Сборка резьбовых соединений

Если вы (допустим, для интереса) постараетесь разобрать какой-либо механизм либо слесарное сооружение, будь то двигатель стиральной машины либо объект сантехнического оборудования, то точно обратите внимание, что солидную часть всех соединений подробностей составляют как раз резьбовые. И это не просто так: резьбовые соединения несложны, надежны, взаимозаменяемы, их комфортно регулировать.

Процесс сборки любого резьбового соединения включает в себя следующие операции: установка подробностей, на-живление, завинчивание, затяжка, время от времени дотяжка, по необходимости установка приспособлений и стопорных деталей, предохраняющих от самоотвинчивания.

При наживлении ввертываемая подробность должна быть подведена к резьбовому отверстию до совпадения осей и вкручена в резьбу на 2~3 нитки. Любой, кому приходилось трудиться с небольшими винтами, знает, как некомфортно не редкость держать винт в труднодоступных местах, к примеру снизу. Специалисты в таких случаях используют магнитные и другие особые отвертки.

Но в случае если их нет, отчаиваться и клясть неподатливый винт крепкими словами не следует, задачу возможно решить посредством нехитрого приспособления, которое легко изготавливается практически за пара секунд. Из узкой мягкой проволоки сделайте маленькой крючок и поддерживайте им винт, пока он не войдет в резьбовое отверстие на пара ниток. После этого необходимо за проволоку — петля раскроется и высвободит винт для предстоящего ввинчивания инструментом.

По окончании наживления на подробность устанавливают сборочный инструмент (ключ либо отвертку) и информируют ей вращательные перемещения (завинчивают). Завинчивание завершают затяжкой, которая формирует неподвижность соединения.

Дотяжку создают в том случае, в то время, когда подробность крепится несколькими болтами (винтами). К примеру, при креплении головки блока цилиндров (в двигателе автомобиля), болты ввинчиваются без предварительной затяжки, а по окончании того как они установлены все, создают дотяжку. Все это осуществляется в определенном порядке — по так именуемому способу спирали (рис.

30).

Резьбовые соединения в механизмах, подвергающихся в ходе эксплуатации действию пульсирующей нагрузки (вибрации), обычно сами отвинчиваются, что может явиться обстоятельством аварии. Исходя из этого при сборке таких механизмов прибегают к стопорению резьбовых соединений.

Сборка резьбовых соединений

Рис. 1. Схема вероятной последовательности затяжки (дотяж-ки) болтов (винтов, гаек)

Самый простой, достаточно надежный и не требующий каких-то особых приспособлений метод стопо-рения — стопорение контргайкой. Ее навинчивают по окончании затяжки главной крепежной гайки и затягивают до полного соприкосновения с торцом данной гайки. Механизм сто-порения при таком методе основан на повышении поверхностей трения в резьбе и на поверхностях гаек.

Обширно распространено кроме этого стопорение стопорными шайбами (рис. 2). Такая шайба имеет или носик, что отгибают на грань гайки по окончании ее затяжки, или лапку, которая вставляется в намерено просверленное отверстие в корпусе подробности.

Винты (болты) с открытыми головками возможно застопорить проволокой. Отверстия в головках винтов (болтов) под проволоку в этом случае просверливаются до установки их в узел. Проволоку в отверстия направляться вводить так, дабы натяжение ее финишей создавало завинчивающий момент.

Стопорение сваркой либо накерниванием по сути превращает разъемное соединение в неразъемное.

Частенько в резьбовых соединениях применяют шпильки, каковые в отличие от болта либо винта не имеют головки. Чтобы обеспечить плотную посадку шпильки в тело подробности, возможно воспользоваться одним из предложенных способов: натяг шпильки образуется за счет сбега резьбы (см. «Нарезание наружной резьбы») или обеспечивается тугой резьбой с натягом по среднему диаметру витков.

В случае если корпус подробности сделан из материала менее’ прочного, чем шпилька, то применяют спиральную вставку из металлической проволоки ромбического сечения: ее вводят в резьбу корпуса подробности до ввинчивания шпильки. Данный метод не только повышает прочность и износостойкость соединения (за счет повышения в корпусной подробности поверхности среза резьбы), но и содействует плотной посадке шпильки. Для образования герметичного, гидронепроницаемого соединения между соединяемыми подробностями ставят прокладку из легко деформирующегося материала (бронзово-асбестовую, паронитовую и пр.).

Рис. 2. Методы стопорения.резьбовых соединений: а — стопорной шайбой; б — пробкой; в — проволокой; г — сваркой либо накерниванием

В некоторых случаях требуется взять соединение особенной прочности, которой нереально добиться, используя простые болты из низкосортного металла — они просто ломаются под громадными поперечными нагрузками. Брать особые высокопрочные болты иногда накладно, да и не всегда их разыщешь в магазинах. В таких случаях возможно перед сборкой нанести на поверхности подробностей, каковые будут соприкасаться, клеевую прослойку из эпоксидной смолы — соединение окажется очень прочным кроме того при применении простых недорогих болтов.

Подготовка к сборке. Сборку болтового соединения начинают с подготовки поверхностей соединяемых подробностей. В случае если соединяемые подробности кованые либо литые, то поверхности их соединения должны быть строгаными либо фрезерованными.

Для герметичности время от времени плоскости пришабривают либо притирают. Величина зазора между плоскостями разъема должна быть указана в технических условиях.

Сборка болтовых соединений. Самый распространенный тип болтового соединения — соединение, собранное на болтах, каковые входят в отверстия соединяемых подробностей с громадным зазором. Болт в большинстве случаев вставляют снизу, а после этого навинчивают гайку. Гайки затягивают лишь тогда, в то время, когда поставлены все гайки и болты.

Затягивают гайки неспешно. Сперва все гайки завертывают до соприкосновения с шайбами либо с поверхностью подробности, после этого легко затягивают и лишь в третий раз затягивают совсем.

Затягивают гайки не подряд одну за второй, поскольку наряду с этим затяжка может оказаться неравномерной и повлечь за собой перегрузку отдельных гаек, смятие резьбы а также обрыв болта. Гайки, расположенные по кругу, к примеру на фланцах, крышках цилиндров и т. д., затягивают крест-накрест кроме этого в три приема. На долгих крышках, к примеру на крышках блоков двигателей внутреннего сгорания, крышках громадных редукторов, гайки затягивают от середины к краям.

Затягивание гаек от краев к середине ведет к искривлению крышек.

Чтобы получить равномерную затяжку всех гаек, используют особые предельные ключи, каковые отрегулированы на определенную силу затяжки.

Сборка болтового соединения заканчивается стопорением гаек.

Постановка контрольных штифтов. При сборке резьбовых соединений для фиксации соединяемых подробностей используют конические либо цилиндрические штифты.

Отверстия под контрольные штифты сверлят по окончании того, как соединяемые подробности выверены относительно друг друга.

Штифтов в соединении должно быть как минимум несколько, и они должны быть расположены друг от друга вероятно дальше. К примеру, ПРИ соединении подробностей прямоугольной формы контрольные штифты ставят по диагонали. При сверлении отверстий под штифты оставляют припуск на развертывание.

Разборка болтового соединения. Разборку болтового соединения начинают с освобождения гаек от стопорных устройств. Затем приступают к отвинчиванию гаек.

В случае если гайка не отвинчивается, то не нужно удлинять рукоятку ключа либо прикладывать громадные упрочнения, поскольку этим возможно сорвать резьбу либо скрутить болт. В этом случае смачивают резьбу керосином и через некое время (в то время, когда керосин проберётся в резьбу) снова пробуют отвинчивать гайку. В случае если гайка затем также не отвинчивается, то пробуют завинтить ее дальше и, в то время, когда она сдвинется с места, снова начинают отвинчивать.

В то время, когда все гайки отвинчены, удаляют установочные штифты и болты. Штифты удаляют бородком. Дабы не повредить края отверстия при выбивке штифта, бород должен быть мало уже финиша штифта, но через чур узкий бород использовать не рекомендуется, поскольку он может расклепать штифт в отверстии.

В случае если штифт установлен в глухом отверстии, то его удаляют посредством гайки, которую навинчивают на его выступающий финиш. В случае если гайка упирается в штифт и деталь не вынимается, необходимо постараться переместить его с места легкими ударами по гайке. В случае если это не оказывает помощь, то отвинчивают гайку на пара оборотов, смачивают керосином и через некое время снова приступают к удалению штифта.

разборка и Сборка соединений на шпильках. Верно поставленная шпилька в отверстии обязана сидеть хорошо и при отвинчивании гайки кроме того с тугой резьбой не должна вывинчиваться из подробности. Шпилька должна быть строго перпендикулярна той плоскости, в которую она ввернута.

Глубину отверстия Делают больше длины резьбовой части шпильки. В глухих отверстиях резьбу нарезают с громадной осторожностью.

Шпильки ввертывают и вывертывают следующимм методами.

Рис. 1. Порядок затягивания гаек в многоболтовых соединениях (1—8)

Первый метод. На вольный резьбовой финиш шпильки навинчивают две гайки. Вращая ключом верхнюю гайку, ввертывают шпильки в гнездо.

Данный метод имеет недочёт: отвинчивание гаек со шпилек ведет к ослаблению посадки шпильки.

Второй метод. На конец шпильки вольно навинчивают особое приспособление — «солдатик», воображающее собой высокую шестигранную гайку. Гайка стопорится на финише шпильки винтом меньшего диаметра, чем главный диаметр шпильки.

После этого простым гаечным ключом вращают гайку, вместе с которой завинчивается шпилька. В то время, когда шпилька завинчена, стопорный винт ослабляют, придерживая гайку ключом; затем гайка легко свинчивается со шпильки.

Для увеличения производительности применяют электро-и пневмоинструмент с применением особой головки шпильковерта. Сменную гайку навинчивают на шпильку, упирающуюся в шарик, что упирается в пяту. При ввертывании шпильки до конца шарик будет пробуксовывать По пяте.

Лишь затем шпильковерт переключают на обратный движение и головка свинчивается со шпильки.

Рис. 2. Приспособления для удаления и постановки шпилек: а — особое («солдатик»), 6 — шпильковерт, в – бор, г — экстрактор

Сменными гайками возможно ввинчивать шпильки разного диаметра. Наличие на хвостовике шести граней 4 под ключ разрешает применять головку при завинчивании гаек вручную.

Сломавшиеся шпильки удаляют следующими методами.

1. В случае если сломанная часть шпильки выступает над поверхностью подробности, запиливают грани на выступающей части обломка и после этого разводным ключом либо ручными тисками вывинчивают обломок.

2. В случае если обломанная шпилька не выступает над поверхностью подробности, то используют особый инструмент — зубчатый бор. Наряду с этим обломок шпильки засверли-вают и в отверстие забивают закаленный конический стержень с зубцами на поверхности. При вращении за квадратную головку бора шпилька вывертывается.

Для вывертывания обломка шпильки в просверленное отверстие возможно засунут второй инструмент — экстрактор, воображающий собой конический стержень, на поверхности которого нарезаны особые левые канавки. При ввертывании экстрактора шпилька вывинчивается.

К резьбовым соединениям предъявляют следующие требования:

1. Все гайки, входящие в резьбовые соединения, должны быть до отказа и равномерно затянуты.

2. В резьбовых соединениях, действующий при толчках, ударах, вибрации, гайки должны быть застопорены (затянуты контргайкой), а у подкладных шайб — отогнуты выступы, засунуты штифты и т. д.

3. Болт либо шпилька должны выступать над гайкой не меньше чем на два витка резьбы.

4. На выступающих финишах шпилек и болтов резьба должна быть чистой и полной.

5. Под головками и гайками болтов не должно быть зазоров, и они должны хорошо соприкасаться с соединяемыми подробностями.

6. При сборке болтовых соединений не допускается наращивание рукояток ключей. Использовать возможно ключи лишь с рукоятками стандартной длины.

Сборка резьбовых соединений. Сантехника


Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: