Сигнализатор включения фар
По новым правилам дорожного перемещения в целях безопасности водители автотранспорта (особенно при езде за городом) должны включать днем фары Но отключить их по окончании остановки частенько забывают В случае если стоянка продолжительная, аккумулятор изрядно разряжается В цепях предупреждения таковой неприятности предлагаю несложное устройство, которое сигнализирует, что фары остались включенными при остановленном двигателе, и индицирует включение поворотников Устройство содержит звуковой генератор на транзисторах (VТ1, VТ2) и пороговое реле (К1, VD1).
Пороговое реле срабатывает при напряжении на фарах (более 13 В), другими словами в то время, когда двигатель трудится В то время, когда двигатель отключён, пороговое реле «отпускает» и собственными нормально замкнутыми контактами К1 1 включает сигнализатор, очевидно, в то время, когда фары включены Звуковой генератор представляет собой несимметричный мультивибратор В коллекторную цепь замечательного транзистора VТ2 включена динамическая головка сопротивлением 4 — 8 Ом.
Цепи управления подключены к «+» питания мультивибратора через развязывающие диоды VD2—VD4 Напряжение управления подается с проводов, идущих на передние лампочки сигнализации поворотов, каковые на любом автомобиле легко найти визуально (не нужно подключаться к самим лампочкам—это ненадежно) Управляющее напряжение от фар оптимальнеебрать с реле, благодаря которому они включаются К примеру, на автомобиле ВАЗ-2106 это реле находится на правом борту «брызговика» в двигательном отсеке Верхнее реле РС527 включает фары ближнего света, а нижнее—дальнего Проводник, идущий к фарам от реле, находится в центре выходящего из реле жгута проводников (он красного цвета) Имея тестер либо контрольную лампочку (светодиод), возможно легко найти его при включении фар.
Все подробности сигнализатора смонтированы на печатной плате, выполненной «разрезным» методом На таковой плате легко подметить неточность при монтаже и вероятную неисправность, обычно не прибегая к контрольным устройствам.
Рис. 1. Принципиальная электрическая схема сигнализатора включения автомобильных фар
Рис. 2. Печатая плата сигнализатора
Рис.
3. Схема подключения реле К1 к бортовой ceти автомобиля без применения порогового
Плата вместе с динамиком размещена в пластмассовой коробочке (к примеру, от рыболовных принадлежностей) Коробочку эргономичнее всего установить под капотом, рядом с электродвигателем стеклоочистителя.
В случае если требуется, дабы сигнализатор действующий при включении дальнего света и фар ближнего, то направляться поставить еще один развязывающий подать и диод через него напряжение с реле включения этих фар.
Подробности Транзисторы VT1—МП42Б (КТ361Б), VT2—КТ815Б (КТ817Б), реле К1—РЭС55А (паспорт 0302) либо любое второе срабатывающее при напряжении 2,5 — 3,5 В и токе — не более 20 мА Диоды VD2—VD4 — КД106А, Д226, fl7, fl220, VD5—Д9Д (КД521) Резисторы — ОМЛТ-0,125, конденсатор—любой неполярный емкостью 0,068 — 0,1 мкФ, динамик ВА1—мощностью от 0,1 до 1 Вт На транзисторе VT2 направляться установить радиатор размерами 20×20 мм.
Настраивают сигнализатор резистором R4, получая «комфортного» звучания.
Потому, что напряжение на аккумуляторе может изменяться в широких пределах, для большей надежности устройства пороговое реле лучше исключить, а обмотку реле К1 подключить к бортовой сети по окончании замка зажигания Отключено зажигание — нет напряжения Точка подключения реле К1 находится под капотом двигателя на входе регулятора напряжения Для ВАЗ-2106 — вывод 15 Нормально замкнутые контакты К1 подключаются к фаре.
А. ПАРТИН, Л. ПАРТИНА, г. Екатеринбург