Скань (филигрань)
Филигрань (скань) — необычный вид художественной обработки металла, занимающий с глубокой древности ответственное место в декоративно-прикладном мастерстве.
Термин «филигрань» — более старый; он случился от двух латинских слов «филюм» — нить и «гранум» — зерно. Термин «скань»— русского происхождения. Он начинается от древнеславянско-го глагола «съкати» — ссучивать, свивать, сучить.
Оба термина отражают технологическую сущность этого искусства. Термин «филигрань» сочетает в себе заглавия двух главных первичных элементов, из которых производятся филигранные изделия,—г это мелкие шарики и проволока, дополняющие проволочный узор.
Термин «скань» подчеркивает главную технологическую изюминку, характерную для сканного производства, в частности то, что проволока используется в этом виде мастерства ссученной, свитой в шнуры, что придает сканным изделиям привлекательность и особую красоту.
Чем уже по сечению забрана проволока и чем туже, круче она ссучена, тем прекраснее получается изделие. Особенно, в случае если узоры кроме этого дополняет и «зернь» — этим термином в русском сканном
оизводстве обозначали nfLьЧайшие шарики. Но Термин «зернь» в современной практике практически потерял-и на данный момент мастера-сканщи-ки чаще употребляют тер-миН «кальнер» либо «кор-нер» — от искаженного германского слова «корн», что кроме этого обозначает «зерно».
Самый древние монументы филигранного мастерства, относящиеся ко второму тысячелетию до н. э., отысканы в Малой Азии и странах Передней, в Египте, и на территории СССР — на Кавказе, где в курганах по реке Цалке при археологических раскопках отысканы кубок и золотое ожерелье, украшенные витыми зернью и шнурами.
Для самый древних произведений филигранного мастерства характерно преобладание зерни, а ровная либо витая проволока видится редко.
Изделия, декорированные зернью, свойственны и для скифского мастерства. Зернь кроме этого естьобычным мотивом и для сканных изделий X и XI вв. Такие изделия время от времени практически сплошь покрывались небольшой зернью и на маленьком предмете, к примеру на звездчатых колтах из с. Кресты (X в.) насчитывается до шести тысяч зерен диаметром не более 0,5 мм на каждом колте.
С XII в. в филиграни начинает преобладать проволочный узор, а зернь получает второстепенное значение. Орнамент строится из сученой проволоки в основном в форме спиральных завитков. Но все эти работы сохраняютнапайной, фоновый темперамент, т. е. узор напаивается на листовой металл.
В XIII в. разнообразие сканных приемов скоро возрастает. Появляются ажурная и многоплановая (сложная) филигрань, и рельефная. виртуозность и Особенное мастерство проявляется в примерах из Ветхо-Рязанского золотого клада.
К XIII и XIV вв. относится и золотая «шапка» Мономаха», выполненная в сканной технике и украшенная камнями. Зернь к этому времени практически перестает использоваться.
Татаро-монгольское нашествие на долгое время затормозило развитие Русской культуры, среди них и развитие русского филигранного мастерства. Погибли художники и опытные мастера, утратились многие монументы сканного производства, были забытыми многие узкие художественные и технические приемы филиграни, в частности утратился метод пайки небольшой золотой зерни, что только сравнительно не так давно снова был открыт проф.
Ф. Я. Мишуковым, установившим, что древние мастера использовали в качестве припоя ртуть. Она растворяла в себе золото, образуя смесь, а после этого при нагревании ртуть улетучивалась и шарики прочно соединялись с фоном.
Рис. 1. Золотой кубок Второе тысячелетие до н. э. Кавказ
Рис. 2. Звездчатый колт с золотой зернью X в. с. Кресты
XV и XVI вв. характеризуются новым расцветом сканного мастерства в Киевской Руси. История сохранила нам имена искуснейших художников и мастеров, к примеру имя скульптора-миниатюриста и превосходного сканщика-ювелира Амвросия (середина XV в.) либо Ивана Фомина (быть может, ученика Амвросия), создавшего превосходную золотую сканную чашу.
В XVI и особенно в XVII в. скань делается полихромной. В композицию изделий включаются многие неметаллические материалы, искусно увязанные со сканью (эмаль, стекло, драгоценные камни, и резное дерево и кость).
До XVII в. производство филигранных изделий сосредоточивалось в царских, княжеских либо монастырских мастерских, где скан-щики являлись и творцами-живописцами, и мастерами-исполнителями. В XVII в. появляются независимые ремесленники, начинается выработка изделий, рассчитанных на более широкий круг потребителей. Появляется разделение труда, выделяются мастера-волочильщики, каковые реализовывают волочение проволоки и заготовку скани.
В XVIII и начале XIX в. наровне с неповторимыми большими ажурными изделиями довольно часто с применением перламутра и хрусталя приобретают распространение небольшие серебряные бытовые изделия — туалетные принадлежности, коробочки, вазочки и т. п. Как декоративный мотив снова появляется зернь.
Рис. 3. Колт золотой со сканью и пе-« регородчатой эмалью
Рис. 4. Золотая скань. Шапка Мономаха XIII—XIV вв. Национальная Оружейная палата
В конце XIX и начале XX в. филигранные изделия выпускаются уже большими фабриками (Овчинникова, Рюкерта, Хлебникова, (_а-зикова и др.) в разнообразном ассортименте и больших сериях — это в основном церковная утварь, дорогая посуда, туалетные устройства и т. п. Богатейшие декоративные возможности скани^ неспешно утрачиваются, художественные преимущества изделии также понижаются. Но технологические приемы в это время достигают профессионального исполнения и высокого совершенства и отличаются особенной тонкостью и точностью.
Особенно характерен для этого времени расцвет рельефно-ажурной филиграни, используемой для того чтобы на иконы, где из скани выполнялись одежда святых, и элементы пейзажа: облака, деревья, скалы и т. п. К этому же периоду относится восстановление ажурной филиграни с эмалью — так называемой «оконной» эмали.
Рис. 5. Фрагмент фоновой скани
Восстановление сканного производства у нас по окончании Великой Октябрьской революции относится к концу 20-х годов. Перед филигранным мастерством появились новые задачи — количества и увеличение ассортимента производимых изделий.
На современном производстве филигранные изделия изготовляются от начала и до конца вручную либо при помощи только несложных приспособлений; в этом специфичность сканной техники.
Основное отличие современного производства филиграни от создания филигранных изделий в прошлом — не только разработка, но в первую очередь организация труда, его разделение. Помимо этого, все шире внедряются малая механизация и особые приспособле-
Различают громадное разнообразие разновидностей и видов филиграни, каковые значительно чаще обозначают следующими заглавиями.
Напайная филигрань (скань) — художественная обработка, в то время, когда узор из проволоки (ровной либо сученой), и зернь напаивают конкретно на листовой металл.
Напайная филигрань имеет следующие разновидности:
а) фоновая, либо глухая, филигрань — несложный случай, в то время, когда филигранный узор напаивают на листовой металл (рис. 5), время от времени дополнительно канфарят фон;
б) просечная, либо выпильная, филигрань, при которой по окончании пайки узора фон удаляют или просечкой, или выпиловкой;
в) рельефная филигрань по чеканке — сканный узор напаивают на заблаговременно подготовленный чеканный рельеф;
г) напайная филигрань с эмалью либо перегородчатая эмаль, при которых по окончании пайки скани все пространства между перегородками, грамотными сканью, либо их часть заполняют эмалью.
Объемная филигрань. К ней относятся объемные предметы, выполненные сканной техникой, — вазы, кубки, подносы, ларцы, коробки, объемные изображения зверей, птиц, архитектурные формы и т. п. Такие изделия изготовляют из отдельных частей, каковые после этого монтируют в целую композицию.
Рис. 7. Ажурная скань Создатель В. Ю. Васильева. 1976 г. МВХПУ (учебная работа)
Рис. 8. Плакета «Соборная площадь» (фоновая скань, эмаль, ажурная скань, дерево) Создатель Лукашин. 1974 г. МВХПУ
Отдельные элементы предварительно изготовляют по их разверткам каким-либо одним либо несколькими видами сканной техники из обрисованных выше. Изделие возможно выполнено из напаинои филиграни (фоновой) с эмалью либо чеканкой либо из ажурной филиграни несложной либо многоплановой (сложной) и т. п. Время от времени в одном предмете умело применяют пара разновидностей филиграни, ажурные подробности меняют с фоновыми, дополнительно украшенными чеканкой, эмалью и драгоценными камнями и т. п. Это придает особенное достаток и красоту всей композиции в целом (рис. 8).
Такое громадное разнообразие приёмов и видов филиграни появилось не сходу. Они сформировались в течение многовекового развития сканной техники. Целый технологический процесс производства филигранных изделий (независимо от его сложности и размера) включает следующие операции.
Подготовительные операции. Проект филигранного изделия выполненный живописцем, перед его переводом в материал в первую очередь разбивают на составные части и для каждой объемной части вычерчивают развертку (для плоскостных изделий в этом нет необходимости). После этого целый рисунок разбивают на составляющие его элементы и для каждого элемента устанавливают вид и толщину проволоки (скань, гладь, шнурок). Особенно это принципиально важно для изделий поступающих в серийное производство.
Эта разработка фиксируется либо в чертеже, либо прямо в примере конкретно, выполненном в материале.
Необходимо заметить, что сложный по конфигурации орнамент нужно разбивать на серию несложных элементов. Чем несложнее и меньше отрезок проволоки, тем легче его подогнать к соответствующему участку контурной линии рисунка, а в целом правильно и совершенно верно собрать целый рисунок. Выгибать из проволоки сложные и долгие профили не нужно.
Намного проще и стремительнее их составить из отдельных отрезков несложной конфигурации; при плотной установке места стыка отдельных элементов по окончании пайки совсем незаметны и не портят неспециализированного вида рисунка.
Заготовка скани. Материалами для того чтобы помогают чистые металлы: золото, серебро, медь. Их сплавы для данной цели в большинстве случаев не используют по двум обстоятельствам: во-первых, они владеют меньшей вязкостью и пластичностью; они более твёрды и упруги, и это затрудняет волочение проволоки, ее набор и сучение скани.
Во-вторых, температура плавления сплавов ниже, чем у чистых металлов, что затрудняет пайку изделий. Но время от времени по экономическим соображениям при работе из драгоценных металлов допускается заготовка скани из пробы 958 для золота и 916 для серебра. Но такая скань тяжела в работе.
Исключение образовывает плавка зерни, которую возможно изготовлять, из сплавов указанных проб (а также ниже), а для бронзовых сканных работ зернь время от времени плавят из бронзы.
Скань изготовляют из проволоки; если она не соответствует по толщине сечению, указанному на чертеже (либо примере), ее протягивают через соответствующий фильер волочильной доски. Волочильная доска, либо циейзен (от нем zieheisen), представляет собой металлическую закаленную пластину, в которой просверлены последовательности неспешно уменьшающихся по диаметру отверстий. Волочильную доску усиливают в настольных тисках, финиш проволоки заостряют напильником и просовывают в отверстие волочильной доски.
Захватив финиш проволоки плоскогубцами, медлено, без рывков, протягивают проволоку через отверстие. Для получения чистой поверхности и уменьшения упрочнения используют смазку (масло либо воск). Переходя последовательно от одного отверстия к второму (меньшему), приобретают проволоку нужного сечения.
Но при волочении проволока скоро нагартовывается, делается твёрдой, трескается с конца и легко рвется. Дабы избежать этого, ее нужно иногда отжигать, доводя до темно-красного каления. Наряду с этим структура металла изменяется и проволока опять делается мягкой.
Бронзовую проволоку направляться отжигать каждые 3—4 отверстия, так же как и серебряную пробы 875. л волока из чистого серебра гартуется меньше, ее возможно протя-ть отжигая через 5—6 отверстий. Чистое золото проходит без Сжигания 6—8 отверстий. При отжигании проволоку нужно ° птывать в кольцевой моток, смотря за тем, дабы витки хорошо С илегали друг к другу, а готовый моток оплетать свободным коном проволоки.
Это нужно чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась и отдельные ее астки не могли бы оплавиться. Особенно это относится к узким проволокам, отстоящие витки которой легко оплавляются. В случае если проволока тонкая, то ее наматывают на латунный ролик, подобный нитяной катушке, поскольку наряду с этим она равномерно прогревается и значительно уменьшается опасность расплавления.
По окончании каждого отжига проволоку отбеливают в не сильный растворе серной кислоты (5—10%), промывают и просушивают. Особенно это относится к лигатурному серебру и меди. Проволоку из золота и чистого серебра возможно опускать в тёплом состоянии в чистую воду, это придает ей еще громадную мягкость.
Проволоку, предназначенную для того чтобы, по окончании волочения ссучивают и плющат в вальцах. Ссучивание (свивание) скани в прошлом осуществлялось на скальнице — примитивном приспособлении, приводимом во вращение рукой, на что тратилось много времени. На данный момент скань сучат на скоро вращающемся шпинделе мотора либо любого механизма, снабжающего стремительное вращение (электродрель, станок и т. п.).
Скрутка скани не должна быть не сильный. В большинстве случаев нужная степень свивания филиграни достигается в два приема, в промежутке между которыми проволоку отжигают, дабы придать ей пластичность и необходимую мягкость. Скань заготовляют из отожженной проволоки, отбеленной (в пятипроцентном растворе серной кислоты), промытой и высушенной. Ссученную скань прокатывают в вальцах и снова отжигают, промывают и сушат.
Такая скань готова к потреблению. Степень плющения скани возможно разна — от чуть заметной до сильной; чем шире, посильнее развальцована скань, тем прочнее изготовленное из нее изделие, поскольку поверхность пайки соответственно возрастает.
Не считая сученой скани для филиграни используют и ровную вальцованную (либо легко круглую) проволоку, так именуемую гладь, которая в сочетании со сканью существенно обогащает рисунок.
Шнуры для филиграни различают по рисунку и толщине. Их гото-вят Разными приемами. Несложный шнур вьют, так же как скань, из двух, но более толстых проволок, не вальцуют, и в собственном сечении он остается круглым.
Более сложные по структуре шнуры сучат из трех либо четырех проволок. Занимательный рисунок получает шнур, в случае если, свитый из двух проволок, он складывается в два раза и снова сучится: наряду с этим он делается плотным и сложным по структуре. В случае если же повторно свивать шнурок в обратную сторону, то делается более рыхлым и уникальным по рисунку.
Данный вид УРка придает богатство композиции и особую красоту. Необычный темперамент получает шнур, свитый из двух проволок разной толщины.
Еще более сложный рисунок, существенно обогащающий сканные работы, имеет «плетенка», которую плетут как косу из трех (либо более) проволок вручную. Плетенки заготовляют маленькими отрезками, поскольку плетение из долгих проволок весьма затруднительно — они путаются. Необычным декоративным элементом скани есть «струнцал».
Его изготовляют по принципу производства канители— методом навивания узкой по сечению проволоки на более толстую так, дабы виток хорошо ложился к витку. В сочетании со сканью и шнурами ровные линии, очерченные струнцалом, весьма эффектны.
Одним из прекрасных элементов сканных работ есть «зернь» (небольшие шарики). Она существенно дополняет и обогащает линейный рисунок, выполненный из проволоки, и напоминает жемчужные обнизи в шитье. Зернь приготовляют следующим образом. Дабы все зерна были однообразными по диаметру, нужно проволоку нарезать на однообразные кусочки. Для этого узкую проволоку навивают спиралеобразно (виток к витку) на ригель — ровный цилиндрический металлический стержень.
Взятую спираль снимают с ригеля и разрезают на отдельные витки (колечки). После этого, смешав такие заготовки (колечки) с угольным порошком, их нагревают в муфеле до оплавления. Колечки, поделённые друг от друга угольным порошком, сплавляют в правильные круглые шарики однообразного размера. При маленьких заготовках зернь возможно оплавлять на листовом асбесте либо куске древесного угля.
В случае если желают взять верные полушары, то заготовленные колечки оплавляют, положив их на листовую слюду. Нижняя часть для того чтобы шарика, которая обращена к слюде, делается плоской.
Комплект скани. Процесс комплекта скани по рисунку складывается из двух операций: 1) выгибание каждого элемента рисунка из соответствующей проволочной заготовки (скани, глади либо шнура) и 2) установка для того чтобы элемента на закрепление и соответствующее место клеем. Самый целесообразно предварительно заготовить все подробности рисунка (завитки, колечки, овалы и т. п.), а после этого устанавливать их на место.
Эту работу ведут при помощи пинцета особой формы — корнцанга, представляющего собой сложенную в два раза металлическую полосу шириной от 10 до 15 мм и толщиной от 1 до 2 мм. Неспециализированная протяженность пинцета образовывает 100—150 мм и ее подбирают по руке; финиши пинцета кратко заострены и легко согнуты вовнутрь. Пинцетом трудятся, держа его в правой руке, а вольный финиш проволоки придерживают ногтем указательного пальца левой руки.
Эту работу выполняют на особой, ровной железной пластине (из цинка либо алюминия) размером 150X200 мм и толщиной 2—3 мм.
В наше время при серийном производстве изделий для заготовки отдельных элементов рисунка используют разные приспособления: для навивки колечек применяют ригели — ровные отрезки металлической проволоки разной толщины в диаметре от 0,5 до 10 мм (а время от времени и толще); для формовки зубчиков (для либо фона) — особые зубчатые вальцы. Проволока, про-касТ ная через такие вальцы, получает равномерные зубчатые бы.
Тот же итог, но с закругленными и пара склонен-ИЗГ и в одну сторону зубцами возможно взять, в случае если расплющить нь1 туЮ на узкий ригель и легко растяную спираль. Н Более сложные конфигурации (лепестки розеток и др.) приобретают помощи плоскогубцев, рабочие финиши которых запиливают спе-иальным образом. Используют кроме этого особые пресс-формы, в которых формуют более сложные элементы.
Для резки скани помогают ножницы либо особый маленький маленький нож, снабженный древесной рукояткой.
Из приготовленных первичных элементов создают комплект рисунка и установку его на клей. Возможно различить четыре метода комплекта скани в зависимости от ее вида (и разновидности).
Напайная филигрань (фоновая). В этом случае рисунок переводят на подготовленную (отожженную, отбеленную, промытую и высушенную) заготовку из листового металла (золота, серебра, красной меди), по толщине, конфигурации и размерам соответствующую рисунку и предназначенную для фона.
Комплект начинают либо с установки основных, самые крупных элементов композиции, делаемых из толстого шнура, либо, напротив, с рамок по контурам рисунка (если они предусмотрены). В случае если в композиции предусмотрены драгоценные камни, то начинают с определения мест под касты; после этого ставят второстепенные элементы рисунка из более узкой проволоки (скани либо глади) и в конце самые узкие и небольшие подробности, заполняющие рисунок. Комплект заканчивают установкой зерни (если она предусмотрена).
В прошлом комплект скани создавали на столярный либо вишневый (камедь) клей. Каждую подробность смазывали клеем и устанавливали на соответствующее место; это отнимало большое количество времени. на данный момент в качестве клея используют нитролак, клей БФ и др.
Наряду с этим работа существенно упрощена и сводится к следующему: по окончании укладки на место нескольких первичных элементов рисунка (завитков, колечек) на них сверху наносят каплю лака либо клея, которая расплывается по рисунку, обволакивая проволоку узким слоем, скоро высыхает и прочно приклеивает скань к фону.
При комплекте плоских фоновых.изделий нужно смотреть за тем, дабы подробности были плоскими и ложились на фон ровно всеми собственными точками по всей плоскости. Это снабжает их надежную пайку с одного раза. Нужно кроме этого, дабы все подробности хорошо прилегали друг к другу, в особенности в тех местах, где они сопрягаются встык,— это снабжает громаднейшую сохранность рисунка от искажения в ходе пайки совершает места стыков незаметными.
Запрещено Допускать кроме этого отставания от поднятия и фона отдельных элементов либо участков скани над неспециализированным уровнем, поскольку при пайке они легко смогут сгореть.
При комплекте зерни (шариков) целесообразно под каждое зерно дкладывать колечко либо канфарить фон, т. е. ударом острого че-на намечать место для каждого зерна. Это облегчает комплект и увеличивает его соответствие и точность рисунку, поскольку в этом случае шарики не катаются по фону, а прекрасно фиксируются на собственных местах. Помимо этого, при комплекте зерни по канфарнику либо на кольцо существенно возрастает прочность пайки шарообразный зерни за счет повышения поверхности пайки.
В случае если же в рисунке колечки не предусмотрены, то возможно использовать зернь, сплавленную на слюде (полушаровидную). В тех случаях, в то время, когда зернь расположена как жемчужная обнизь, в одну линию, целесообразно ее набирать между двух узких параллельных проволок.
Объемная фоновая филигрань. Комплект скани для этого вида реализовывают на предварительно выдавленные, штампованные (либо дифованные от руки) объемные формы— цилиндры, конусы, шаровые поверхности либо на еще более сложные формы — цветы, листья, изображения животных и т. п. — чеканные рельефы. Комплект на объемную форму либо рельеф делать существенно тяжелее если сравнивать с плоскостью, поскольку элементы рисунка приходится предварительно изгибать по форме, дабы они хорошо прилегали к фону.
Исходя из этого при изготовлении цилиндрических либо конусных изделий (имеющих одну кривизну) довольно часто применяют комплект скани на плоские развертки этих фигур, а по окончании пайки филиграни на фон из таковой развертки свертывают цилиндр либо конус. Но таковой прием неизбежно ведет к искажению рисунка и некоторой деформации, в особенности в случае если его элементы велики и собраны из толстой либо очень сильно развальцованной скани. Изделия, имеющие двойную кривизну, к примеру шар, этим приемом изготовить запрещено, поскольку они не имеют плоских разверток.
Комплект плоской ажурной филиграни. Комплект этого вида филиграни создают при помощи нитролака на писчую бумагу (раньше равно как и для фоновой филиграни, использовали столярный клей). Для этого рисунок переводят на набор и бумагу выполняют равно как и на листовой металл.
Но в этом случае плотность комплекта имеет особенное значение, поскольку при пайке подробности рисунка должны прочно спаяться лишь между собой из-за отсутствия фона. На рис. 80 продемонстрирован верно и весьма хорошо выполненный комплект ажурной скани.
Неплотный комплект приводит в большинстве случаев к высыпанию отдельных не спаявшихся элементов, что существенно усложняет работу, поскольку требует вторичной вставки их на место и вторичной пайки.
Не нужно брать через чур толстую бумагу, поскольку при пайке она сгорает неравномерно и деформирует рисунок. Помимо этого, от толстой бумаги образуется большое количество золы, которая затрудняет процесс пайки. Запрещено кроме этого использовать вместо писчей бумаги кальку либо восковку.
Комплект объемной ажурной филиграни. Комплект этого вида филиграни создают на особые шаблоны из малоуглеродистой стали; лучшим материалом помогает тёмный декапир толщиной 0,5—0,8 мм либо простое кровельное железо. Шаблоны изготовляют вручную дифовкой либо на давильном станке.
Они должны быть цельными без паяных швов; по данной причине монтированные шаблоне годятся, поскольку в процес-Не пайки филиграни, которую делают на шаблоне, швы смогут распаяться и сломать работу.
Комплект на металлические шаблоны создают равно как и при объемной фоновой филиграни, с той только отличием, что по окончании пайки ажурная филигрань к шаблону не припаивается и легко с него снимается. Довольно часто ажурные рельефы и объёмные изделия изготовляют в противном случае. Комплект создают на плоскость, а после этого по окончании пайки из плоской ажурной заготовки ди-фуют нужный количество.
Хорошо собранный и прекрасно пропаянный ажур легко дифу-ется и принимает сверхсложные формы, среди них и с двойной кривизной. Так, ажурный шар возможно изготовить из двух кружков-розеток: из каждой дифуют полушар, а после этого их спаивают совместно по периметру громадного круга.
Для придания большей физической прочности ажурным объемным изделиям с тыльной стороны к взятому рельефу подпаивают особый каркас из полос разной конфигурации и формы, сМотря по рисунку. Громадные сложные композиции собирают из подробностей, каждую из которых делают и спаивают раздельно. Монтировку готовых Подробностей между собой создают либо так же — на припой, либо, в случае если Подробности имеют разную отделку (серебрение, золочение), — по окончании их отделки на особые клямеры либо на винтах.
Пайка филигранных изделий. Изделия, собранные на столярном клее, перед пайкой требуют необходимой обвязки узкой металлической проволокой — биндрой, поскольку при пайке столярный клей от нагревания вспучивается, кипит и загорается. Сейчас отдельные небольшие подробности выясняются ничем не скрепленными между собой и смогут рассыпаться.
При обвязке фоновой филиграни биндру укладывают так, дабы любая подробность хотя бы один раз попала под ее виток и была прижата к фону.
При пайке ажурной филиграни, собранной на бумагу, ее привязывают к пластине из мягкой листовой стали толщиной 0,5—0,8 мм (либо кровельного железа) пара большего размера и предвари, тельно натертой мелом, дабы филигрань не припаялась к пластине.
Рис. 9. Браслет из ажурной скани Создатель Л. Н. Толстова. 1971 г. МВХПУ (учебная работа)
При комплекте на нитролак и другие современные клеи обвязку в большинстве случаев не используют, поскольку, к примеру, клей БФ удерживает подробности до момента пайки и, сгорая практически мгновенно, не дает изделию рассыпаться. Но сложные объемные изделия, собранные на современных клеях, нужно связывать.
В качестве припоев для пайки филиграни используют особые припои.
Припой употребляют в виде опилок. Для этого слиток припоя при помощи личного напильника превращают в опилки, после этого магнитом из измельченного припоя удаляют кусочки железа, каковые попадают в том направлении от напильника. Очистку припоя магнитом нужно создавать в обязательном порядке, поскольку кусочки железа от напильника вместе с припоем, попадая на скань, заплавляются в ней и остаются незаметными до отбеливания готового изделия в не сильный растворе серной кислоты.
Тут железо, реагируя с кислотой, образует красно-бурый нацвет на скани, тяжело удаляемый и затрудняющий предстоящую отделку изделия.
В качестве флюса при пайке используют буру. Прокаленную и мелко измельченную буру смешивают с припоем в отношении 1 : 1 по количеству. Подготовленное к пайке изделие смачивают водой (лучше не сильный раствором буры) и на мокрую поверхность не весьма близко посыпают заготовленную смесь припоя с бурой.
В случае если припоя забрано мало, то смогут остаться непропаянные места и изделие будет не хватает прочным. Избыток припоя не желателен, поскольку он заливает скани и фактуру шнуров, небольшие подробности рисунка и портит внешний вид изделия. Пайку филиграни оптимальнеесоздавать широким, мягким, коптящим, восстановительным пламенем керосина. Температура сгорания копоти практически сходится с температурой плавления припоя (800—850°С).
Пайка в большинстве случаев происходит скоро и весьма чисто. Использование бензинового пламени дает прекрасные результаты, но, в случае если пламя узкое (режущее), изделие может сгореть.
На данный момент дутье осуществляется от компрессора либо при личном пользовании— от мехов с ножным приводом.
Использовать ювелирные припои, которые содержат цинк, для пайки филиграни запрещено, поскольку при повторных пайках цинк растворяет узкие подробности узора, а на более толстых проволоках остаются глубокие раковины, каковые тяжело исправить. Сломанные подробности приходится вырезать, а на их место набирать и впаивать новые. Помимо этого, ювелирные припои, которые содержат Цинк, требуют тщательной
предварительной очистки поверхности изделий, подлежащих пайке.
В сканном деле такая подготовка неосуществима, поскольку при комплекте скани используют разные клеи, которыми удерживаются между собой небольшие проволочные подробности сканных изделий, поступающих в пайку. В ходе пайки сгорают клей и бумага, на которой осуществлен комплект ажурной скани; в следствии образуется зола, которая неизбежно попадает в швы, подлежащие пайке, и загрязняет их. Сканные припои «не опасаются грязи» и прекрасно «бегут» и «играются» при наличии достаточного количества флюса — буры.
По окончании пайки изделие контролируют и, в случае если окажутся непропаянные Участки (по обстоятельству не хватает плотного комплекта), их исправляют и пропаивают еще раз. Затем изделие отбеливают в тёплом пятипроцентном растворе серной кислоты. Отбеливание выполняют весьма шепетильно, до полного удаления малозаметных стекловидных следов флюса (буры).
Бура очень сильно мешает последующей гальвани-ской отделке изделий (золочению и серебрению), так как золотой серебро не осаждаются на те места, где остаются пленки буры, и они светло выступают своим розоватым цветом на золотом либо серебряном фоне предмета.
Рис. 10. Серебряная подвеска XIX в. Дагестан. Национальный Исторический музей
Филигранные изделия смогут быть репродуцированы при помощи гальванопластики и литья (см. соответствующие разделы). Попытки повторять филигрань при помощи штампов кроме этого дали более либо менее удовлетворительные результаты. Но все эти приемы разрешают повторить лишь фоновую, глухую напайную филигрань.
Попытки воспроизвести ажурную филигрань при помощи намерено изготовленного штампа не смотря на то, что и дали некий итог, но получается рисунок, весьма далекий от оригинала; помимо этого, экономически это нерентабельно ввиду непрочности и высокой стоимости таких просечных многопуансонных штампов. Время от времени сученую скань заменяют нарезной проволокой и ее легко насекают на готовом изделии.
На рис. 10 изображена сканная серебряная подвеска, при изготовлении которой применен данный метод. Толстая вальцованная проволока, использованная для основных линий и контура орнамента, первоначально была ровной, а по окончании пайки изделия на ней сделаны насечки.
Небольшой рисунок выполнен из сученой скани.
Сейчас обширно распространилась скань из мельхиоровой проволоки. Но для учебных целей работа с этим материалом нецелесообразна, поскольку проволока из красной меди значитльно лучше мельхиоровую по пластичности (легче набирается скань).