Самолёты и пароходы смешали века в наскальной живописи
Несколько австралийских антропологов не имела возможности поверить своим глазам. Найдя ранее малоизвестные наскальные росписи аборигенов, они ожидали заметить классические мотивы — сцены охоты, к примеру. Вместо этого перед их взглядом предстали достаточно правильные изображения велосипедов, машин, огромных и не весьма пароходов, эсминцев а также биплана времён то ли Первой, то ли Второй мировой.
Австралия — один из немногих регионов на планете, где в отдалённых уголках среди местных племён ещё теплится традиция наскальной живописи (ещё такие примеры возможно отыскать в Африке). Но всё равняется новое открытие потрясло экспертов: серия из тысяч ранее малоизвестных наскальных картинок, сосредоточенных фактически в одном месте, была трудолюбивой летописью долгой истории аборигенов.
Причём картинки эти, иногда наслаивающиеся один на другой, были датированы в большом промежутке от 15 тысяч до всего-то 50 лет назад. В течение для того чтобы продолжительного времени поколения коренных австралийцев заполняли страницы собственной «книги истории».
Один из самых броских участков картин аборигенов. Суда XX столетия соседствуют с более древними парусниками.
Справа виден биплан (фото Rick Stevens).
Любопытно, что в прошедшем сезоне «вымершие коровы» дали те же 15 тысяч лет мастерству Египта и схожий возраст (приблизительно 16 тысяч лет) имеют изображения в пещере Ласко (Lascaux) во Франции, считающиеся одним из ранних примеров уже достаточно совершенного наскального мастерства древних людей.
(А по большому счету, самые древние картинки отысканы во французской пещере Шове (Chauvet Cave), той самой, что сравнительно не так давно подарила людям ДНК пещерного медведя) — им практически 33 тысячи лет, ветшайшие же наскальные росписи в Африке, например, датируются 25 тысячами лет.)
Это совпадение вовсе не показывает, что 15 тысяч лет назад некое племя расселилось по планете и принялось наполнять стенки пещер своим мастерством. По всей видимости, само общество, представленное отдельными племенами в различных регионах мира, подошло к таковой линии развития, за которой последовал расцвет наскальной живописи.
Возвратимся, но, в Австралию. Если не знать датировки новых картинок, легко поверить в «провалы времени». С таковой точностью аборигены запечатлели боевые суда и океанские лайнеры Второй мировой войны.
Для аборигенов эти предметы были «инопланетянами» из другого времени.
«Кое-какие из этих картинок воображают неповторимые образы, не отысканные больше нигде», — заявил Пол Тейкон (Paul Tacon), археологии и профессор антропологии из университета Гриффита (Griffith University) и один из исследователей, принимавших участие в этом проекте.
Среди картинок, открытых летом и в осеннюю пору 2008-го в северной Австралии, имеется много изображений животных, как вымерших, так и сейчас существующих. К примеру, данный красивый кенгуру (фото Rick Stevens).
А ведь сенсационные картины практически пребывали у антропологов под носом. Эти «полотна» были обнаружены на полуострове Арнемленд (Arnhem Land) на севере Зелёного континента, в далеком прошлом известном богатыми примерами наскальной живописи, по большей части — весьма древними. Но среди скал и пещер этого региона ещё остаются неизученные уголки.
Ещё в 1970-х австралийский учёный Джордж Чалапка (George Chaloupka) сказал об открытии главного участка наскальной росписи в этом районе — Джулирри (Djulirri). Но окрестности его ни при каких обстоятельствах не изучались учёными.
Летом 2008 года новая экспедиция, воспользовавшаяся помощью туземного «экскурсовода», старейшины Рональда Ламилами (Ronald Lamilami), снова отыскала это негромкое место и открыла, что около имеются ещё много галерей, заполненных древними наскальными картинками. Одна из них кроме того была наибольшей «коллекцией» наскальной живописи в Австралии. И вот в том месте, среди сцен, датированных многими тысячами лет, археологи и открыли относительно современные картинки, относящиеся к первой половине XX века.
Но не только они вынудили учёных ахнуть. Последовательность сюжетов, каковые были сделаны за столетия до прихода на Зелёный континент европейцев, вынудили экспертов ни большое количество ни мало, а по-новому взглянуть на историю человека в Австралии. Дело в том, что на этих картинах были изображены обычные парусные и гребные лодки древних индонезийцев-макассаров с острова Сулавеси (Sulawesi), и дома в макассарском стиле.
Эти гребцы на лодках и люди с копьями, как вычисляют антропологи, воображают образы макассаров (фото Rick Stevens).
Получается, что австралийские аборигены вовсе не были в течении столетий изолированы от остального человечества, как считалось до сих пор. И задолго до появления тут европейцев (в начале восемнадцатого века), как минимум, племена, населявшие север континента, имели широкие контакты с индонезийцами.
«Один из неповторимых картинок показывает мартышку на дереве», — информирует Тейкон в National Geographic. По изображению возможно предположить, поясняют исследователи, что кто-то из австралийских аборигенов побывал на Сулавеси и привёз оттуда диковинное животное. Либо это макассары высаживались в Австралии?
В любом случае историю нужно будет подправить. А ведь тысячи картинок ещё ожидают собственного изучения. Австралийцы шепетильно запечатлевали в собственных картинах всё, что видели на море, и по большому счету — отражали в них события, свидетельствующие о контактах с другими культурами.
В случае если ещё пара таких находок заполнят последовательность пробелов во времени — и на мифе об изоляции возможно будет смело ставить жирный крест.
Ещё об весьма давешних контактах австралийцев с европейцами говорят отысканные в пещерах портреты с европейскими чертами лиц. Увы, встречи эти далеко не всегда были дружественными. «Сцен насилия на ветхих картинках много», — поясняет Салли Мэй (Sally May), специалист по наскальной живописи, соратница Тейкона по университету.
Люди, птицы, кенгуру – картинки, открытые в этом году в окрестностях Джулирри, говорят о том, сколь аккуратно коренные австралийцы «записывали» в картинах происходящие с ними события. Специалисты именуют культуру аборигенов Австралии самой долгой постоянной в мире (фото Rick Stevens).
Кое-какие из таких исторических «альбомов» владеют 17 слоями картинок, так что о скрытых сюжетах возможно лишь догадываться.
Сейчас у австралийских аборигенов лишь пожилые мужчины в племени есть в праве додавать новые картинки к для того чтобы рода полотнам. А старейшины неспешно уходят, и кроме этого сходит на нет старая традиция. В некоем роде мы являемся свидетелями её заката.
История новых наскальных картинок необычна, но не неповторима. Образы современной техники не в впервые находят отклик у представителей местных, более-менее изолированных от цивилизации племён. И иногда отклик данный был куда более сильным.
Достаточно отыскать в памяти культ карго: религию, появившуюся в XIX и бурно расцветшую в середине XX века у последовательности народов Меланезии.
На протяжении Второй мировой падающие с неба парашюты с разнообразными предметами и консервами быта, так же как садящиеся на островах самолёты и «вырастающие» после этого радиовышки и наблюдательные пункты, перевернули представления отсталых островитян о мире так, что по окончании ухода белых людей они стали строить «аэропорты», «самолёты» из соломы и делать ритуалы, подражающие действиям моряков и солдат, ожидающих груз с неба.
Как и эсминцы в Арнемленде, предметы культа карго в очередной раз показывают, как мелка отечественная планета и как тесно связаны народы, населяющие её.