Разработка критериев профессиональной пригодности лиц

Опытная пригодность лиц, проходящих психофизиологический отбор, оценивается в соответствии с созданными заблаговременно параметрами.

При обосновании допустимых значений неточностей первого и второго рода нужно прежде всего установить допустимое значение самая критичной из них.

К примеру, в случае если нужно отобрать маленькое число лиц из громадного контингента кандидатов и назначение на какую-либо должность недостойного кандидата может привести к значительному понижению эффективности совокупности, тогда как отсев хорошего кандидата не принесет большой вред, самая критичной есть неточность первого рода, и, первым делом, направляться выбирать значение а, которое в этом случае должно быть малый.

Разработка критериев профессиональной пригодности лиц

Рис. 1. К выбору порогов

Рис. 2. Гистограммы и сглаживающие кривые функций распределения

Разглядим последовательность расчета значений баллов (диагностических коэффициентов).

Анализ функций распределения для разных тестов разрешает сделать следующие выводы. Распределения показателей тестов, приобретаемые на протяжении опыта, в большинстве случаев, отличаются от обычного. Чаще всего видящимся распределением есть скошенное (асимметричное). Пара реже видятся распределения, родные к равномерному.

Время от времени видится крутовершинное распределение. Одной из основных обстоятельств.отклонения распределений от обычных, есть качественная неоднородность лиц, подвергающихся обследованию в группах А Но для отбора не столько серьёзны обстоятельства, вызывающие отклонение вида распределения от обычного, сколько изучение обстоятельств, приводящих к трансформации вида распределений при переходе от одного теста к второму и особенно обстоятельств различия в распределениях для групп А и Б по одному и тому же тесту. Потому, что вид распределения во многом предопределяет количественные характеристики порогов пригодности (непригодности), процесс формирования групп А и Б при разработке совокупности отбора требует только строгого подхода.

Не обращая внимания на то, что темперамент трансформации функции Lt (qt) для разных тестов разен, при детальном рассмотрении возможно найти кое-какие закономерности в ее поведении.

Так, для некоторых тестов в определенных диапазонах значений показателя тест функция имеет быстро выраженные линейно-возрастающие участки, плато и т. д. Таковой темперамент трансформации указанной функции не нужно считать случайным, поскольку он повторяется при применении подобных тестов для других профессий, и разъясняется возможностями человека при работе с конструктивными особенностями и конкретными тестами последних.

При построении функций распределения по ограниченному статистическому материалу, в то время, когда вероятны неточности на их конечных~участках, целесообразно исключать эти участки (либо самые неточные части), дабы не допускать необоснованного превышения (принижения) веса некоторых тестов над вторыми.

Критерии опытной пригодности возможно разрабатывать на базе способов корреляционного и регрессионного анализа. В этом случае интегральная оценка результатов психотерапевтического обследования кроме этого определяется суммированием оценок исполнения заданий по отдельным тестам с учетом весовых коэффициентов, присвоенных каждому из них. Но весовые коэффициенты в этом случае определяются из уравнения множественной регрессии, которое строится по итогам ответа совокупности’линейных уравнений на базе матрицы интеркорреляций, включающей в себя в виде переменных показатели самые информативных тестов и оценку опытной эффективности будущей деятельности.

Рис. 3. График функции L=f(q) для теста «Расстановка чисел».

Данный подход не требует строгой независимости показателей, но при его применении нужно выполнять условие нормальности распределения разбираемых показателей, что не’постоянно бывает на практике. Во многих случаях нужно приводить эмпирические распределения к обычному виду.

Предложенный сейчас подход к математической формализации процесса освоения сложных совокупностей (среди них и процесса обучаемости) разрешил более строго обосновать подход к прогнозированию опытных возможностей личностей по итогам их трудовой деятельности конкретно на рабочих местах.

По этим итогам оценивается исходный уровень подготовки кандидата к работе по предполагаемой профессии (Q0), его способности к освоению данной профессии (t0), нужное время (tn) и вероятные затраты ® на его подготовку, и ожидаемый уровень качества его предстоящей деятельности (Q). Показателями, характеризующими уровень качества деятельности, смогут быть возможность, время либо точность исполнения им отдельных операций либо их совокупностей. В каждом конкретном случае выбирается таковой показатель, что самый полно характеризует уровень качества исполнения кандидатом собственных функциональных обязанностей.

Рис. 12.6. Аппроксимация экспериментальных данных

Высокая достоверность результатов отбора на рабочих местах достигается за счет применения при оценке опытной пригодности кандидатов прямых показателей качества их деятельности. Но получение достаточно надежных результатов сопряжено с достаточно долгим обследованием, что не всегда вероятно для громадных контингентов, проходящих отбор. Исходя из этого во многих случаях целесообразно проводить двухэтапный отбор.

Сначала выполняют отбор по тестам (первый этап), что, в большинстве случаев, не требует громадных затрат времени. После этого кандидаты, удачно прошедшие отбор по тестам, допускаются к отбору на рабочих местах (второй этап).

По окончании краткого разъяснения характера трудовой деятельности на рабочих местах кандидаты начинают делать собственные функциональные обязанности. В будущем через каждые 1—2 ч работы осуществляется контрольная запись значений выбранного показателя, характеризующего уровень качества оаботы опеоатаоа.

Опытная пригодность (непригодность) кандидата к работе по итогам второго этапа отбора оценивается следующим образом. Кандидат считается пригодным, в случае если время, нужное ему с целью достижения заданного уровня подготовки, не превышает время (Тдоп), отводимое для этих целей, т. е. для пригодных кандидатов ta ^ Тлоп, а для негодных tnТдоп.

Узнаваемый интерес воображает экспериментальная проверка изложенной совокупности отбора. Из 30 человек, проходивших отбор на пост оператора сенсомоторного профиля, допущены к отбору на рабочем месте 5 «лучших» и 5 «нехороших». Анализ разрешённых позволяет сделать следующие выводы.

Отбор по тестам позволяет достаточно надежно распределить кандидатов по психофизиологическим показателям и тем самым сократить число заведомо неподходящих кандидатов для отбора на рабочих местах. Лучшие кандидаты по итогам тестового отбора (за исключением кандидата Д) были лучшими и по итогам отбора на рабочих местах, а среднее время на подготовку пригодных кандидатов вдвое меньше, чем негодных.

Значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена га, вычисленные по итогам первого и второго этапов, находятся в диапазоне г, = 0,83-=-0,9, что говорит о хорошей корреляции рангов операторов, установленных на этих этапах (уровень существенности выше 0,01).

Не обращая внимания на то, что длительность отбора кандидатов на рабочих местах для некоторых профессий сенсомоторного профиля может быть около нескольких часов, а для более сложных — кроме того 20—30 ч, его необходимость в полной мере очевидна. Данный этап разрешает совсем решить вопрос о пригодности того либо иного кандидата к работе по профессии с высокой надежностью и привить исходные навыки лицам, пригодным к работе по данной профессии.

Материалы, полученные при отборе на рабочем месте, разрешают выстроить научно обоснованную совокупность прогнозирования процесса и планирования подготовки ее результатов.

направляться отметить одно серьёзное событие, которое связано с применением на практике результатов психофизиологического отбора. В случае если в ходе разработки совокупности отбора не представляется вероятным установить качественные и прекрасно проверенные пороги классификации, то созданную методику направляться применять не для классификации, а лишь для ранжирования кандидатов. В этом случае цель отбора пара изменяется: вместо заключения о пригодности (либо непригодности) кандидатов к данной профессии осуществляется их распределение по собранной сумме баллов либо по затратам времени на их подготовку.

Подобная задача появляется и в тех случаях, в то время, когда возможность отсева исключается и задача отбора сводится к выделению из группы лучших кандидатов для назначения на более важные должности.

Психофизиологический отбор должны осуществлять психофизиологи (эргономисты), каковые достаточно прекрасно знают требования той либо другой профессии к состоянию профессионально ответственных качеств человека и владеют навыками проведения экспериментального обследования.

В задачу лиц, проводящих Обследование в интересах профотбора, входит: а) формирование нужного отношения испытуемых к обследованию; б) поддержание и создание стандартности в обстановке отбора, в объяснении сущности заданий и в процедуре опыта; в) проведение обследования и обработка его результатов; г) составлен ние заключения.

Не считая ранееуказанных экспертов с целью проведения отбора привлекаются лаборанты, техники, операторы и другие.

Психофизиологическое обследование не редкость коллективным и личным. При коллективном обследовании используются по большей части методики с применением бланков, и кинотесты, вопросники, анкеты. Личное обследование- проводится посредством аппаратурных методик и печатных бланков.

В помещении, где проводится обследование, направляться выполнять оптимальные условия обитаемости.

Одним из самые важных подготовленных мероприятий есть формирование нужного отношения испытуемых к обследованию.

Существуют поддержания и различные приёмы формирования хорошего отношения к обследованию и нужного уровня активности. самый надёжным есть применение естественной хорошей мотивации, потому, что необходимость хорошего отношения к отбору диктуется самой жизненной целью, к которой пытается испытуемый. Сущность этого метода содержится в том, что перед испытуемыми раскрывается значимость результатов обследования для решения вопроса о зачислении в учебное заведение, назначении на перспективные должности, направлении на современные объекты техники и т. д.

Большая часть испытуемых положительно и деятельно отнесется к психофизиологическому отбору, в случае если им предварительно растолкуют его значение и смысл. самоё важным условием, определяющим успех психофизиологического отбора, есть обеспечение стандартности обстановки отбора, формы и объяснений обследования. Требование стандартности обстановки отбора относится в основном к внешним условиям его проведения.

На протяжении проведения отбора в. помещении не должно быть посторонних лиц, в особенности тех, каковые по собственному положению смогут оказывать влияние на поведение кандидатов. направляться запретить ненужное передвижение и переговоры по помещению, в особенности вход в выход и помещение из него. В помещении не должно быть никаких предметов, устройств, звуковых сигнализаторов, каковые собственной работой имели возможность бы отвлекать внимание испытуемых.

Стандартность объяснений есть очень нужным условием отбора. Незначительные трансформации ее, к примеру, перемена порядка фраз либо перемена конструкции предложения, приводят к трансформации уровня реагирования обследуемых. Вследствие этого требованием вероятны три формы объяснения заданий на протяжении обследования: прямая речевая сообщение, печатные бланки и магнитофонная запись.

Главным требованием стандартности формы опыта есть соблюдение постоянства всех физических параметров сигналов, с которыми трудится испытуемый: размер, окраска, цвет, шрифт, временная протяженность сигналов, их частотная и амплитудная характеристики. Это достигается применением стандартных бланков и устройств на рабочем месте.

При коллективном обследовании размещать кандидатов направляться так, дабы исключить возможность их совместной работы в произвольных формах. Обследование должно проводиться с группой не более 20—25 человек, нужно в утренние часы.

В случае если метод будущей деятельности кандидата предусматривает его совместную работу с другими операторами, функции последних в ходе отбора на рабочем месте (при неосуществимости их автоматизации) должны делать намерено подготовленные ассистенты инструктора. Обследуемый не должен видеть действий инструктора либо его ассистентов, если они снабжают его дополнительной информацией, облегчающей исполнение задания.

Особенное внимание при личной форме обследования направляться уделять поведению кандидата. Во многих случаях для этого ассистентом инструктора назначается психолог.

При коллективной форме отбора на рабочих местах возможно поставлена задача подбора группы операторов для предстоящей совместной деятельности. В этом случае все взаимосвязанные операции полного цикла работы на протяжении отбора на рабочих местах должны делать лица, предполагаемые для работы в составе одной группы.

Опытная пригодность определяется инструктором либо особой рабочей группой на основании анализа результатов выполнения заданий и психофизиологического обследования на рабочих местах, они же составляют заключение. По этим итогам выносится ответ: «пригоден», «негоден», «прогноз неизвестный» (резервная несколько)*. Лиц с неизвестным прогнозом нужно обследовать дополнительно.

Результаты опытного отбора направляться оформлять в виде двух документов: личной пофамильного списка и карты отбора проходивших отбор с заключением о группе годности.

В личную карту вносятся результаты исполнения отдельных психофизиологических заданий (значения показателей тестов), баллы за исполнение каждого задания и суммарный показатель, значения параметров tQ и Q0, выводы по итогам наблюдений и беседы, заключение о группе годности. При необходимости в примечании приводится мотивировка трансформации группы пригодности, замечания о состоянии отдельных психофизиологических необходимости и функций их дополнительной оценки, тренировки и т. д.

направляться обратить особенное внимание на то, дабы результаты отбора не вызывали фальшивого толкования о неполноценности лиц, взявших низкие оценки. Низкие результаты, продемонстрированные кандидатами при отборе для одной группы профессий, не исключают (а время от времени и предполагают) успешное прохождение ими отбора для других профессий.

Во многих случаях может представиться нужным проведение итоговой беседы по разъяснению результатов отбора, что исключит неправильное толкование возможностей и способностей кандидатов, не прошедших по отбору.

МЕЗОРОЛЛЕР — В чём подвох?


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: