технического кружка Е. Рябчиков на страницах издания «Моделист-конструктор».) Очертания подробностей без дополнительных клапанов для клея дети младшего школьного возраста принимают лучше.
Изготовление модели микроавтобуса «Латвия». Модель складывается из рамы, переднего и заднего кузова и мостов. Чертеж развертки рамы переносят на картон, фальцуют (надрезают) по линиям сгиба, вырезают по контуру, сгибают и склеивают. Отверстия для осей смогут быть круглыми, а на бумаге в клетку их легче вычертить и вырезать квадратными, как продемонстрировано на чертеже. До тех пор пока рама сохнет, возможно приготовить для сборки передний и задний мосты.
Оси для колес делают из хорошо скрученных бумажных трубочек либо выстругивают из палок либо реек. Длину осей рассчитывают так, дабы колеса прикрывались кузовом. Для колес лучше применять щечки катушек из-под ниток, диаметр отверстий которых обязан совпадать с диаметром оси.
В случае если все-таки отверстие окажется громадно, то ось нужно обернуть полосой бумаги, смазанной клеем, а вдруг мало, то отверстие нужно расширить круглым напильником либо зачистить плоским напильником ось. При сборке в любом случае колесо сажают на ось вместе с клеем. Посадив одно колесо на ось, продевают ось через отверстие в раме и лишь затем сажают второе колесо. Подобная рама на колесах может подойти к любой автомодели для того чтобы размера.
Каждую модель возможно сделать самоходной, в случае если поставить на нее резиномотор известным методом.
Рис. 17. Модель трактора: 1 — капот; 2— кабина; 3— заднее колесо; 4— переднее колесо; 5— подшипник; 6— выхлопная труба
Рис. 18. Модель танка: 1— корпус; 2 — башня; 3 — ось; 4 — ствол
Контуры отдельных частей кузова микроавтобуса в натуральную величину переносят на картон и вырезают. Кузов складывается из боковых, задней и крыши и передней стенок. Собирают кузов указанным выше методом посредством клея ПВА. заднюю стенки и Переднюю наряду с этим надрезают по линиям сгиба и изгибают.
В то время, когда кузов будет собран и просохнет, его устанавливают на раму и приклеивают торцевыми сторонами рамы (на чертеже они обозначены как места для клея) к внутренним сторонам задней и передней стенок корпуса. Модель микроавтобуса «Латвия» возможно окрасить любыми красками, нарисовать либо наклеить окна и другие элементы внешнего оформления.
Самоходную модель легковой машины «Волга» с резиномотором изготавливают из картона. Боковые стены кузова имеют сверхсложные для младших школьников контурные очертания, исходя из этого эти подробности
Рис. 19. Модель микроавтобуса «Латвия»: 1 — рама; 2— боковая стена кузова; 3— передняя стена кузова; 4— задняя стена кузова; 5—крыша; 6— колесо (щечка от катушки); 7— ось (бумажная трубочка)
лучше делать по шаблону либо по клеткам. Сделав разметку на материале, нужно добавить к контурным очертаниям боковой стены кузова дополнительные клапаны для клея. Их делают произвольно лишь на прямых отрезках контурного очертания.
Отверстия для переднего и заднего мостов — сквозные, квадратной формы, что облегчает их вырезывание и вычерчивание (возможно вырезать ножом по линейке) и не снижает качества работы ходовой части. Окна делают аппликацией либо вырезают их по контурной линии и приклеивают прозрачную бумагу с внутренней стороны. Рамой для таких автомашин помогает картонный прямоугольник, что делают по размерам.
Линии сгиба фальцуют и сгибают, придавая данной подробности П-образную форму в сечении. Раму вклеивают между двумя боковыми стенками (ее положение продемонстрировано на очертании боковой стены линиями невидимого контура). Рама в один момент помогает и полом для кузова машины.
Крышу и всю верхнюю часть автомобили делают в виде долгой полосы из более узкого картона такой же ширины, как и рама. Картонную полосу прикладывают к верхней части кузова и приклеивают к клапанам боковой стены. До тех пор пока кузов автомобили сохнет, возможно приготовить для сборки передний и задний мосты.
Оси для колес делают из хорошо скрученных бумажных трубочек, а возможно их выстрогать из палок либо реек. Длину осей нужно вычислить так, дабы колеса пребывали с внешней стороны кузова, вольно вращались и мало отступали от боковой стены. Для колес оптимальнееприменять щечки катушек из-под ниток, диаметр отверстий которых обязан совпадать с диаметром оси.
В случае если отверстие окажется громадно, то ось нужно обернуть полосой бумаги, смазанной клеем, а вдруг мало, то отверстие нужно расширить круглым напильником либо зачистить плоским напильником ось. При сбор ке в любом случае колесо сажают на ось на кле Посадив одно колесо на ось, пропускают ее через отверстия раме и лишь затем сажают второе колесо.. Фары, бамп и другие элементы делают методом аппликации. Эту модели делают самоходной, где колеса соединяют с осью без движений при помощи клея.
Вращение колес является следствием того, что ось вольно движется в отверстии кузова. Для установки резинового двигателя нужна авиационная резина. Резину берут в две нити, туго (без движений) привязывают к середине оси задних колес так, дабы, вращая рукой заднее колесо, резина наматывалась на ось.
Оставшиеся финиши резины вольно обхватывают ось передних колес. Их прочно соединяют между собой. Резина, намотанная на заднюю ось, дает натяжение и, раскручиваясь,’ вращает задние ведущие колеса, каковые толкают машину вперед! Чтобы колеса лучше катились по плоскости, на них нужно надеть шины., Шины для колес возможно изготовить из ветхой велосипедной камеры, которая имеет форму трубки.
В случае если отрезать от камеры пара поперечных полос шириной 25—30 мм, то получаются кольца. Натянув эти кольца на заблаговременно приготовленные из толстого картона диски диаметром 45—50 мм, приобретают диски с шинами. После этого их приклеивают по центру к колесам машины, каковые сделаны из катушек.
На диски с внешней стороны возможно приклеить кружочки из фольги, и колеса будут смотреться как настоящие. Диски к щечкам от катушек лучше приклеивать быстросохнущим клеем ПВА. В случае если найдется резиновая трубка в два раза меньшего диаметра, чем камера от велосипеда, то необходимость в дисках отпадает, поскольку возможно натянуть резину конкретно на колеса, сделанные из катушек.
Рис. 20. Модель легковой машины «Волга»: 1— боковая стена кузова (две подробности); 2— рама; 3— ось; 4— колесо; 5— крыша; 6— боковая стена кузова машины «Москвич»; 7— боковая стена гоночной машины
По такому же принципу изготавливают самые разные модели автомашин (легковые, грузовые, гоночные и т.д.). Изменяются лишь вид и форма боковой стены кузова, а рама и мосты остаются такими же. В то время, когда таких моделей будет произведено пара штук, возможно организовать автопарк, и совершить соревнования по дальности и скорости пробега автомоделей.
К примеру, возможно выполнить модель машины (рис. 66, 6” и 7) и т. д.
Модель трактора делают по чертежу из картона средней плотности. Отдельные подробности трактора размечают на картоне, вырезают и склеивают, к примеру раму ()) и капот (2). До тех пор пока капот и рама сохнут, дети готовят другие подробности: задние колеса (//) две подробности; передние колеса (10) — две подробности; сиденье (5); подшипники (8) —четыре подробности; подставку для сиденья (4)\ рулевое колесо (7).
В ходе изготовления этих подробностей направляться обратить внимание обучающихся, что передние колеса, рулевое колесо и сиденье имеют диаметры одного размера, исходя из этого для них изготавливают четыре однообразных диска. Центровые отверстия в колесах, рулевом и подшипниках колесе также однообразные, их прокалывают шилом.
Рис. 21. Модель трактора для обработки пришкольного участка: 1— рама; 2— капот; 3 — выхлопная труба; 4 — подставка для сиденья; 5 — сиденье; 6 — колонка руля; 7 — рулевое колесо; 8 — подшипник; 9 — ось; 10 — переднее колесо; 11 — заднее колесо; 12— шплинт
Сборку изделия делают в такой последовательности. К готовой раме сверху приклеивают капот, а снизу — подшипники. Через отверстия в подшипниках пропускают оси. На финиши осей «сажают» колеса и закрепляют их канцелярскими булавками с головкой (12), прокалывая ось.
Острый финиш булавки откусывают острогубцами, и оставшаяся в оси часть булавки является шплинтом, что удерживает колесо на оси. Сиденье приклеивают к подставке, а после этого к раме. Рулевое колесо насаживают на колонку руля, которую вставляют в сделанное шилом отверстие капота. Выхлопную трубу вставляют в сделанное шилом отверстие в верхней части капота.
Модель красят, просушивают, а фары, радиатор и второе внешнее оформление выполняются аппликацией.
Рис. 22. Модель грузовика КамАЗ: 1— рама; 2— боковая стена кабины; 3— развертка задней и передней стены кабины вместе с крышей; наглядные изображения грузовиков с разными видами кузовов
Перед тем как приступить к работе начальник кружка может совершить с детьми маленькую беседу, поведав им о том, что КамАЗы трудятся на интернациональных линиях и водителям приходится быть в пути пара дней. Исходя из этого в кабине пригодится спальное место и свежий прохладный воздушное пространство. Ширина кабины КамАЗа такая, что рядом с водителем смогут сидеть еще четыре человека.
Начальник может продемонстрировать детям фотографии грузовиков, обратив внимание ребят на то, что капот, под которым находится мотор, не выступает вперед, а скрыт под кабиной, дабы водителю лучше была видна дорога, и т. д. Все это нужно знать ребятам и учитывать при усовершенствовании ветхих и разработке новых моделей. Модели грузовиков по собственному плану парни смогут изготавливать кроме этого и из разных комплектов конструкторов.